Франсиско Гойя в Музее Израиля в Иерусалиме – выставка прекрасная и странная. И еще есть время ее посмотреть – до 18 апреля.
Почему прекрасная? Потому, что Гойя. Почему странная? Потому, что странная. Должна вызывать только восхищение – Гойя, Мадрид, «Прадо», масло, офорты, подсвеченный налет помпезного официоза 30-летия дипломатических отношений между Испанией и Израилем. Впервые – никто не верил, что получится – привезенные из постоянной экспозиции мадридского «Прадо» 10 картин маслом Гойи, одна из которых – небольшой его автопортрет, на котором Франсиско (прости за фамильярность) печален, некрасив и проницателен. Выставка не вызывает однозначного выдоха/вдоха wow!! И вообще ничего однозначного и мгновенного. Она очень компактна – половина выставочного зала, необычайно концентрирована – 100 с лишним офортов, рисунков, гравюр из четырех серий, многослойна. Более чем выразительна, более, чем увлекательна и более, чем грустна. Кукольная показная радость живописных полотен (часть из них были эскизами для гобеленов) не перебивает мрачного возмущения художника глупостью и чванностью человеческой в «Капричос», «Ужасах войны» и «Пословицах». Только вот серия «Тавромахия» – «Бой быков» не то, что оптимистичней, но ловкость, движение, умение извернуться и напасть – все, что свойственно корриде – делает офорты этой серии светлее по восприятию, воздушнее – хотя это уже тавтология. Воздуха на арене для боя быков явно больше, чем в темницах «Капричос», наполненных страданиями. Но что там быки! На работах Гойи есть всё и все: знать, проститутки, солдаты, королевский двор, изобилие и богатство, ночная жизнь, толпа, свет и темнота, ужасы инквизиции, цинизм, горечь, зло, тревоги и вдруг – веселая беззаботность…
День – фон для веселых сцен, а ночь порождает чудовищ, угрожающих поглотить мир. Франсиско Гойя – рожденный близ Сарагосы родоначальник современного искусства, революционер социальной критики в живописи, королевский придворный художник, великий портретист, во многом повлиявший на художников 20-го века. Благородный портретист, живописец короля, критик правительства, боявшейся инквизиции. Сегодня Франсиско Гойя входит в список 25 наиболее значительных художников всех времен.
Большая часть графических работ на выставке – из коллекции Музея Израиля (осенью 2014 года 70 листов этой коллекции были представлены на репрезентативной выставке «Офорты Гойи» в хайфском Музее Германа Штрука). Несколько рисунков (а-ля Веласкес и Пиранези) и несколько гравюр привезены из «Прадо» и десять – из частных коллекций из Мадрида и Нью-Йорка (чьих именно – благоразумно не указано). Гравюры тесно висят на темно-серых перегородках – как объявления на стенах в присутственных местах, как документы человеческих недостатков, а роскошные по цвету картины светятся на ярко красных стенах в «королевской» части зала.
Один из ведущих в Израиле дизайнеров музейных пространств Ханан де Ланге и куратор выставки Шломит Штейнберг смогли отразить в оформлении выставки «Дневные грезы и ночные кошмары» (так выставка называется на английском, а на иврите -«Франсиско Гойя: Мадрид днем и ночью») характер Гойи (если верить мемуарам современников), его жизнь, пестрые разноцветные грезы о лучшем, мрачные серые впечатления от унылой безнадежности повседневности. В его живописи есть что-то, что выходит за пределы дня и ночи, света и тьмы – она изменчива, легка, изящна. Яркая палитра начала творчества. А тягостные «Капричос» на склоне лет, стали, как нас уверяют, результатом тяжелого душевного кризиса, испытанного Гойей в конце 1790-х годов. Прибавьте к этому прогрессирующую глухоту и мигрени, как следствие временного паралича. Биография Гойи подробно изложена в сотнях книг и, разумеется, в Википедии, в которой сказано, что серия «Капричос» из 80 офортов была окончена в 1799 году, и последние два года работы над ней стали для Гойи особенно мучительными.
