fbpx
Tel Aviv Global

Геннадий “Геша” ДВОРКИН

Текст –  Таша Карлюка. Фото – ©  Егор Жданов (фотографии предоставлены автором текста)

Биография:
Репатриировавшись в Израиль из СССР, Геннадий “Геша” Дворкин решил начать все заново и заняться прикладным искусством. Испробовав в работе различные материалы, изучив возможности работы с деревом и камнем, он остановился на глине. После десяти лет освоения керамического ремесла, его увлечение переросло в дело жизни. Геша Дворкин – мастер керамики, входит в Ассоциацию художников-керамистов Израиля, его работы можно увидеть на их выставках, в галереях, и частных коллекциях. Часть его последних работ находятся в его доме-студии в Яффо на улице Тирца, 8. 

Люди, которые не соглашаются быть там, где им быть не хочется. Люди, которые ищут дело своей жизни пока не встретят его. Люди, которые не боятся начинать с чистого листа. Таких людей я очень люблю. Они мне созвучны, у них я учусь, им я подражаю.

Геша увлечен своим делом настолько, что в комнате проедет поезд, и он его не заметит. По его признанию, в его голове всегда что-то крутится. Строится, строится, строится. Одно на другое. Выстраивается в очередь. На выход. И он постепенно вынимает. Идет спать с этим, просыпается с этим. Смотрит на другое через это. Это в нем живет все время. Он нашел себя, не раскрошился, несмотря на неровный и тяжелый путь.

Начать заново несмотря на возраст. Выход в открытый океан из зоны комфорта, а там кроме соленой воды, еще акулы могут поджидать.

Свое дело. Это все ради него.

Приехав в Израиль первое время Геша работал сторожем. Сидел в будке. Смена по двенадцать часов. Вокруг ничего. Делать нечего. Как он сам говорит: “Начал деревяшку строгать, делать вещи из дерева. Потом переключился на камень. Купил специальные инструменты – молоток, зубило. И это все за будкой. Долго долбил я этот камень… С камнем диалог не сложился. Я хотел найти другой материал, который мне подойдет. У меня появились мысли сделать что-то из глины. Купил брикет глины и начал делать “Голубку Пикассо”. Голубка у меня получилась. Чем больше прикасаешься к глине, тем больше ты ее начинаешь понимать. Я нашел с ней диалог”.

– Муки творчества посещают тебя? – спрашиваю я Гешу.
– На мой взгляд, неуместно слово “муки”. Для меня это естественный процесс. Облом когда что-то не получается, но без этого никак. Если все на сто процентов получается, тогда ты не будешь знать, что хорошо, а что плохо. Это меня пугает больше. Думаю, пора попрощаться с заблуждением, что все, что мы делаем должно быть успешным.

– Что делаешь в такие минуты?
– Сажусь на велосипед и бесцельно катаюсь. Всю дорогу я рассматриваю одинаковые плитки, по которым еду, мой глаз цепляется за городские пейзажи. Идеальные симметрии настраивают мои мысли и мой мозг начинает работу.

Геша начал заниматься керамикой, когда ему уже было сорок лет. Десять лет он и вовсе был отшельником. Три года он жил в Эйн-Керем, семь лет – на чердаке у своих родителей в Бейт-Шемеше. Единственное, что он делал все эти десять лет – лепил и сидел за гончарным кругом. Иногда спускался поесть и подышать воздухом. “Я шел спать с этим, просыпался с этим, и ни на что другое не отвлекался” – говорит он мне.

Уже десять лет как он учитель. Ему нравится эта роль, нравится, когда его ученики выбирают свой путь, начинают копать в свою сторону:

Видеть это, понимать, что ты немного причастен к этому – кайф, – говорит Геша. – Но я бы с удовольствием сейчас сам побыл учеником у японского мастера. Я бы ничего у него не спрашивал, а просто был рядом. Ходил бы за ним, смотрел и впитывал как губка все, что он делает, каждую мелочь: с какой скоростью он ходит по студии, как он касается глины…

Многое у Геши от японцев. Тихий, спокойный, как-будто он живет не в шумном Яффо, а в какой-то деревне на севере Японии.

