Филипп Паскуа – Memento mori. Новая выставка в галерее «Зимак» (Zemack Contemporary Art) в Тель-Авиве.
Филипп Паскуа уже выставлялся в галерее «Зимак» четыре года назад, и тогда в этой галерее на Кикар ха-Мдина в Тель-Авиве были в основном представлены его картины – огромные во всю стену портреты, сколь глубокие, столь и пугающие, потому что Паскуа рисует не томных красавиц, а тех, кто находится вне нормы: детей с синдром дауна, проституток, странных тревожных незнакомцев. Табу для Паскуа не существует, герои его картин – люди вне нормы и вне канонов. Основные темы его творчества – откровенность, жестокость, «изнанка», индивидуальность, сущность каждого человека, но, прежде всего, неравнодушие и нарушение канонизированных границ. Хотя сам Паскуа говорит, что «в вещах, которые называют жестокими, я вижу, прежде всего, пластику, сплетение мышц, химию».
На его новой персональной выставке, которая откроется 8 июня и займет все пространство галереи (немалое и на двух этажах) будут представлены знаменитые бронзовые и хромированные черепа, украшенные мертвыми бабочками, скелет тираннозавра – хромированная уменьшенная копия огромной монументальной скульптуры скелета динозавра, пару лет назад установленной на берегу Сены. Бронзовые оливковые деревья-бонсай, корни которых также усыпан черепами – да и деревья отлиты не в свою небольшую натуральную величину, а под два и больше метра; и новые картины: масло на холсте на холсте и смешанная техника, рисунки с туманными штрихами, ореолом тела, абрисом лица), а также фотографии. Короче – творчество Паскуа во всеохвате, вибрирующие цвета, страдания и боль, незабываемые выражения лиц на портретах. Филипп во всей красе и привлекательности (куратор этой красоты в «Zemack» – Ярон Харамати).
А вот попытаться объяснить, почему Филипп Паскуа столь привлекателен и популярен – невозможно; законы арт-рынка сколь таинственны, столь и безусловны, но точно одно: увидев один раз его работы, их уже не забудешь, они притягивают, запоминаются, их хочется посмотреть еще раз, и глаза мигом выхватывают работы Паскуа – фотографии, скульптуры, живопись – из череды мельтешащих на экране картинок. Краткие же данные об этом художнике (о котором говорят и пишут очень и очень много) таковы: родился в Грассе во Франции в 1965 году, самоучка («Я учился рисовать по книгам по искусству. Тогда я просто зациклился на этом и с тех самых пор живопись всё еще сводит меня с ума» – Хаим Сутин, Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон явно в списках его учителей. К списку добавляют еще Дженни Савиль, хотя Савиль сама вышла на арт-рынок только в 1992 году). Легенда гласит, что быть художником Филипп не собирался, пока в возрасте двадцати лет не увидел случайно в книжном магазине репродукцию картины Фрэнсиса Бэкона. Он начал заниматься живописью и скульптурой в 1990-е годы. Его работы очень востребованы: многие из них находятся в центрах современного искусства и в частных коллекциях по всему миру.
В его послужном списке – Венецианское биенналле, Музей современного искусства в Москве, огромная выставка в Океанографическом музее в Монако, открывшаяся совсем недавно – в мае 2017 года. О нем любит писать, любят цитировать Монография о Паскуа, вышедшая на русском языке, называется «Рай», на ее обложке – скульптура черепа с бабочками.
Живет Паскуа в Париже и в Португалии, выставок по всему миру у него немеряно, и потому он постоянно находится в движении – из Канады в Сингапур, из Москвы в Испанию, США, Гонконг, Мексику, Лондон, обратно в Париж и снова в Тель-Авив. Когда в таком движении еще помнить о смерти – Memento mori – непонятно, но Паскуа удается и успеть, и пофилософствовать на темы тщеты бытия, и философствует он масштабно. Полотна его огромны, скелет динозавра – в пол Парижа (эта инсталляция размером 3 на 6 метра была установлена на берегу Сены в 2014 году – 350 костей, всё как полагается), а бабочки на черепах (часть черепов – как оно есть, часть – с медведя размером) – в полчерепа.
Вот пример философии Паскуа через оливковые деревья: оливы росли на земле Израиля тысячелетия тому назад, это дерево почти вечно, большая часть массы дерева – его корневая система – скрыта от глаз, а ведь обновление зависит от корней. И именно корни, уходящие в почву на шесть метров, позволяют дереву выжить в засуху и плодоносить веками. Отсюда идея прочности и долговечности, полноты жизни, зависящей от древних корней. Олива – это символ надежды, несмотря на разбросаны у их подножий черепа. Вывод – нет унынию! И, действительно, несмотря на давящесть, нет в работах Паскуа вязкости мизантропии, а есть иные представлении о высоком искусстве, эксперименты с границами навязанного, яростная динамика. Недаром «мертвые» бабочки трепещут на раскрашенных под золото черепах… Так что влекомые любопытством мы пойдем, пойдем на выставку художника чье творчество – это вызов зрителю. Вход – свободный! Так что как не сходить?
Сайт Филиппа Паскуа: https://www.pasquaphilippe.com
Про Филиппа Паскуа снят документальный фильм «Philippe Pasqua, L’Insaisissable» – режиссер Николя Рейналь в течение года, с 2009 по 2010-й , ходил по пятам художника, снимая все, что происходит в его жизни. Вот тут есть отрывок: https://vimeo.com/172395588
Сайт галереи «Zemack Contemporary Art» – http://zcagallery.com/exhibition/memento-mori/
https://www.facebook.com/philippe-pasqua-officiel-112120595513465/?ref=ts&fref=ts
https://www.facebook.com/events/186632965197726/?ref=ts&fref=ts
Выставка продлится до 27 июля. Адрес галереи: Тель-Авив, Кикар ха-Мдина, ул. Хей ба-Ияр, 68. Телефон: 03-6915060. Часы работы: с воскресенья по четверг с 9:30 до 20:00; пятница – с 9:30 до 15:00. Вход свободный.
Маша Хинич. Фотографии предоставлены галереей «Zemack Contemporary Art».