Верхнее фото – кадр из фильма “Потерянные в Мюнхене”
Чехия и Словакия – снова вместе? Представьте себе – да! 13 августа в Тель-Авивской «Синематеке» торжественно открывается фестиваль чехословацкого фильма.
Фестиваль пройдет в 6 израильских городах. Подробности на сайте – http://tel-aviv.czechcentres.cz/ceskoslovensky-filmovy-festival/
Чехословакия отмечает столетие со дня своего образования и приглашает нас, израильтян, поучаствовать в этом праздновании. Стоп! А разве такое государство все еще существует? В кино?! Конечно! 13 лучших фильмов из собрания чехословацкого кинематографа (начиная с 1929 года) будут представлены израильскому зрителю на кинофестивале, который пройдет с 13 по 31 августа в шести городах Израиля: в Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе, Холоне, Герцлии и Сдероте. Фестиваль проводится при сотрудничестве Культурного центра Чехии в Тель-Авиве и Посольства Словакии в Израиле.
Фестиваль торжественно откроется в Тель-Авивской «Синематеке» 13 августа в 19.45.
Его откроет Зузана Кронерова, актриса, дочь Йозефа Кронера, исполнительница главной роли в фильме “Ледяная женщина” ( Ice mother).
Два основных направления программы – фильмы памяти недавно ушедшего Милоша Формана, а также ретроспектива Яна Кадара, пять фильмов которого будут показаны во время фестиваля.
Фильм Милоша Формана “Любовные похождения блондинки” (1965) – один из трех его фильмов, положивших начало направлению Новая чехословацкая волна. В основе сюжета эпизод, который однажды наблюдал сам Форман, пытаясь помочь девушке из маленького городка, разыскивающей в Праге своего любовника по записке с фальшивым адресом. Комедия, снятая по сценарию Ивана Пассера и Ярослава Папусека при участии самого Формана, получила «Оскар» и» Золотой Глобус» на нью-йоркском кинофестивале 1966 года в номинации “Лучший зарубежный фильм”, и с тех пор неоднократно удостаивалась самых престижных наград. В 2000 году британский киножурнал «Empire» включил его в список 100 лучших зарубежных фильмов за всю историю мирового кинематографа. Форман сумел представить не сентиментальный, но сочувственный взгляд на реальную социальную проблему: в маленьком городке на обувной фабрике трудится 2000 молодых женщин и почти нет мужчин.
В том же 1965 году, то есть в самые что ни на есть махровые коммунистические времена, снят фильм «Магазин на площади» ( “The shop on the main street”), тоже заслуживший Оскар и Золотой Глобус. Фильм повествует о так называемой программе “ариизации” Словакии в годы Второй мировой войны и о попытках выжить одной отдельно взятой еврейской вдовы. Фильм снят режиссёрами словаком Яном Кадаром и чехом Элмаром Клосом на основе сценария Ладислава Гросмана. Главные роли в картине исполнили Йозеф Кронер, сыгравший плотника Тоно Бртко и польская актриса Ида Каминска, воплотившая образ старой овдовевшей еврейки Розалии Лаутманн. В фильме звучит идиш.
Дочь Йозефа Кронера Зузана Кронерова, исполнительница главной роли в фильме “Ледяная женщина” ( «Ice Mother») откроет Фестиваль чехословацкого фильма в Израиле.
Вацлав Мацек, эксперт по творчеству Кадара, директор центрально-европейкого дома фотографии – гость фестиваля.
“Эротикон” (1929) Махаты Густава, один первых в истории кинематографа эротический фильм, снят по мотивам пушкинской повести “Станционный смотритель”.
Для тех израильских политиков, которые любят ссылаться на события в Чехословакии в 1938 году, нынешний фестиваль предоставляет уникальный шанс – фильм “Потерянные в Мюнхене” (2015) (не путать с недавно вышедшим на экраны “Потерянные в Берлине”!). Пролог драматической киноленты подробно расказывает о том, как решалась судьба Чехословакии в 1938 году. Авторы напоминают, что чехи были преданы французами, тогдашними союзниками. Эдуард Деладье – тогдашний министр Франции, подписал вместе с лидерами других стран Мюнхенский договор. Дальше действия переносятся в современность. Неудачливый журналист Павел отправлен на пресс-конференцию с 90-летним попугаем Жако, который 25 лет провел рядом с Эдуардом Деладье, и сейчас, по сути, является свидетелем того, что Деладье сожалел о предательстве. Так утверждают французы. Но сам Жако говорит совершенно другое, и Павел решает похитить его.
Режиссер фильма Петр Зеленка, мастер черного юмора – гость фестиваля. Он прибывает в Израиль 19 августа.
Даже при беглом просмотре программы, бросается в глаза тот факт, что основная часть лент – это комедии или трагикомедии, жанр, встречающийся не так часто.
Остается добавить, что за составлением этой удивительной коллекцию стоит новый директор Центра чешской культуры – Роберт Миколаш, журналист, посвятивший годы репортажам из горячих точек планеты, освещавший события в Ираке, Сирии, Зимбабве и израильско-палестинский конфликт, а теперь вернувшийся к нам в ином качестве. Это его первая попытка ответа на вечный вопрос – почему чехи так любят Израиль. Наверное потому, что у них хватает на это чувства юмора, впрочем, иногда черного.
Сайт фестиваля – http://tel-aviv.czechcentres.cz/ceskoslovensky-filmovy-festival/
Текст и фото – по материалам пресс-релиза