Верхнее фото – © Инбаль Мармари
В начале ХХ века английский композитор Густав Холст (1874 – 1934) написал симфоническую сюиту «Планеты». Семь частей этого монументального и необычайно оригинального сочинения посвящены планетам Солнечной системы: Марсу, Венере, Меркурию, Юпитеру, Сатурну, Урану и Нептуну – именно в таком порядке (про Землю композитор не написал именно потому, что концепция этого сочинения – астрологическая, а не астрономическая). Когда в 1930 году открыли Плутон, Холст думал дописать сюиту, но в итоге передумал. Кроме того, сюита Холста связана с богами с такими же именами. Сюита «Планеты», написанная под влиянием увлечения астрологией и индийской мистикой, стала популярной и часто исполняемой, стала самым известным из 200 произведений Холста – опер, балетов, симфоний, камерной музыки.
В 2000 году манчестерский Оркестр Галлея, один из старейших в Англии, решил не обижать Плутона-бога и Плутон-планету (тогда Плутон считался планетой, а начиная с 2006 года – крупнейшим объектом пояса Койпера или карликовой планетой – но это уже не о музыке), и потому композитору Колину Мэтьюсу, специалисту по музыке Холста, и было заказано написать восьмую часть – «Плутон», которая была исполнена вместе с остальными частями «Планет» в мае 2000 года. Но с 2006 года считается, что в Солнечной системе снова только восемь планет: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Земля, Венера, Марс и Меркурий. И семь частей сюиты Холста, с момента первого исполнения которой прошел сто лет. И все это столетие музыка Густава Холста захватывает своей симфонической мощью, богатейшей оркестровкой, красотой мелодий и возможностью путешествовать по Вселенной, слушая музыку.
Холст увлекался восточной философией и искусством, написал 200 произведений, включая две оперы – «Сита» по эпосу «Рамаяна» и «Савитри» по «Махабхарате». Но именно симфоническая сюита «Планеты», созданная в период с 1914 по 1916 года, стала его самым известным произведением. Премьера «Планет» прошла в «Куинс-Холле» в Лондоне в 1918 году под управлением дирижера Адриана Боулта, но учитывая то, что оркестранты получили ноты за два часа до концерта, а аудитория состояла только из друзей и коллег композитора, то та премьера считается неофициальной. Полная и официальная премьера сюиты состоялась в 1920 году под управлением дирижера Альберта Коутса.
Музыка «Планет» – захватывающая и своим характером, и гармонией, и музыкальным «астрологическим» описанием семи планет. Названия частей сюиты: 1.Mars, The Bringer Of War, «Марс, вестник войны». 2.Venus, The Bringer Of Peace, «Венера, вестник мира». 3.Mercury, The Winged Messenger, «Меркурий, крылатый посланник». 4. Jupiter, The Bringer of Jollity, «Юпитер, приносящий радость». 5. Saturn, The Bringer Of Old Age, «Сатурн, вестник старости». 6. Uranus, The Magician, «Уран, волшебник». 7. Neptune, The Mystic, «Нептун, мистик». И, хотя, упомянутый выше Колин Мэтьюс сочинил в качестве дополнения симфоническую поэму «Pluto, the Renewer» («Плутон, обновитель»), то, как уже сказано, после лишения в 2006 году Плутона статуса планеты, произведение исполняется только в авторской версии.
Apropos, Платон – философ, а не планета… «Правильная» музыка в представлении Платона исполнена космической гармонии. А взаимосвязь между семью планетами солнечной системы и есть интервальные отношения в музыке.
Густав Холст родился в Глостершире. Его родители были профессиональными музыкантами. Холст учился играть на фортепиано и скрипке, позже на тромбоне. В юности у него развился неврит руки и он не смог играть, но смог писать музыку и закончив Лондонский музыкальный колледж, занимается преподаванием, играет в оркестре на тромбоне, пишет, сочиняет, заводит семью, путешествует по Европе. В 1913 году, во время отдыха небольшой группы художников и писателей на Майорке, писатель и журналист Клиффорд Бакс заинтересовал Густава астрологией. Холст стал большим любителем астрологии, составлял гороскопы для своих друзей и в качестве базы для собственных идей использовал книгу британского астролога и теософа Алана Лео «Что такое гороскоп?» («What is a Horoscope?»). Благодаря этому увлечению и появилась идея «Планет» – об их астрологическом влиянии на человеческое сознание. В 1914 году, под впечатлением от музыки Шёнберга, Холст приступает к написанию партитуры. Через два года основная работа была закончена, но сюита постоянно дорабатывалась.
Стоит ли говорить, что много позже премьеры сюита Холста стала примером для подражания в саундтреках десятка голливудских фильмов и звучит, к примеру, и в «Звездных войнах», музыку к которому написал американец Джон Уильямс. «Планеты» Холста обыгрывали все – и группы психоделики, и хэви-металла, и джаз-фьюжна. И кто только не, вплоть до того, что одна из мелодий «Планет» стала неофициальным гимном Кубка мира по регби.
