Его знают как хулигана и оторву и по-разному к нему относятся. Одни терпеть не могут хриплый тяжелый голос и умение плыть против течения, другие восторгаются самобытостью и непохожестью на всех остальных. Всех объединяет уверенность в том, что его бабушка курит трубку, и могут с любой строки продолжить «Ольгу».
В преддверии своего гастрольного тура Игорь Сукачев – о своей индивидуальности, фатализме и Израиле.
Беседовала Севиль Велиева
– Игорь Иванович, давайте начнем наше интервью вот с такой игры в блиц: я задаю несколько вопросов, а Вы даете моментальные ответы на них. Я не имею права задавать уточняющие вопросы, а Вы – уходить от ответа.
– Интересно! Давайте
– С кем из зарубежных музыкантов Вы себя больше всего ассоциируете?
– (пауза) Ни с кем. Правда, ни с кем.
– Ваша любимая книга?
– Я не могу определить, их много. У меня нет одной какой-то любимой книги, это совершенно точно. Скорее всего, так: моя любимая книга – это та, которую я сейчас читаю.
– А что Вы сейчас читаете?
– Я не книгу даже читаю, а пьесу Островского «Лес». Вот пожалуй, моя любимая книга сейчас.
– За что в своей жизни Вы чувствуете самую большую благодарность?
– За то, что я родился на этот свет.
– Кого из всех живущих на свете Вы бы взяли с собой на необитаемый остров?
– Одного, да? Если один – то только жену. Потому что она сразу всех людей заменяет собой. И не только людей. Она страны, государства собой заменяет.
– На Ваш взгляд, каково Ваше наибольшее достижение?
– (пауза) Их нет, на самом деле. Я как отец могу сказать, как отец, как родитель, что мои самые главные достижения – это мои дети. Мне есть чем гордиться.
– Спасибо! Ну, а теперь самое время вернуться к истокам. Вот что интересно: Гарик Сукачев – это бренд, и Вас знают как персональный бренд. Называешь Ваше имя – все тут же понимают, о ком идет речь. А у Вас-то, начиная с 70-х, четыре группы за спиной. Вы по натуре одиночка в творчестве?
– Нет, это ошибка, я не одиночка, да и не сразу к этому пришел. Понимаете, мы тогда создавали группы единомышленников, друзей, разделяющих наши взгляды; мы были вместе и на сцене и за ее пределами, и такая организационная составляющая была очень ценна тогда, в молодости. А уже потом начинает побеждать авторитаризм.
– Тогда – простите за вопрос, если затрагиваю за живое – как получилось, что у Вас за спиной аж четыре группы? Многим вашим ровесникам по сцене удавалось работать с одним коллективом многие десятки лет.. Так было у Бутусова, у Макаревича…
– Смотрите: группа ведь живой организм, схожий во многом с людьми. Вот человек рождается, проживает отведенный ему срок и умирает. Группа тоже! В этом нет ничего экстраординарного. Для меня время «Бригады С» было временем прекрасным, но оно закончилось. Потом началась другая музыка… не другая, по-другому эмоционально окрашенная. Появились другие ипостаси, в которых тоже было интересно реализовать себя.
– И вот это тоже интересно. Вы – серьезный актер и режиссер, причем ушли в кино уже будучи состоявшимся музыкантом. Зачем?
– Я фаталист, поэтому я не могу объяснить, почему. Вот так получилось – и я за этим пошел, и это оказалось очень интересно. Раз пошел – значит, был одержим. Волновало – значит, я хотел научиться этому. Научили – пошел дальше, практиковаться. Давайте так и начем интервью: давным-давно на свет родился мальчик, и суждено было, чтобы в его жизни было то и это. Вот то и это и происходило. А объяснить по-другому, кроме как своим фатализмом, я не могу. Придумывать чепуху всякую – могу, но не буду, не хочу Вам вешать лапшу на уши.
– Я лучше так начну: талантливый человек талантлив во всем.
– На Ваше усмотрение оставим начало.
– Игорь Иванович, а как Вам пишется сейчас? Ведь Вы и все Ваше поколение, поколение легендарных рок-музыкантов, творили удивительные вещи, которые десятилетия живут. Страна поменялась, строй поменялся – а Ваше творчество живет. Это всегда объяснялось тем, что Вы, музыканты, так противостоите системе. А сейчас все, что происходит в России, доказывает, что история движется по спирали: снова есть с чем бороться и чему противостоять. Этот новый виток влияет на современную рок-музыку?
