Еще один виртуальный кинофестиваль, еще двенадцать дней онлайна…. Даты проведения Фестиваля Еврейского Кино, традиционно проводимого Иерусалимской Синематекой уже свыше двух десятилетий, с 1999 года, менялись несколько раз в надежде, что мы скоро дождемся светлого будущего. Будущего мы дождались, что уже отрадно, но насколько оно светло зависит от чистоты взгляда (линзы очков, объектива камеры), а тем временем термин «онлайн» стал еще одним всем понятным международным, глобальным словечком.
Итак: 22-й Фестиваль Еврейского Кино пройдет онлайн с 11 по 22 ноября; в дни фестиваля будут продемонстрированы около двух десятков отобранных кураторами и художественным руководителем фестиваля Даниэлой Турджеман фильмов – документальных и художественных, снятых в разных странах, но объединенных еврейской темой: еврейское самосознание, культура, история, вера, искусство, философия, музыка, традиции, кулинария, личные истории, Катастрофа, современная жизнь в Израиле и еврейская диаспора, отношения между иудаизмом и другими мировыми религиями и роль еврейской идентичности в Государстве Израиль. Комедии, кино историческое и биографическое – фильмы о Люсьене Фрейде, Модильяни, Эйнштейне и Рут Бейдер Гинзбург и другие.
Можно даже сказать, что фестиваль рассказывает/показывает различные способы быть евреем, рассказывает и о еврейских ценностях и о свободе отношения к религии. На фестивале представлены ленты из Израиля и мира, художественные и документальные, широкий спектр фильмов, так или иначе связанных с еврейской тематикой; лучшие из недавно снятых фильмов, представляющие «еврейский интерес». Хотя, что такое «еврейский интерес»? Что значит быть евреем сегодня? Не знаю, но одним предложением, книгой или фильмом это не сформулировать, а кино на эту тему снимается немало, и потому, чем больше удастся посмотреть фильмов на этом фестивале – тем, наверное, лучше.
Фестиваль еврейского кино – это именно фестиваль, я не ряд просмотров. И хотя не надо никуда идти, бежать или ехать, фестивальную атмосферу поддержат онлайн встречи, к примеру с Джесси Айзенбергом, исполнившим главную роль в одном из фестивальных фильмов – «Сопротивление» – истории о том, как легендарный французский еврейский мим Марсель Марсо участвовал в Сопротивлении во Франции во время Катастрофы (одним из продюсеров картины стал старший сын Марселя Марсо).
Еще один фильм о Второй мировой войне – это фильм Лидии Дин Пилчер «Позывные» об усилиях Уинстона Черчилля по вербовке и обучению женщин шпионажу. Необычная история о трех женщинах-агентах, завербованных в качестве шпионов Управлением специальных операций Великобритании в оккупированной Франции в первые дни Второй мировой войны: Вера Аткинс, еврейская беженка, которая стала мастером шпионажа и главным вербовщим этой секретной армии; Вирджиния Холл, американская журналистка из Балтимора; и Нур Инайят Хан, радистка индийского происхождения. Фильм поставлен на основе реальных историй.
Откроет же фестиваль комедия – «Американский рассол» (American Pickle) режиссера Брендона Троста с Сетом Рогеном в главной роли (сценарий написал Саймон Рич по собственному рассказу), рассказывающая о еврейском иммигранте из России, который законсервирован в рассоле и оживает в Бруклине, где тон задают хипстеры, и где он оказывается в одной компании со своим правнуком. Обе роли, прадеда и правнука, играет Сет Роген, родители которого – оба американцы – познакомились в кибуце Бейт-Альфа в Израиле.
Гершель и Сара Гринбаум эмигрируют в 1919 году из Восточной Европы в Америку в поисках лучшего будущего. И вот, однажды Гершель, травящий крыс на бруклинской фабрике по засолке овощей, падает в чан с рассолом и «засаливается» на сто лет. А когда век спустя просыпается, то обнаруживает своего правнука Бена Гринбаума – невротичного компьютерного фанатика, живущего в Бруклине. Вооруженный рецептами солений и набором традиционных ценностей, Гершель пытается выжить в 21 веке и понимает, что это не так просто, хотя и не слишком сложно. «Американский рассол» – классическое путешествие во времени – балансирует между незатейливым юмором и сложной сатирой, не забывая препарировать границы политкорректности.