Ансамбли «МультиПьяно» и «Тремоло». Фото – © Инбаль Мармари
На Фестивале Израиля этим летом «Планеты» прозвучат в исполнении фортепианного ансамбля «МультиПьяно» под управлением профессора Томера Лева и ансамбля перкуссии «Тремоло» под управлением Томера Ярива. Два рояля, все разнообразие ударных инструментов, диалог между прошлым и настоящим.
Семь выдающихся израильских композиторов – Йосеф Барданашвили, Авнер Дорман, Авнер Ханани, Томер Ярив, Уди Перельман, Зив Кожокару и Исраэль Шарон создали новую общую оркестровую аранжировку бессмертного творения и приурочили свое исполнение к 100-летию премьеры сюиты «Планеты», раскрыв по-своему космическое творение Холста. Подобный эксперимент уже проводился, когда в 2006 году Берлинский филармонический оркестр совместно с британским дирижером, сэром Саймоном Рэттлом и EMI Classics заказали четырем композиторам: Кайя Саариахо, Маттиас Пинчер, Марк-Энтони Турнаж и Бретт Дин – и записали дополнительную сюиту «Астероиды», состоящую из четырех частей.
Все это предисловие к тому, что программа «Планеты» будет исполнена силами ансамблей “Тремоло” и “МультиПьяно” на Фестивале Израиля, но только один раз – в воскресенье 2 июня в 21:00 в зале Генри Крауна в «Театрон Иерушалаим». Кроме работ Густава Холста, в тот же вечер прозвучат «Испанская рапсодия» Равеля в версии для двух фортепьяно и ансамбля перкуссии и «Ночь на Лысой горе» Мусоргского в оригинальной авторской редакции 1867 года, считавшейся утерянной – также в исполнении двух фортепьяно и ансамбля перкуссии. Считается, что Густав Холст находился под сильным влиянием музыки Мусоргского, а в «Планетах» многое замечают также влияние музыки Чайковского, Римского-Корсакова, Дебюсси, Шенберга, повлиявших на творчество Холста в целом.
Ансамбль перкуссии «Тремоло» отличается энергичным, виртуозным исполнением. Специально для «Тремоло» создаются как авторские произведения, так и оригинальные аранжировки. «Тремоло» выступает практически со всеми израильскими оркестрами, включая Филармонический; участвует во всех фестивалях камерной музыки и постоянно выезжает на гастроли. Участники «Тремоло» выступают и как солирующие музыканты в Израиле и в других странах, с различными оркестрами – от Нью-Йоркской филармонии до Оперы в Мюнхене, и на многих престижных фестивалях, включая Зальцбургский. Ансамбль «Тремоло» возник благодаря деятельности одноименного Центра перкуссии в Нетании, ставшим официальным представителем в Израиле мирового объединения музыкантов-перкуссионистов. В составе «Тремоло» играют Томер Ярив, Надав Овадья, Даниэль Соломонов и Томер Галили.
Фортепианный ансамбль «МультиПьяно» основан в Тель-Авиве в 2011 году пианистом, дирижером и педагогом Томером Левом и работает под покровительством музыкальной школы имени Бухмана-Меты, совместного проекта Тель-Авивского университета и Израильского филармонического оркестра. «МультиПьяно» – новое поколение музыкантов, их концерты всегда необычны: даже визуально их выступления эффектны, а музыка звучит так чисто и мощно. Ансамбль посвящает свою деятельность исполнению оригинального и богатого репертуара, написанного для фортепианных ансамблей различными композиторами – от Баха и Моцарта до Рахманинова или Равеля, до современных композиторов. «МультиПьяно» много гастролирует по миру, его выступления находят горячий отклик у широкой публики, он – участник самых знаменитых международных фестивалей. «Нью-Йорк Таймс» назвал их программу «праздником для множества рук и клавиш». В 2015 коллектив удостоился от министерства культуры премии имени Даниэля Биньямини как лучший израильский камерный состав. В концерте 2 июня на Фестивале Израиля примут участие пианисты Томер Лев, Береника Гликсман, Нимрод Меири-Хефтель и Альмог Сегаль.
Заказ билетов: https://bestbravo.co.il/announce/63767
****
Цены и льготы на Фестивале Израиля 2019:
Стоимость билетов – от 60 до 180 шек.
Пожилые люди, студенты и солдаты имеют право на скидку 20%.
Можно приобрести комбинированные билеты при покупке, как минимум, двух билетов на тематические мероприятия во время «Ночных смен» – 6 и 13 июня и во время «Утренников» в пятницу 7 и 14 июня.
Можно воспользоваться дополнительными скидками через кредитные карты. Подробная информация – на сайте фестиваля.
Фестиваль Израиля предлагает подвозку из Хайфы, Беэр-Шевы и Тель-Авива на церемонию открытия 30 мая и на «Ночные смены» 6 и 13 июня.
Сайт фестиваля: https://www.israel-festival.org/
Информация о Фестивале на русском языке: https://bit.ly/2uEcOBR
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=K7O1XFKDwIY
Текст подготовила Маша Хинич. Фотография: ©Инбаль Мармари. Предоставлено пресс-службой Фестиваля Израиля. Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting