Верхнее фото – Lee Meir. Credit © André Lewski
“Diver” (diverfestival)— это ежегодный фестиваль современного танца, проходящий в Тель-Авиве – Яффо. На время проведения фестиваля сценическими подмостками становятся улицы, пространства арт-галерей, театров и музеев. Фестиваль предоставляет сцену как хорошо известным, так и молодым, идущим в авангарде, артистам из Израиля и из-за рубежа.
Одна из основных концепций фестиваля – трансформация настоящего наряду с глубоким исследованием прошлого. Таким образом, понимание теории, истории и философии танца приобретают особую ценность в рамках фестиваля. По мнению организаторов, политические и социальные аспекты танца должны выступать на равных с аспектами эстетическими. Поэтому фестиваль сотрудничает с учеными, журналистами, художниками и объединяет вместе различные медиа и художественные формы, чтобы взглянуть на танец под разными углами зрения. В рамках фестиваля, кроме самих сценических постановок, проводятся семинары, дискуссии, лекции, вечеринки и многое другое.
«Diver» – это независимая платформа, с одной стороны не связанная ни с одним крупным институтом танцевальной сцены Израиля, но в то же время активно сотрудничающая со всеми ними. Фестиваль играет заметную роль в набирающей силу молодой волне и позиционирует себя в качестве инновационной программы для развития танцевального искусства в Израиле. «Diver» предполагает более глубокий интеллектуальный подход к танцу, наличие осмысленной политической позиции и эстетической мотивации.
Уик–энд первый (29.08-01.09)
“Epoch”
Volmir Cordeiro and Marcela Santander Corvalán. (CL/BR/FR)
“Эпоха”. Вольмир Кордайро и Марсела Сантандер Корвалан. (Чили/Бразилия/Франция)
Среда, 29.08 в 20:00. Театр «Инбаль».
«Эпоха» – это своего рода этюд, упражнение, танцевальный ребус, в котором актрисы, рожденные в 20 веке, исследуют и открывают для себя проявления тела в движении. История начинается с описания танца, составленного самими танцовщиками. Постепенно слова переходят в движение, оживляя на сцене тот самый, записанный на бумаге танец, который сами исполнители никогда не видели, и обнажает перед зрителем отсутствие синхронизации между танцорами. Отсутствие синхронизации, подобное танцу между разными эпохами, между словами и чувствами, между театром и ностальгией.
Хореография и исполнение: Вольмир Кордиеро и Марсела Сантандер Корвалан.
Вольмир Кордиеро родился и вырос в Бразилии. Там он изучал театральное искусство и работал с такими хореографами как Кристина Мора и Джулия Родригес. В 2012 году он закончил обучение по экспериментальной программе «Angrez Choreographic Centre” во Франции и выпустил «Céu», сольное выступление, которое оказалось весьма успешным и было представлено на ведущих фестивалях в Европе и Бразилии. Вольмир преподает хореографию в Монпелье (Франция) и Гент (Бельгия). В настоящее время он работает над докторской диссертацией, посвященной образам маргинализма в современном танце.
Марсела Сантандер Корвален родилась в Чили и изучала танцевальное и театральное искусство в Милане и Французском Анже. Также она изучала историю в Университете Тренто в Италии и обучалась танцу в Парижском университете. С 2011 года она работает с такими хореографами, как Доминик Барон, Фаустин Линикола и Микаэль Филиппо. В 2014 году вместе с Clarice Chanel создает свой первый проект «Something Around the Sound», а с 2016 года выступает с сольным шоу Disparque.
Избранные произведения: Эмиль Ланжер (Нидерланды), Мор Шани, Тамар Лам / Дэвид Керен, Мерав Даган. «PrimiTV на Центральном Автовокзале»
Четверг, 30.08 в 20:30
Пятница, 31.08 в 12:30
Арт Центр «Фреско», Центральный автовокзал, Тель-Авив
“Love–ism” . Мор Шани (Израиль)
“Love–ism“ – это результат многолетнего исследования, проведенного внутри различных сообществ и вдохновленного книгой Эрика Фромма “Искусство любви”. В этом исследовании Шани стремится подробнее изучить механизмы, приводящие в действие механизмы близости между людьми и задуматься о ликвидации консенсуса возвышенного и непристойного в отношениях.
