За двадцать шесть лет существования фестиваля в Абу-Гош музыкальный ландшафт Израиля невероятно изменился, появились замечательные молодые певцы, дирижеры, ансамбли, чей уровень позволили сделать фестиваль в Абу-Гош значительным музыкальным событием. Но главное, что все слушатели фестиваля влюбились в музыку. Можно научить понимать музыку, а вот для того, чтобы в нее все влюбились, надо, прежде всего, любить ее самим. Любовь к музыке – то, что позволяет организаторам фестиваля в Абу-Гош два раза в год составлять разнообразные программы, в которые в последние годы включается произведения этнической музыки, джаза, оперы, израильской музыки. Но основа основ – классика, чистая классика на чистом воздухе. Программы классической музыки на этом фестивале – всегда беспроигрышны, а учитывая антураж, само место и акустику церкви монастыря Notre Dame Arche D’Alliance – беспроигрышны вдвойне.
Вот несколько примеров классических программ фестиваля:
В пятницу, 18 мая, в 15:00 в Абу-Гош пройдет концерт «Бетховен и Брамс – встреча гигантов». В программе – «Рапсодия» для альта и мотет «Warum ist das Licht gegeben den Mühseligen» Брамса и Месса до мажор Бетховена.
Среди исполнителей – солисты Израильской Оперы: сопрано Даниэла Скорка, бас Одед Райх, альт Ницан Алон и тенор Лиран Копель, а также Израильский вокальный ансамбль и Израильский Кибуцный оркестр Нетании. Этот концерт (номер 2 в общей программе) пройдет под руководством дирижера Юваля Бен-Озера. Кстати, в основу текста «Рапсодии» положены 3 строфы из «Зимнего путешествия на Гарц» Иоганна Вольфганга Гёте. Он был любимым поэтом Брамса, хотя композитор не часто обращался к его стихам, говоря, что они столь совершенны, что не нуждаются в музыкальном воплощении.
Но кто там один?
Исчезает в чащобе тропа
И сплетается поросль
У него за спиной,
Подымаются травы,
Глушь поглощает его (Перевод – Е. Витковского).
Мотет Брамса «Warum ist das Licht gegeben dem Mühseligen» («Зачем дан страдальцу свет»), посвященный выдающемуся историку музыки Филиппу Шпитте, представляет собой вершину мотетного творчества Брамса. Тематическим материалом, из которого вырос мотет, стала неопубликованная месса Брамса, написанная еще в 1856 году. Цитаты из Библии скомпонованы композитором по-особенному. Для первой части он выбирает отчаянные слова великомученика Иова: «Зачем дан страдальцу свет и жизнь огорченным душою, которые ждут смерти, и нет ее?»; вторая часть написана на слова ветхозаветного пророка Иеремии, здесь происходит переход от отчаяния к надежде: «Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах»; в третьей – создается смысловой переход с первой словами апостола Иакова: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа»; четвертая часть – это послесловие на текст Лютера о совершенном, вечном покое: «С миром и радостью иду я туда, ради Бога, в моем сердце спокойно и тихо. Как Бог и предвещал, смерть будет для меня отдыхом».
В субботу, 19 мая, в 15:00 на фестивале пройдет концерт (номер 4), название которого точно описывает его программу – «Шедевры Генделя, Баха, Марчелло»: Гендель – Dixit Dominus для хора, солистов и оркестра; В. Ф. Бах – «Кантата псалмов» «Ich danke dem Herren von ganzem Herzen» для солистов, хора и оркестра; Алессандро Марчелло – Концерт ре минор для гобоя и струнных. Исполнители: Айяла Авиталь, Гила Ариэли – сопрано; Алон Харари – контратенор; Ошри Сегев – тенор; Одед Райх – бас; Игаль Каминка – гобой. А также – оркестр «Barrocade» и Камерный хор Тель-Авива. Дирижер – Михаэль Шани.