– Так. Первое и самое основное для молодежи – всегда, во все времена и при любых строях –быть революционной. Это ее святая обязанность и высшее предназначение. Она выражает то, что ее волнует. Так было, так есть и так будет. Ей всегда есть чему противостоять: родителям, прошлому миру, а потом это распространяется на политику, на все общество. Внутри этой молодежи есть всегда музыканты и художники, которые несут это самое коллективное-бессознательное, в этом нет какого-то особого влияния времени или системы. А в минуты роковые появляются так называемся молодежные движения, когда молодежь охватывают протестные настроения. В США такая протестная волна была связана, например, с Вьетнамcкой войной. Она стала колоссальным триггером, который разделил общество и молодежь. Молодежь разделилась на тех, кто участвовал в этой войне и вернулся домой, и тех, кто был против войны. С одной стороны – «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы, с другой – дети цветов, хиппи, настроенные так решительно против этой войны… Конечно, на фоне такого мощного расслоения общества не могли не появится легендарные музыканты и художники – слишком сильно было потрясение. Если же говорить о России, у нас это было довольно хаотичным, но потрясений тоже хватало. С одной стороны – перестройка, с другой – СССР стал рушиться как карточный домик, республики стали двигаться к самостоятельности. Начался колоссальный «тектонический» сдвиг. И не только мы, как музыканты, но и все поколение 70-х и 80-х не могли оставаться в стороне, потому что были частью происходящего. Поэтому спираль, про которую Вы сказали – она действительно сделала виток, и многое повторяется, но,понимаете, все не такой силы, как было тогда. Была бы той же силы – мы бы сейчас наблюдали всплеск мощнейших музыкантов, неважно, в музыке рокового или рэп-направления. Мы бы видели новых поэтов, новых гениев. Это не значит, что их больше не будет – конечно, будут они. Но когда человечество снова будет подходить к каким-то судьбоносным вехам в социально-экономическом смысле, тогда и придут художники. А сейчас нет таких потрясений. И как человек немолодой, поживший, могу сказать: ну и слава тебе, Господи.
– Ваша идея о том, что такая вот творческая интеллигенция является лакмусовой бумажкой происходящего в обществе – очень интересно!
– Нет, я не считаю, что интеллигенция является лакмусовой бумажкой. Вообще, на протяжении всей истории русской интеллигенции ничего не говорит о том, что она может быть сколько-нибудь полезной.
– Почему? Вследствие инертности своей?
– Во-первых, потому что она всегда была далека от народа. Она всячески подчеркивала, что она образованнее, интеллектуальнее и т.д. Она была таким же социальным слоем как, условно, мормоны или хасиды. Ну, у них религия является определяющим фактором, а у интеллигенции – социальная направленность. Кстати, это же совсем русское понятие. В других языках есть понятие «интеллектуалы», а вот что такое интеллигенция? И потом, интеллигенция в России очень разрознена: часть интеллигенции может быть и есть на федеральных каналах, вещает чего-то, часть – выходит на улицы, протестуя. И те, и другие – интеллигенция, как они сами себя определяют, и как все их определяют. Но это непростой разговор, я бы продолжил его при более обстоятельной беседе, а то Вы обещали,что мы про предстоящие гастроли только поговорим, а мы вот в какие дебри залезли (смеется).
– Принимается с благодарностью! Продолжим, когда Вы приедете в Израиль?
– С удовольствием!
– Можем написать в интервью, что продолжение следует?
– Пишите, конечно! Продолжим готовиться к поездке в Израиль, чтобы, в том числе, поговорить про судьбы интеллигенции.
– Игорь Иванович, давайте тогда перейдем к Вашим гастролям предстоящим? Что Вы к нам везете?
– С удовольствием расскажу. Мы давно уже в туре, он заканчивается летом и называется он «59:59». Он вообще не должен был быть таким длинным, но как-то так вот получилось, что затянулся. Очень много промоутеров и в России, и за рубежом заинтересованы, поэтому мы продолжаем его делать. И это же шоу везем в Израиль.
– Вы, прямо скажем, нечастый гость в Израиле.
– Да, давненько я у вас не бывал. Были у вас семь лет назад, в Эйлате – я, моя жена и очень маленькая дочь. Я тогда работал над спектаклем. Все были счастливы: мы отдыхали и параллельно работали плодотворно, и работа была интересной – в общем, у меня очень теплые воспоминания остались о том приезде.
– У Вас просто по библейским канонам отношения с Израилем выстраиваются: промежуток в культовые семь лет.
-Да-да, семь лет тучных, семь лет скудных. Мы исполним и новые песни, и старые. В общем, программа насыщенная приготовлена, и должно быть хорошо.
– Игорь Иванович, спасибо за интервью и пусть вашего таланта и энергии хватит на регулярное возвращение с концертами в Израиль – вас здесь любят и ждут.
– С радостью! Это очень взаимно, Израиль – уникальная, удивительная страна, она никого не оставляет равнодушным. Вот закончим этот гастрольный тур и сразу задумаем новый. Но пока – до встречи в Израиле в апреле!
Билеты от 249 шекелей, а так же, скидка 50% на второй билет в VIP партер!
Заказ билетов на сайте www.wtf.co.il и по телефону 072-2346434 .
Организатор гастролей продюсерский центр WTF Production.
Фотографии предоставлены организаторами гастролей.