Новая выставка в Рамат-Ганском музее русского искусства – текст статьи предоставлен куратором выставки Лесей Войскун
Фотографии Евгения Шишко (р. 1923) и Ильи Гершберга (р. 1932) в большинстве своем выполнены в 1950–1960-е гг. – эпоху хрущевской «оттепели» в СССР, отмеченной разоблачением культа личности Сталина и ослаблением тоталитарного режима, эпоху надежды на свободу слова и творчества, расцвета искусства, театра, кинематографа, фотографии. Советская реальность того времени запечатлена в работах двух мастеров с официальной и неформальной точек зрения.
Официальное направление развивалось по традиционным канонам соцреализма. Его представляют работы вильнюсского фотокорреспондента Евгения Шишко, который начиная с 1945 г. более сорока лет работал в центральных партийных газетах и журналах Литвы. Неформальное направление, свободное от партийной цензуры и ограничений соцреализма, родилось в конце 1950-х в среде студенческих объединений и любительских фотоклубов. К этому направлению относятся снимки одесского инженера и фотолюбителя Ильи Гершберга, в 1960-е гг. участника фотоклуба «Одесса». Вместе с тем официальный «мейнстрим» и клубная фотография были двумя сторонами одного культурного процесса.
Фотография – это память о времени, которое на них запечатлено. Мы воспринимаем ее как информацию, и потому каждая фотография – это еще и текст[1], который впитал культурные коды эпохи и который обладает эстетическими, историческими, политическими коннотациями. Выбранные для выставки снимки Е. Шишко публиковались в вильнюсских газетах «Tiesa» («Правда», литовск.), «Вечерние новости» и других партийных изданиях, иллюстрируя статьи об успехах и достижениях в науке, культуре и спорте. Фотография подтверждала достоверность написанного в газете, так как газетные фотографии обычно воспринимаются как аналог реальности. Между тем, мнимая объективность фотографии, как писал французский философ-постструктуралист и семиотик Ролан Барт, оказывается мифом, поскольку она является результатом авторской обработки, кадрирования, выбора композиции, освещения, верстки, приведенным в соответствие с профессиональными, эстетическими или идеологическими нормами[2]. В советское время журналисты и фотокорреспонденты работали в условиях жесткой идеологической цензуры. Несмотря на либерализм хрущевской «оттепели», Советский Союз находился в конфронтации с «капиталистическим Западом». Партийная пресса пропагандировала преимущества советского строя, репрезентируя миф как реальность. Газетный фотоснимок отражал «оптимистический взгляд на жизнь», являя улучшенную версию действительности, и показывал положительного героя. Эти качества нашли выражение и в работах Евгения Шишко.
В большинстве своем они представляют собой постановочный репортаж. Фотографируя, автор режиссировал реальность, конструируя моментально узнаваемый образ или ситуацию, типичную для советского нарратива. Преобладают статичные групповые снимки, так как коллективность культивировалась как норма совместного существования. Персонажами фотографий являются образы-архетипы: рабочие, ученые, врачи, студенты, музыканты, спортсмены. В каждой работе тщательно продуманы композиция, выгодные ракурсы, освещение, позы, жесты и выражения лиц героев, «говорящие» атрибуты профессии. Студенты-физики чертят на доске научные схемы, астроном запечатлен около телескопа, врач в белом халате – в операционной или за проведением лабораторных анализов, окруженный коллегами или студентами, ученый в кабинете за полным книгами столом, с портретом Дарвина на стене за спиной. Эти объекты фотографирования, согласно Р. Барту, являются «превосходными элементами значения» и «обычно служат генераторами ассоциации идей (напр.: библиотека=интеллектуал)»[3], рождая культурные смыслы (коннотации).