На фестивале в честь 25-летия со дня создания будет представлен классический израильский фильм 1994 года «Шхур» («Дурной глаз»), снятый Ханой Азулай и Шмуэлем Хасфари при участии Ронит Элькабец (один из первых фильмов с ее участием), Гилы Альмагор и Амоса Лави. Фильм «Шхур», рассказывающий о девочке-подростке из традиционной суеверной марокканской семьей Мизрахи, был отреставрирован и перенесен на дигитальный носитель Израильским киноархивом и Иерусалимской Синематекой. Сценарист фильма Ханна Азулай Хасфари примет участие в одном онлайн мероприятий Фестиваля Еврейского Кино.
Среди полнометражных художественных фильмов – черная комедия Эммы Селигман «Крошка Шива» (Shiva Baby), часть действия которой (семейные и прочие разборки, роман с человеком в два раза старше и одноврменно – с одноклассницей) происходит на похоронах, на шиве. Этот фильм был отмечен на Международном кинофестивале в Торонто в сентябре этого года.
Биографические фильмы об Альберте Эйнштейне, Амедео Модильяни, Люсьене Фрейде и Рут Бейдер Гинзбург я уже упомянула. Программа, в которой эти фильмы собраны, скромно и по праву называется «Великие еврейские умы». Но фильмы-биографии – это только часть программы документального кино, в рамках которой в этом году пройдет особый показ фильмов, посвященных 300-летию со дня рождения Виленского Гаона.
Есть фильмы, посвященные Катастрофе: обратите внимание на фильм «Дом на улице Ванзее» аргентинского режиссера Поли Мартинес Каплун, которая, исследуя историю собственной семьи и просматривая семейные альбомы и 8-миллиметровые любительские домашние фильмы, нашла давно забытые изображения своего прадеда, который, как она узнала, был немецко-еврейским философом, преследуемым нацистами. Чтобы спасти свою семью от нацистов, он сбежал из Берлина в Египет, затем в Швейцарию и, наконец, в Аргентину, где семье пришлось скрывать свое еврейство. Вопросы идентичности, сострадания и тяжелого положения перемещенных лиц оживают, когда Поли Каплун спорит с матерью и своими тетками. Через восемьдесят лет Поли возвращается в Берлин в семейный дом на улице Ванзее, в нескольких шагах от того места, где было объявлено об Окончательном решении.
Еще один сверхлюбопытный фильм: «Память – наша родина» – о судьбе 18.000 женщин и детей из Польши, депортированных в Африку в период с 1942 по 1952 год.
«Художник» – фильм канадского режиссера Билли Минца, история о семье, иммиграции, искусстве и эксплуатации. С самого детства Романа Лапшина преследовала тайна, которую его покойный дед открыл ему, когда ему было всего 12 лет. Сейчас он пытается найти тысячи пропавших картин, нарисованных дедом. Но найти картины – значит пойти против воли всей семьи. Роман пытается собрать кусочки головоломки в пяти странах на трех континентах
На фестивале будет вручена Премия Шумана The Schoumann Award в размере 3000 долларов лучшему документальному и художественному фильму.
Художественный руководитель фестиваля Даниэла Турджеман говорит: «Мы надеемся, что сможем воочию встретиться с нашими зрителями в следующем году. Но пока что будем поддерживать виртуальную связь с участниками, аудиторией и всеми нашими зрителями, кто на протяжении многих лет самоотверженно поддерживал фестиваль».
Программа 22-го Фестиваля Еврейского Кино доступна на сайте Иерусалимской Синематеки
https://jer-cin.org.il/he/JJFF2020
или здесь https://jfc.org.il/course/jjff2020/?lang=heb
Страницы в фейсбуке – https://www.facebook.com/cinematheque.jerusalem
https://www.facebook.com/events/1458173301237029/
Цена онлайн просмотра одного фильма – 20 шекелей. Стоимость просмотра всей программы фестиваля – 120 шекелей. Все фильмы снабжены субтитры на иврите и английском языках.
Маша Хинич