fbpx
Впечатления

Феи, королевы и ослы

Инна Шейхатович. Фото: Лена Запасская

…Режиссер пытается снимать фильм, как Бог из машины вылетает на балкончик его милый бездумный,  гибкий до балетной элевации помощник Пак. Во фраке и шляпе канотье. Жена режиссера все время ссорится с мужем, изменяет ему с очень красивыми юношами, которые сосредоточенно молчат (еще одно доказательство того, что никто не знает, как завоевать женское сердце, но не умом  и талантом, это уж точно)… Продюсер, кинобог женится на миллионерше (вроде как она из амазонок, есть  такая версия). Феи и монтажеры, помреж и гример, миманс и детский хор что-то ищут в ночном сне. Художественная самодеятельность, состоящая из льстивых и увлеченных выспренной поэзией работников студии, желает показать продюсеру в день его свадьбы спектакль.  В этом спектакле соединятся стили и узнаваемые образы американского кино. Спектакль  будет  насмешкой, капустником, парадом популярных типажей. Чарли Чаплин поможет подруге ковбоя Пирама Фисбе совершить самоубийство (всеми возможными способами сразу, исключая только утопление в море)… И шестеро влюбленных, которые соединили руки и сердца, будут аплодировать, и счастливые аккорды уведут их в рассвет. В другую жизнь, о которой так хочется думать, как о начале чего-то реально- прекрасного. На израильской оперной сцене возникла опера гениального англичанина Бенджамина  Бриттена «Сон в летнюю ночь» по пьесе гениального англичанина Уильяма Шекспира ( или кто там создал гениальную мистификацию). Либретто написали Бенджамин Бриттен и Питер  Пирс. Про Голливуд  тогда, 1960 году, в нем ничего не было. Сценограф – Александр Лисянский.  Художник по костюмам – Орен Дар.

Идо Риклин, талантливый израильский режиссер с идеями и волей, очень решительно    сделал ставку на стилизованный, фантасмагорично- вычурный мир кино. Где в центре техника, где чудеса есть неотъемлемый элемент жанра. Серьезную и яркую сказку  дополнил  гротеском из жизни кинопавильона. Ввел в пределы оперного спектакля кинокамеры, штативы,  хлопушку, цитаты из кино, стоп-кадры. Элегантную издевку. Над кем и над чем? Над Голливудом,  разумеется! Зачем? Вариант самовыражения, новая планета, и, кроме того, утверждение новейших, свежайших вариантов пиетета перед гениями Шекспира и Бритттена.

Оберон, режиссер фильма про королеву фей Титанию (ее играет его неверная и эксцентричная жена), решает отомстить. Она ведь кроме всяких прочих грехов еще и юношу-пажа увела… По его приказу, Пак окропит глаза актрисы-королевы соком волшебного цветка. И она под действием чар влюбится в первого, кого увидит. Так и вышло. В летнюю сказочную  ночь Титания воспылала страстью к ослу, в которого  превратился актер-любитель ткач Основа. «Твой образ пленяет взор…» – провозглашает Титания. Смех и ужас окружающих сопровождает  нежные объятия этой странной пары.  В то же время еще четверо сотрудников студии заняты поиском любви и счастья.

Елена, Гермия, Лизандр  и Деметрий то попадают – по ошибке  Пака – в сети  волшебства, то выпутываются  из них. Они сражаются с судьбой, друг с другом – но все же в финале обретают  желаемое. Любители репетируют свою прежалостную пьесу. Своего рода «архетипы» американского кино заключают свадьбу продюсера в рамку из узнаваемых сценок. Все весело, не страшно, подчас – чуть вульгарно… Но именно чуть.

Музыка Бенджамина Бриттена – сложная. Выразительная. Театральная. Временами она издевается, колдует, цитирует. Иллюстрации  соединяются  с прекрасными мелодическими  фрагментами. В какие-то мгновения от красоты  и щемящей гибкости мелодии захватывает дух. От нее нельзя ждать Верди. Как от конструкций Сезанна нельзя ждать мелодизма Боттичелли. Совсем. Эту музыку надо прожить, ощутить, принять. Возможно, уху следует дать привыкнуть. Возможно – необходимо очень захотеть слушать,  вслушиваться.