Персонификации на страницах советских газет удостаивались космонавты, передовики производства, известные ученые и врачи, писатели, признанные властью деятели культуры и спорта. Е. Шишко довелось снимать культовые фигуры советской эпохи: первую женщину-космонавта Валентину Терешкову, Дмитрия Шостаковича и Давида Ойстраха, Аркадия Райкина, Майю Плисецкую, шахматиста Михаила Таля. Среди работ Е. Шишко также фотопортреты литовского физиолога Владаса Лашаса, детского врача праведника мира Елены Куторгене-Буивидайте, кинорежиссера Витаутаса Жалакявичюса, совсем еще юных, а в будущем знаменитых литовских архитекторов братьев Альгимантаса и Витаутаса Насвитисов, хирурга Пранаса Норкунаса. Но иногда даже достаточно традиционные по приемам фотографии говорят о человеке и времени значительно больше, чем при поверхностном взгляде. В 1973 г. более девяноста работ Евгения Шишко были представлены на персональной выставке в Вильнюсском дворце художественных выставок как признание его мастерства.
***
На снимках Ильи Гершберга запечатлена жизнь как она есть. Его персонажи – обычные люди. Они стоят в очередях, торгуют на рынке, играют в шахматы в парке, ходят на праздничные демонстрации. Неизменным героем фотографий Гершберга является сама Одесса: ее городские дворики, знаменитый рынок Привоз, одесский порт, пионерские лагеря и черноморские пляжи, куда на летний отдых приезжали со всего Советского Союза. Эти работы вызывают ассоциации со снимками «решающего момента» Анри Картье-Брессона, а также напоминают по своей эстетике кадры из фильмов советского кинематографа нач. 1960-х и итальянских неореалистов, которые превращали обыденное и повседневное в предмет искусства.
Сам Гершберг отмечал, что значительное влияние на него оказали работы москвича Александра Виханского, литовских фотографов-нонконформистов Аутанаса Суткуса, Витаса Луцкуса, Ромуальдаса Ракаускаса, Римантаса Дихавичюса и латышских мастеров Гунара Бинде, Вильгельма Михайловского, которые отличались свободным подходом к выбору художественных приемов, опираясь на опыт европейской фотографии. Кроме того, отмечал Гершберг, снимки на страницах журнала «Чешское фото», который выходил в Советском Союзе начиная с 1957 г., буквально перевернули его художественные взгляды. Позднее он знакомился с различными течениями в мировой художественной фотографии благодаря каталогам международных выставок в Англии, Италии, Испании, в которых и сам участвовал.
На выставке также представлены несколько фотопортретов теперь уже легендарных, а в то время не признанных властью одесских художников-нонконформистов. Гершберг вошел в их среду в конце 1960 – начале 1970-х благодаря журналисту и коллекционеру Евгению Голубовскому, который поддерживал этих художников и организовывал домашние выставки. «Он часто приглашал меня как фотографа сопровождать его при посещениях квартир-мастерских этих ребят, – вспоминает Гершберг. – Контакты с художниками, просмотр работ, комментарии Голубовского были замечательной школой: развивали художественный вкус, чувство цвета и композиции».
Фотографии Евгения Шишко и Ильи Гершберга с образами страны, которой больше существует, являются бесценными культурными текстами эпохи. Многие фотографы из бывшего СССР привезли в Израиль свои собрания негативов и фотографий советского времени. Возможно, выставка положит начало проекту сохранения этих архивов.
[1] Понятие «текст» – один из основных терминов семиотики. С точки зрения семиотики любая знаковая система, имеющая содержательную связность, является текстом. Поэтому к текстам можно отнести изображения: картины, фотографии, ноты, кино и т. д.
[2] См.: Барт Р. Фотографическое сообщение (1961) // Система моды: статьи по семиотике культуры: Пер. с фр. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 380.
[3] Барт Р. Фотографическое сообщение. С. 383.
Текст предоставила куратор выставки Леся Войскун
Адрес музея: Ул. Хиббат Цион, 18, Рамат-Ган/ Тел.: 03-6188243
Часы работы указаны на сайте – здесь