Автор: Мор Шани
Исполнители: Альмог Кедрон и Галь Гурфонг
Мейрав Даган (Израиль). “Паршивая”
В этой постановке Даган пытается использовать женский месячный цикл как некое хореографическое обозрение, а сцену как тренировочное пространство – пространство цикличного разрушения, давно изученного, но каждый раз удивляющего заново. Это стремление отнестись к женскому телу как к источнику знаний, из которого можно черпать новые идеи, а к циклу – как к отправной точке, из которой можно изучать и влиять на этот мир в надежде на лучшее будущее.
Автор и исполнитель: Мейрав Даган
Эмиль Лагард (Нидерланды). Звуковой эксперимент на Центральном Автовокзале.
Автор и исполнитель: Эмиль Лагард.
Тамар Лам и Дэвид Керен (Израиль). “Dogwalkers“. “Выгульщики собак”
Эта работа создана на стыке между танцем, перформансом и музыкальным действом и подчиняется организационному принципу, который позволяет ей быть хаотичной и структурированной одновременно. Рассеянные в сценическом пространстве объекты, как и движение, вступают в отношения с фантастично-юмористичным нарративом, который прослеживается на протяжении всего действия.
Тамар Лам провела свое детство в студии своего отца, фотографа моды Бена Лама. В возрасте 21 года она переехала в Нью-Йорк, чтобы изучать кинематографию. Через год она решила посвятить себя танцам. Она была ученицей Цви Готейнера и танцевала в труппе Эрика Хокинса, параллельно работая с другими независимыми художниками.
В 1997 году Тамар Лам переехала в Европу. Ее первая работа была создана в Париже вместе с Дэвидом Керном. Затем она работала в театральном коллективе Наташи Кантор и танцевала в труппе Франсуа Раффино.
В 1999 году она вернулась в Израиль и долгое время работала с Ясмин Годдер. После рождения ребенка сменила танец на занятия фотографией. Но в возрасте 40 лет Тамар Лам вернулась к танцам. В последние годы она работала с Тамар Борер, Ирис Эрез, Ициком Джули, Ананом Григорио, Ари Тепербергом и Эялем Вайзером. В 2016 году вместе со своим партнером Дэвидом Керном поставила «Because We Love You», а в 2017 году «Dogwalkers» – для фестиваля Dance Scene.
Дэвид Керн родился в Новом Орлеане в 1959 году, танцевать начал в возрасте 16 лет в Лос-Анджелесе. Он продолжил обучение в балетной школе Сан-Франциско и присоединился к Балету Сан-Франциско в 1981 году. В 1986 году он познакомился с Уильямом Форсайтом, который пригласил его в Ballett Frankfurt. Через 10 лет, в 1993 году Дэвид Керн переехал в Париж и начал свою карьеру в качестве независимого хореографа. Он вернулся к работе с Форсайтом в 2005 году и продолжил сотрудничество с ним вплоть до роспуска компании. С 2015 года живет и работает в Израиле.
“Me2much”. Ариэль Бронз (Израиль). В рамках PimiTv Therapy
Пятница, 31.08 в 21:00. Культурный центр «Мандель», Яффо
Me2much – театральный перформанс-эксперимент, опыт по исцелению травм, связанных с сексуальным насилием.
Me2much – вызов, арт-реакция на консенсус вокруг феномена me too, смелая попытка обнажить связанные с ним страхи и сомнения.
Me2much говорит о формах и видах самого акта сексуального насилия, и стремится через игру и действие рассказать о скрытых и постыдных аспектах сексуальной агрессии.
Ариэль Бронз – обладатель приза Розенблюм, выпускник актерских школ Нисана Натива и Йорама Левинштейна, а также школы искусства «Миншар».
В настоящее время Ариэль преподает драматургию Шекспира в школах Нисана Натива и Левинштейна. Также он выступает как независимый художник, параллельно являясь одним из арт-директоров и главным режиссером театра Клипа.
Бронз – заметная фигура на современной израильской театральной сцене, благодаря своей дерзости, необузданному юмору и неоднозначным постановкам. Его работы всегда привлекают внимание общественности и средств массовой информации.
