Фильм “Квадрат” шведского режиссера Рубена Эстлунда, обладателя “Золотой пальмовой ветви” Каннского фестиваля – абсурдная, экзистенциальная сатира, невероятно точно «попадающая» сатира.
Жюри в Каннах под руководством легендарного Педро Альмодовара сочло весьма парадоксальную картину 43-летнего шведа самой яркой, глубокой и значимой из всех работ, представленных на элитарном киноконкурсе, до сих пор не жаловавшем такого рода изыски. Эстлунд дебютировал в 2004-м году фильмом “Гитара-монголоид”, премьера которого состоялась в Москве. В 2011-м вышел второй его полнометражный фильм – “Игра”, рассказывающий о банде чернокожих подростков, грабивших белых сверстников. Эта картина возмутила либеральных шведов, а местные левые и вовсе назвали ее расистской. Однако враждебная реакция не остановила режиссера-новатора, и в снятом в 2014-м году фильме “Форс-мажор” он продолжает жестко высмеивать лицемерие политкорректного европейского буржуа: история о примерном семьянине, который в момент схода лавины на горнолыжном курорте бросается спасать не жену и детей, а сотовый телефон – это универсальная метафора так называемых демократических ценностей.
Последняя и самая масштабная работа Эстлунда, “Квадрат”, развенчивает современное западное общество с энциклопедическим размахом и глубиной. Главный герой этой картины с говорящим именем Кристиан, роль которого сыграл датский актер Клас Банг – куратор недавно открывшегося музея современного искусства и вполне состоявшийся, на первый взгляд, член западного общества: импозантная внешность, престижная работа, квартира в центре города, электрокар Tesla, не загрязняющий атмосферу, и две прелестные дочки.
Герой переживает напряженный период: музей, где он работает, готовит инсталляцию под названием “Квадрат”. Идея этого арт-проекта заключается в следующем: внутри выгороженной на площади геометрической фигуры, символа равновесия и четкости, все имеют равные права и обязанности и чувствуют себя защищенными.
Но эта прекраснодушная концепция, олицетворяющая буржуазные мечты о душевном комфорте, с одной стороны, и перекликающаяся с “Черным квадратом” Малевича, с другой, разваливается на глазах, подвергаясь сокрушительным ударам. И первый из них – от самого Кристиана, у которого на городской площади, по сути в таком же квадрате, крадут телефон и кошелек.
А затем героя атакуют по всем направлениям сразу: нищенка в кафе, которая нисколько не благодарна за милостыню и нагло требует купить ей “правильный бутерброд”; агрессивные бомжи в квартале трущоб, от которых он спасается буквально чудом; журналистка, в исполнении восходящей звезда Голливуда Элизабет Мосс (“Рассказ служанки”, “Вершина озера”) угрожает украть у него сперму, а прочувствованную высокоинтеллектуальную речь художника прерывает псих с синдромом Туретта, который выкрикивает ко всеобщему ликованию неприличные слова.
Мало того: уборщик, не слишком разбирающийся в современном искусстве, выбрасывает в мусор один из экспонатов музея, а на праздничный банкет приходит полуголый Человек-Обезьяна, точнее русский акционист Олег Рогожин в исполнении Терри Нотари – знаменитого каскадера сыгравшего Конга в недавнем блокбастере. И он заигрывается настолько, что едва не насилует одну из дам на глазах у изумленной публики, превращая зал торжеств в натуральные джунгли. И никто из собравшихся там рафинированных эстетов не стремится на помощь жертве, демонстрируя трусость – природную и вполне естественную.
Отметим, что этот эпизод – прямая отсылка к современному украинскому художнику-акционисту Олегу Кулику, основателю нашумевшей арт-группы “Война”. В 1994-м году Кулик впервые предстал перед изумленной публикой в роли бешеного пса, и этот образ был настолько ярок, что фамилию Кулик и сегодня знают люди, никогда не интересовавшиеся современным искусством. Человек-собака стал символом эпохи – наряду с Жириновским, Мавроди и другими экзотическими персонажами времен перестройки.
Эстлунд уверял, что он и Терри Нотари хотели повторить эксперимент из “Квадрата” на красной дорожке Канн, и посмотреть на реакцию зрителей в вечерних нарядах, пришедших насладиться критикой современного общества. Однако костыли, необходимые для перевоплощения в гориллу, якобы застряли в багажном отделении аэропорту и хэпеннинг пришлось отменить.
Впрочем, этот фильм, который буквально завораживает зрителей, не столько пародия на современное искусство и его создателей, сколько атака на разросшуюся до безумных масштабов политкорректность, идущую вразрез с природой человека, лишая его здравого смысла и ставя под угрозу западный мир. Интересно, что “Квадрат”, своеобразная резервация ранимых душ – это не только высокая метафора, но и реальное событие, организованное самим режиссером три года тому назад. Инсталляция Рубена Эстлунда, с которой он объездил ряд городов, наделала много шума в Швеции, но не исполнила свою основную функцию. “Квадрат” не стал пространством доверия и взаимопомощи, как планировал художник – вместо этого там проводят акции протеста.
И может быть, поэтому в фильме с тем же названием четко прочитывается разочарование Эстлунда в современном мире, где за человечность “отвечает” лишь странный квадрат, противопоставленный жестокости социальных экспериментов XX века. Но, увы, этот мирный уголок не только не работает, его даже нельзя “продать” СМИ – “квадрат” не конкурент войнам, насилию и катастрофам.
*****
Проект «Линия жизни. Израиль». Фильм «Квадрат» с субтитрами на русском языке.
Хайфа, 4 марта, воскресенье, «Синематека», 18:30
Иерусалим, 7 марта, среда, «Лев Смадар», 19:30
Тель-Авив, 8 марта, четверг, кинотеатр «Лев», 19:30
Подробности и заказ билетов – здесь.
Страница проекта в в фейсбуке – здесь
Фотографии предоставлены сетью кинотеатров «Лев»