Верхнее фото – Георгий Васильев. Фото – Дарья Моргунова
Интервью с Георгием Васильевым – одним из создателей и креативным продюсером проекта «Фиксики», гастроли которого вскоре начинаются в Израиле.
– Георгий Леонардович! Добрый день! За время, прошедшее с создания фиксиков, стало понятно, что многие современные дети имеют всё! В гаджетах и компьютерах они разбираются лучше родителей. Не портим ли мы их, позволяя так много пребывать в сфере технологий? Где их счастливое детство?
-Знать и уметь – это всегда полезно. И быть знакомыми с современными технологиями полезно вдвойне. Это означает, что дети не потеряются в жизни, будут пребывать с ней в одном ритме. Я уверен, что сами по себе гаджеты детей не портят. Другое дело, готовы ли родители давать детям что-нибудь еще, кроме гаджетов? Гаджеты становятся современными няньками не по воле детей, а по воле родителей: чаще всего так взрослые стремятся освободить своё личное время и пространство. А счастливое детство, скорее всего, рождается в общении младших и старших, в их совместных делах и досуге. Если вы готовы пойти с ребенком на прогулку, позаниматься спортом, поиграть, отправиться в путешествие, испечь пирог, вряд ли ребенок от этого откажется. Вот вам и шанс на его счастливое детство.
– И все-таки, в чем больше нуждаются современные дети? В человеческом тепле и родительской любви или в новых игрушках и информационном потоке?
– Безусловно, родительское тепло – основная потребность ребенка, а техника и навороченные игрушки – вторичная. Например, ни один эпизод нашего сериала «Фиксики» не обходится без человеческой истории, хотя вроде бы они замаскированы про истории о технике и называются по именам разных приборов. Детям, как и зрителям любого возраста, интересно следить за развитием человеческих отношений. Фиксики для детей – те же люди: они умеют чувствовать, обижаются и радуются, боятся и шутят. Удивительно, что дети-дошкольники особенно любят картинки, где семья фиксиков в полном сборе. Это правда, мы исследование такое проводили. И когда ребенка спрашиваешь, почему ему нравится это изображение, он прямо по-взрослому отвечает: потому что они тут все вместе: папа, мама, сестра и брат.
– Фиксики начинались с довольно простой, но оригинальной идеи – познакомить детей с техникой и наукой в доступной для детского понимания форме. Вспомните, пожалуйста, как это начиналось. Как появились образы, герои, их имена? Какой была самая первая история?
– Мы формулируем нашу базовую идею по-другому: нам не столько хотелось познакомить детей с различной техникой, сколько одушевить современный техногенный мир для детей. Детям предстоит жить в мире, где много железа и пластика, именно этим они окружены в городах, а не зайчиками и лисичками, о которых написаны детские книжки и сняты мультфильмы. Нужно, чтобы они воспринимали мир как дружелюбный, а не как холодный и враждебный. Современная сказка должна мифологизировать современный мир. Именно поэтому нам показалась такой привлекательной художественная идея Эдуарда Успенского в повести «Гарантийные человечки». Обратить внимание на эту повесть нам посоветовал Александр Татарский, знаменитый российский мультипликатор, с которым мы и начали проект «Фиксики». К сожалению, в 2007-м году Татарский скоропостижно покинул этот мир, но я думаю, что он был бы рад тому, что у нас в итоге получилось. Мы очень основательно поработали на старте проекта. От момента идеи проекта до выхода первого мультфильма в эфир в 2010-м году прошло около пяти лет. В эти годы мы размышляли о том, как устроен мир фиксиков и что это за существа, по каким правилам они живут. В создании визуальных образов фиксиков участвовало более 10 прекрасных художников, пока наконец Юрий Пронин не объединил, не синтезировал все их находки в тех персонажах, которые всем теперь известны. Имена мы придумывали сами, а потом проводили исследование с детьми, где предлагали несколько вариантов, и вдруг какое-то имя выходило в лидеры, детям оно казалось наиболее органичным. Например, для нашего героя-мальчика мы предлагали выбрать из двух имен: ДимДимыч и БарБарисыч. От второго имени нам пришлось отказаться, потому что дети в этом слышали отголосок Карабаса Барабаса, а у нас же, взрослых, была ассоциация, скорее, с леденцами. Самая первая история была придумана для серии «Сифон»: нам понравилось завязка, когда ДимДимыч роняет в слив раковины мамино обручальное кольцо накануне годовщины родительской свадьбы, и этот маленький предмет сразу нас выводил на семейные отношения, на тему ответственности друг перед другом. Именно тогда и родился принцип для наших сценаристов, о котором я уже говорил: каждый наш сценарий только выглядит историей о технике, на самом деле, это история о человеческих отношениях.
– Начиная с первой истории, какие изменения претерпел проект не только в техническом плане, но и в идейном. Какая сверхзадача у вас сегодня?
– Наша сверхзадача, пожалуй, не изменилась. А главная цель сегодня – не повторить самих себя, сделать каждую новую серию не слабее, а лучше предыдущих. Наши серии с годами стали более динамичны, режиссёры стали больше экспериментировать с точками съемки, что добавляет зрелищности фильмам. Мы планируем обязательно снять три сезона серий, то есть 156 серий (сейчас готово 130). И хотели бы сделать не меньше трех полнометражных фильмов. Первый из них недавно вышел в прокат в России, и прошёл с большим успехом.
– Когда вы работаете над новым фильмом, что вас вдохновляет? Какие задачи вы ставите перед собой, на что ориентируетесь?
– Вдохновляет, безусловно, признание зрителей: и маленьких, и взрослых. Дети полюбили фиксиков и многие верят в их существование. На нашем канале в YouTube больше 3,5 миллиардов (!) просмотров. Мне до сих пор трудно поверить в эти цифры! Стоит в какой-нибудь детской аудитории показать какую-нибудь нашу серию, как хор тут же слаженно подхватывает: «А кто такие фиксики, большой-большой секрет!» Помню случай, как в аэропорту мы видели ранним-ранним утром девочку в обнимку с нашей Симкой: чувствовалось, что это для неё самая дорогая игрушка, с которой она не расстаётся. Но и родители очень тепло относятся к нашим фильмам: они считают их полезными и доверяют нам. Конечно, это очень для нас дорого. Это и поддерживает, и вдохновляет на новые идеи.
– Есть ли у вас интересные истории, связанные с детьми и созданием серий?
– Самое интересное, на мой взгляд, происходит как раз после создания серий. В Интернете ходит множество историй о том, как дети произвели впечатление на родителей своими знаниями, и как выяснилось, что они это знают из серий «Фиксиков». Например, по сети ходит рассказ о том, как папа купил шесть стеклянных кружек, и пока смывал этикетку с одной, шестилетняя дочка отлепила пять остальных этикеток с помощью фена, как это предлагалось в нашей серии «Фен». В общем, возвращаясь к началу нашего интервью, нам кажется, что знания о технике для детей полезны, особенно если они укрепляют дружбу в семье.
*****
Шоу «Фиксики – Спасатели времени» в различных городах Израиля с 20 по 30 декабря 2017 года.
Заказ билетов на сайте организаторов гастролей – компании Rest International
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=VaqokM-NhTg
Фотографии предоставлены компанией «Пой Про»