Бронз использует поп-культуру, чтобы через символы, изображения и локальные стереотипы донести до зрителя свою нелицеприятную критику. Его постановки известны также своей жесткой критикой Государства Израиль и гражданского лицемерия.
Уик-энд второй 5.9-8.9
Лидия Льюис (Германия / Доминиканская Республика). Minor Matter
Среда, 05.09 в 20:00. Театр «Инбаль» (центр Сузан Далаль)
Minor Matter — это вторая часть трилогии Лидии Льюис (СИНИЙ, БЕЛЫЙ, КРАСНЫЙ)
В этой работе Льюис использует красный цвет для материализации своих мыслей о любви и гневе. Эта работа – диалог между двумя участниками дискурса: черным телом исполнителя и черным кубом театрального пространства. На протяжении всей постановки актеры пытаются достичь границ возможностей своего тела и границ сцены, выводя на передний план отношения между телом и содержащим его пространством.
Базируясь на принципе взаимозависимости, составные части театра — свет, звук, изображение, архитектура — сплетаются с тремя танцорами, создавая яркое социальное и поэтическое пространство.
Идея и постановка: Лидия Льюис. Исполнители: Карри Скотт-Гилберт, Тиран Вильмс, Гектор Теме Манкал
Лидия Льюис – танцовщица и хореограф, родившаяся в Доминиканской Республике и обосновавшаяся в Берлине. В последние годы работала в различных художественных контекстах, включая театры и музеи. Ее хореография тесно связана с такими понятиями как: эмоции, эмпатия, чувственность. В своей работе Льюис исследует социальные аспекты тела и его потенциал.
В 2017 году Лидия получила премию Bessie за выдающуюся постановку Minor Matter, а также удостоилась премии Prix Jardin d’Europe за свою работу Sorrow Swag. Ее работы были представлены на различных мировых площадках, среди которых: Abrons Art Center/American Realness в Нью-Йорке, Лондонский Tate Modern, Julidans Festival в Амстердамском музее Stedelijk и Берлинский Tanz im August.
Samira Elagoz . Cock, Cock, Who’s There?
Самира Эльгоз (Финляндия/Нидерланды). Cock, Cock, Who’s There?
Четверг, 06.09 в 21:30, пятница, 07.09 в 13:00. Театр «Инбаль» (центр Сузан Далаль)
«Cock, Cock, Who’s There?» – это документальная работа о насилии и интимности.
Самира предлагает зрителю отправиться с ней в исследовательскую экспедицию через три континента.
При помощи различных интернет-платформ, а также благодаря личным встречам, ей удается раскрыть и продемонстрировать различные гендерные отношения во всей их жестокой и прекрасной двойственности. Эта трогательная, смешная, провокационная постановка объединяет перформанс и видео-арт, и рассказывает о поисках пути к переосмыслению выражения собственной сексуальности, само-реабилитации, и о попытках, пережив сексуальное насилие, вступать в отношения с мужчинами.
Самира Эльгоз, родилась в Хельсинки в Финляндии и провела свое детство в небольшой деревне Карккила. В настоящее время она живет и работает Нидерландах, где и изучала хореографию. Ее первые работы представляли собой автобиографические, сюрреалистичные, окрашенные в мрачные тона перформансы. В 2014 году она получила премию «Блум» в конкурсе визуальных искусств в Кёльне за короткий фильм «Четыре короля». Ее первая сольная постановка была представлена в Токио в 2015 году, а в 2016 году она получила приз Андре Вельткамп за работу Cock Cock Who’s There? В течение последних трех лет Эльгоз изучает возможность интимных встреч с совершенно незнакомыми людьми через веб-платформы, экраны и линзы. Он создает собственный жанр, объединяющий сценическое искусство, видео и кино в жанре «документальной фантастики».
После спектакля пройдет дискурс на тему «Секс, Искусство и Опасность в эпоху me2» при участии Самиры Эльгоз, Шир Хахам и Инес Молдавски.
Уик-энд третий 12.9-15.9
NoaNoa. Ноа Дар (Израиль)
Пятница, 14.09 в 14:00. Суббота, 15.09 в 20:30. Студия танцевального объединения “The Noa Dar Dance Group”
Сольная работа, представляющая собой диалог между взрослой танцовщицей и той, какой она сама была 20 и 40 лет назад.