Вот что еще сказано в Википедии: «Капричос»,1797-1798 – творение на 80 листax с комментариями, которое раскрывает уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка»;
«Тавромахия», 1815 – 33 офорта, изданных в 1816 в Мадриде;
«Бедствия войны» (или Ужасы войны») 1810-1820 – 82 листа, изданы в 1863 году в Мадриде, исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808-1814);
«Диспаратес» («Причуды» или «Глупости»), 1820-1823 – 22 листа, изданы в 1863 в Мадриде под названием «Los Proverbios» («Притчи», «Пословицы»)
Основная масса уникальных медных пластин, выгравированных Гойей, хранится в Королевской Академии Изобразительных Искусств Сан-Фернандо в Мадриде. При жизни художника его офорты не были широко известны. «Бедствия войны» и «Пословицы» были впервые изданы Академией Сан-Фернандо лишь в 1863 году, спустя 35 лет после его смерти.
Прибавить к этому можно только собственные впечатления – а они настолько сильны, что на выставку хочется вернуться не раз и не два, чтобы рассмотреть гравюры в оригинале. И хочется купить каталог, которого в музейном магазине нет – то ли всё раскупили, то ли еще не напечатали. Но с помощью Интернет-лупы все можно найти и рассмотреть гравюры в деталях, хотя столь комфортная подсветка экрана крадет частицу причастности личности художника, возникающую в музейном зале.
Всего Гойя успел создать около тысячи рисунков, 300 гравюр и 500 картин: парадные портреты, бытовые сцены, натюрморты, картины на религиозные сюжеты, также представленные на этой выставке и с точки зрения «просто посетителя» на стиль Гойи решительно не похожие и потому еще более интересные в попытке понять художника – попытке абсолютно безнадежной. «Сон разума поражает чудовищ» стало крылатым выражением благодаря Гойе, первая ассоциация со словом «Капричос» – опять таки Гойя, «Махи на балконе», созданные в начале 19 века, вглядываются в нас уже в веке 21-м. «Зонтик», «Полет ведьм», «Соломенное чучело», «Бой быков», «Мальчики, играющие в солдатиков» – эти живописные работы были эскизами гобеленов, которые украшали стены королевского дворца Карлоса IV.
Колдовству, ведьмовству Гойя не поддавался, а скорее отмахивался от него, а может и обличал. Его рисунки кажутся зарисовками кошмаров из снов, хотя их считают и политической сатирой. Но Гойя не смеется, а желчно высмеивает. Его работы гениальны и мрачны, но не отталкивают, а притягивают (инквизицию они тоже притягивали – серия «Капричос» при жизни Гойи практически не продавалась из-за вмешательства инквизиции), хотя радости приносят мало, скорее укрепляя в грустном понимании того, что Гойи было столь ведомо: человеческие пороки, монстры, кошмары, суеверия, невежество и невосприятие ближнего своего являются вечными, а вот радость и веселье – проходящи.
И потому из «королевской» части снова возвращаемся к офортам – серии «Бедствия войны» – несколько десятков офортов (из 82), созданных 1810 и1820 годами, в период Наполеоновских войн и после их окончания: груды мертвых тел, расстрелы, изнасилованные женщины. Буквально слышен звон трупных мух… Иллюстрации человеческих деяний. Зарисовки ужасов Первой Мировой войны – явно отсюда. И подписи Гойи под этими гравюрами – их даже страшно перепечатывать, так что посмотрите вот здесь.
А вот серия «Тавромахия» – бой быков – не то, чтобы оптимистичнее, но она светлее по настроению. (Гойя создавал «Тавромахию» одновременно с «Бедствиями войны» в 1815-1816 годах). Коррида – это вызов, возможность победить, показать свою силу, не уничтожая себе подобного. Жестокость корриды уходит на второй план, а на первом – торжество праведной битвы, оправданного превосходства.
Сайт выставки – «Дневные грезы и ночные кошмары» или «Франсиско Гойя: Мадрид днем и ночью» http://www.imj.org.il/exhibitions/presentation/exhibit/?id=1111 (на этой же странице указаны даты эксскурсий по выставке и на иврите и даты встреч с кураторм Шломит Штейнберг на выставке)
Выставка продлится до 18 апреля 2017 года
Линк на сюжет о выставке, показанный по Первому каналу Израильского ТВ – https://www.youtube.com/watch?v=HJHZkhJOKU0
Маша Хинич. Иллюстрации предоставлены пресс-службой Музея Израиля в Иерусалиме. Заглавная фотография – “Зонтик”, 1777. Масло на холсте. © Madrid, Museo Nacional del Prado