Концерт для гобоя и струнных ре минор – музыкальное произведение для гобоя и струнных итальянского композитора Алессандро Марчелло, написанное им в начале 18 века. Является самым известным произведением композитора. Неудивительно, что это произведение включено в программу концерта, где среди исполнителей – оркестр «Barrocade», специализирующийся на исполнении редко исполняемых произведений эпохи барокко.
«Barrocade» – небольшой оркестр, созданный в 2007 году и исполняющий в основном музыку эпохи барокко и ренессанса. «Коллектив» – так себя назвали молодые израильские музыканты, учившиеся за границей и стажировавшиеся в ведущих музыкальных академиях в области старинной музыки. Вернувшись в Израиль, они попытались придумать что-то необычное, новое и это новое они нашли в области старой – старинной музыки, создав особый оркестр барочной музыки «Barrocade», у которого нет дирижера, нет руководителя, а все решения – музыкальные, организационные, финансовые – принимаются сообща оркестровым советом из музыкантов. Может именно поэтому столь слитно играют все инструменты, столь слажено звучит музыка, исполняемая в соответствии с манерой эпохи барокко на аутентичных инструментах.
Часть музыкантов «Barrocade» еще и сами строят инструменты для оркестра, являясь специалистами по воссозданию старинных струнных инструментов – виолы да-гамба, виолы д’амур, виолоне, лютни, теорбе, клавесинов и барочной гитары. Кроме того, музыканты «Barrocade» играют на флейтах, скрипке, гобое, трубе. У каждого музыканта этого оркестра свой голос, вернее голос его инструмента, и вместе они создают неповторимое музыкальное звучание, тонкие стилистические нюансы. Оркестр «Barrocade» предложил достаточное смелое видение музыки барокко, свою концепцию, также придуманную сообща. С 2011 года к оркестру присоединилась и вокальная группа «Barrocade-вокал».
«Barrocade» славится среди любителей старинной музыки умением исполнять бассо-континуо (basso continuo) – неотъемлемый атрибут музыки барокко. Бассо-континуо (генерал-бас) – особое искусство, которому специально обучались, и по которому в старину сочинялись теоретические и практические труды. Это искусство было в значительной степени утеряно, но в 20-м веке к нему вернулись, и ныне умение играть бассо континуо – обязательная часть образования музыкантов, специализирующихся в старинной музыке.
Так что идите, спешите и бегите – такое исполнение не часто услышишь, как и реквием Габриэля Форе, который прозвучит на фестивале в субботу, 19 мая, в 18:00 (программа номер 5). В программу концерта, названного «Отдохновение в волшебном раю» включены также произведения Шуберта «Месса соль мажор для солистов, хора и оркестра» и Salve Regina для сопрано и оркестра. Исполнители – сопрано Дана Марбах, бас Яир Полищук, Израильский Кибуцный хор, оркестр «Симфонет Раанана». Дирижер – Юваль Бен-Озер.
Реквием Форе – произведение во многом уникальное среди сочинений этого жанра. Форе, в отличие от других композиторов XIX века, обращавшихся к старинным духовным жанрам, не стремится архаизировать свой музыкальный язык и сферу ощущений. Модернизированные черты музыки барокко сочетаются здесь с предвестиями импрессионизма и интонациями французского шансона.
Вся информация о фестивале (включая программу на русском языке) – на сайте http://agfestival.co.il/.
Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/festivslabugosh/
Художественный руководитель фестиваля в Абу-Гош – Ханна Цур. Продюсер фестиваля – Гершон Коэн
Продажа билетов – касса «Браво» (*3221) или www.bimot.co.il (*6226)
Напомним, что дорога в Абу-Гош из центра страны сократилась на 25 минут благодаря новой дорожной развязке на 1-м шоссе.
Текст подготовила Маша Хинич. Все фотографии предоставлены продюсером фестиваля в Абу-Гош