Их бесконечные отражения друг в друге и дискурс, который возникает между ними, наполнен одним простым желанием – двигаться и вместе с движением следовать за памятью, как за неотъемлемой частью тела. Отношение к телу как к архиву, в котором хранится всё пережитое, побуждает к поиску того, что же из испытанного до сих пор живо внутри. В интимном поле, возникающем между телом и памятью, происходит реверберация между частным пространством и пространством общественным, между возможностями и ограничениями, между импульсивным и осознанным, между стремлением и опытом.
Ноа Дар – хореограф и художественный руководитель группы Noa Dar Dance, родилась в киббуце Дгания, где и начала учиться танцу. В 18 лет она была приглашена в ансамбль «Бат-Шева». Вслед за получением гранта от Merce Cunningham она переехала в Нью-Йорк, где сотрудничала с Цви Готейнер, Жанетт Стонер и другими. В 1986 году Ноа стала одним из основателей художественного коллектива – Tamar Dance Company, где она начала работать как хореограф. В 1990-1992 годах Ноа работала в Париже при поддержке грантов от «Американско-Израильского культурного фонда» и Французского правительства. В 1993 году она основала ансамбль The Noa Dar Dance Group в Тель-Авиве вместе с танцорами, музыкантами и визуальными художниками, которые объединились в работе над созданием и развитием уникального художественного языка.
С тех пор Ноа создала около 30 работ, которые были представлены на крупнейших фестивалях Израиля: “Israel Festival”, “Curtain Up”, “Accor Festival for Alternative Theater” и других. Ее постановки для детей были представлены в рамках фестиваля «Звуки детей» и проекта «Афим». Ноа также создает хореографию для различных коллективов и театральных трупп, таких как “The Bat Sheva Ensemble”, “Hazira- the interdisciplinary arena”, “Muza Dance Co.”, “The kibbutzim Chamber Orchestra” и других. В течение года, Noa Dar Dance активно гастролирует как в Израиле, так и за рубежом, и представляет свои работы на фестивалях в Италии, Японии, Кореи, Португалии, Эстонии, Литве, Австрии, Германии, Венгрии, Польши, Голландии, Китае, США, Коста-Рике и Чили.
После спектакля, в 21:45, PrimiTv: Заключение. Фуршет, беседа с Ноа Дар и заключительное слово доктора Рут Абелиович и Рана Брауна.
Line Up
Ли Меир (Израиль/Германия)
Пятница, 14.09 в 20:30. Театр «Тмуна»
Сольная работа Line Up рассматривает течение времени как живую поверхность, а не как линейный процесс развития. На сцене, наполненной металлическими предметами, исполнитель, с помощью крика, пытается организовать элементы, которые на самом деле он никогда не сможет полностью контролировать. В хаотичных попытках организовать вещи в определенном порядке, время и движение предстают в их рафинированном, очищенном от примесей состоянии, без начала и без конца. Line Up приглашает зрителя прочувствовать всю сиюминутность момента контроля и непрерывную его потерю.
* “Line Up родился благодаря исследованиям, которые я проводил, создавая свою серию сольных работ Четырнадцать функциональных неудач, некоторые из которых были представлены в театре Тмуна в фестивале Intimadance 2017.”
Ли Меир – хореограф, исполнитель и художница по костюмам. Родилась в Иерусалиме и в настоящий момент живет и работает между Берлином и Тель-Авивом. В своих работах она рассматривает состояния парадокса и напряженности между языком, движением и смыслом. Ее пьесы были представлены на таких платформах, как: Tanz im August (Берлин), Brighton Festival (Англия), Tanzquartier (Вена) и других. В январе 2018 года состоялась премьера коллективной работы Across the Middle, Past the East, an Unsettled Cabaret в Sophiensaele Berlin, инициированной ею и Рони Кацем. В 2013 году она закончила свое обучение хореографическому искусству в HZT-Berlin.
Дополнителная информация и заказ билетов – на сайте https://www.diverfestival.com/
Текст и фото – по материалам пресс-релиза