Симфонический оркестр  Ришон ле-Циона великолепен. Он сияет,  как россыпь драгоценных  камней.  Играет чудо и странность волшебства. Дирижер – Даниэль  Коэн проявил зрелость, профессионализм, точность, серьезность и высокую праздничность. В оркестре – и я снова это ощутила! – играют мастера. Первые голоса – скрипка, труба, тромбон,  кларнет, флейта, виолончель – выше всех похвал. Еще один из самых  важных героев  спектакля – сценография. Александр Лисянский  дал этой опере свой динамизм и  фантазию. Свою блистательную фантазию. Хороши и функциональны  костюмы, придуманные Ореном Даром. Ави Йона Буэно (Бамби) заливает сцену то сиреневым, то изумрудным  светом, а в момент  войны между четырьмя любящими она монотонно серая,  пустая,  и только дым, как на пожарище… Пластический  текст – движение, танец  (хореограф Йорам Карми) органичны и абсолютно естественны. Украшение спектакля – Йоси Цабари в роли Пака. Бриттен как-то увидел в Стокгольме  акробатов. Изящных, полетных. Его Пак – словно из этого впечатления. Это роль разговорная. Йоси Цабари  говорит, вокалируя, движется ошеломляюще красиво. Его природа – сновидение  и легкая  безалаберность…

В этой опере необходимо не только петь, но и играть. И играть совершенно искренне. С полной отдачей. Ходульность и формальность не пройдут. Оба состава исполнителей хороши. Они разные, но интересные. Мне (хотя это  сугубо мое личное мнение) Алон Харари с точки зрения вокала понравился  больше, чем Янив Д’Ор. И Джонатан Лемалу из Новой Зеландии  в роли ткача Основы был убедительнее австралийца Джошуа Блума.  Но каждый спектакль – уникален. Особенно такой спектакль. И все артисты очень интересные, яркие. Бенджамин Бриттен увел нас в чарующую летнюю ночь. Ее дыхание  ощущается в зале в том спектакле, который эффектно и достойно нафантазировал Идо Риклин. Не надо бояться Бриттена. Непременно  идите в оперу! Может, она добавит вам счастья, как добавила мне!

Бенджамин Бриттен. «Сон в летнюю ночь».
Опера в трех действиях по одноименной комедии Шекспира, либретто композитора и П. Пирса.
Премьера: фестиваль в Олдборо, в исполнении труппы «Инглиш опера груп», 11 июня 1960-го года.

Режиссер-постановщик – Идо Риклин
Дирижер – Даниэль Коэн/Эйтан Шмейсер
Художник-постановщик – Саша Лисянский
Художник по костюмам – Орен Дар
Хореография – Йорам Карми
Художник по свету – Ави Йона Юуэно (Бамби)
Видео – Нимрод Цин

Действующие лица:
Оберон (контратенор)  — Янив Да’ор/Алон Харари
Титания (сопрано) — Хила Баджио/Анна Хантлей
Гермия (меццо-сопрано) – Анат Чарны
Елена (сопрано) – Яэль Левита/Моран Абулофф
Лизандр (тенор) — Ясон Бриджес-Руперт Чарлзворт
Деметрий (баритон) — Одед Рейх/Росс Рамгобин
Пак — Йосси Цабари
Ипполита (меццо-сопрано) — Идит Замир
Боттом — Джонатан Лемло/ Джошуа Блум
Куинс — Грэм Данби/Джордж Моузли
Снаг — Владимир Браун
Заморыш, портной – Яир Полищук
Рыло, медник — Эласдар Элиот
Флейта — Эйтан Дрори
Тесей – Ноах Бригер
Эльфы:
Паутинка – Таль Ганор
Ночной мотылек – Нофар Яакобт
Душистый горошек – Даниэль Скорка
Горчичное зерно — Авигайль Гуртлер

Исполнение на английском языке. Бегущая строка на английском и иврите. Перевод – Дори Парнас

При участии детского хора «Моран»
Симфонический Оркестр Ришон ле-Циона
Продолжительность оперы – 3 часа, включая антракт

Даты представлений:
Понедельник,  8.1.2018, 20:00,
Вторник, 9.1.2018, 20:00,
Четверг, 11.1.2018, 20:00,
Пятница, 12.1.2018, 13:00,
Суббота, 13.1.2018, 20:00,
Воскресенье, 14.1.2018, 18:00,
Среда, 17.1.2018, 20:00

За час до начала каждого выступления — вступительная лекция, вход в зал на лекцию по билетам на представление в тот же вечер

Заказ билетов: 03-6927777 или на сайте: http://bestbravo.co.il/announce/58114

Оперный театр имени Шломо Лахата – Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех. 19.

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com