Существует японская концепция “Сюхари”, согласно которой существует понятие о трех ступенях. Первая – заучивать все точно так, как показывает учитель. Вторая – когда ученик изменяет правила, нарушает их, создает свои. Третья – нужно освободиться от правил, правил больше нет. Геша – открыватель в керамике, правила существуют, но кажется, не для него. Но все же, оставаясь верным традициям керамики, он экспериментирует и создает уникальные объекты. Однако как он сам говорит, он не думает, что третья ступень – это последняя ступень. Дальше там другие будут, нас ждут сюрпризы.

Месяц назад Геша переехал в новую студию, которая уже стала меккой для керамистов. Заходишь в мастерскую из неспокойного Яффо, который переполнен людьми, а там тихо, безмятежно, светло, чисто, красивая керамика, приятная музыка и ты погружаешься, принимаешь этот темп. Принимаешь это как данность. Материал диктует твое поведение. Островок в центре Яффо, где собираются люди, которые, как и Геша, хотят прикасаться к глине, быть причастными к этому волшебству. Ученики, атмосфера, разговоры, движение…

Кстати о людях, которые не бояться начинать с чистого листа. Эльдаду сорок один год, он один из учеников Геши. Всю свою жизнь он делал много денег, но всегда чувствовал – этого недостаточно, чувствовал себя пустым, не было удовлетворения. Начал всматриваться в то, что он делает, с кем работает, как живет и сказал себе: “О’кей, а что мне делает хорошо в жизни? Что меня делает счастливым?” Это был путь в несколько лет. И он понял, нужно начинать новый раздел своей жизни, посвятить свое время тому, что важно. Простым вещам. Дружбе, природе, семье и… творчеству. Это дает смысл жизни.

Эльдад оставил свою работу и стал волонтером в “Бейт ха-Шанти” –  это организация, которая помогает молодым людям в возрасте от 14 до 21 года, оказавшимся без дома и находящимся в группе риска. И начал заниматься керамикой. Эльдад говорит, что керамика – это подарок самому себе. Как йога, серфинг. Если человек делает что-то для своей души – то это любовь к себе. Ты заботишься о себе. В своей квартире в одной из комнат он сделал маленькую студию, чтобы в выходные с самого утра он мог заниматься керамикой, не выходя из дома.

Геша – пример того, что, когда ты на своем месте, то дело свое никак не получается называть работой. Вот уже более десяти лет он живет в своей мастерской. Второй этаж – для жизни, первый – для глины. Правда, глина для Геши и есть сама жизнь.

– Ты не устал? Может нужно жить в одном месте, а работать в другом?
– Когда живешь в мастерской, в голове все время возникают мысли, идеи. Отправляясь ко сну, обязательно подхожу к новым работам, что-то исправляю, чищу, переворачиваю на другую сторону. А, если я что-то забыл, просыпаться и в пижаме идти в студию? Нет, уж лучше я буду поближе к своим работам. Нужно отдать этому все: мозг, руки, ноги, нервы, сердце.

Порой, когда я смотрю на работы Геши, то мне кажется, что не он их сделал, а природа. Я говорю ему об этом.

Да. Хорошее наблюдение… “Сфотографировать”, сохранить, сберечь. Я передаю это. Когда еду в автобусе, смотрю в окно. И замечаю шевеление природы. То, что не срежиссировано. Я – лишь инструмент природы. Стараюсь доносить. Открывать людям. Дать это, увидеть ближе, коснуться. С мыслью – бережное отношение и сохранение.

Мы с Гешей знакомы уже более четырех лет и я поняла его тайну… Он не проходит мимо. Задерживает взгляд, где другие свои взгляды отворачивают, прикасается руками. Он замечает то, на что другие не обращают внимания. Постоянное любопытство и небезразличие.

“Человек был создан из глины” – прочитала я на днях. Био-инженеры факультета нано-наук Корнеллского университета в штате Нью-Йорк считают, что “глина, возможно, стала источником жизни на Земле”. Эта теория уже на протяжении тысячелетий существовала во многих культурах, хотя не была обоснована научными доводами.

Как сообщается в религиозных текстах, Бог создал первого человека из глины, а затем вдохнул в него жизнь. Даже Книга бытия гласит, что человек рождается из пыли (праха) и становится прахом, когда умирает. Учёные переводят слово “прах” с древнееврейского как “глина” или “земля”.

“Человек создан из глины” крутится в моей голове уже который день, и становятся понятны слова Геши, сказанные им в его мастерской: “В чашке, из которой ты сейчас пьешь, может находится тела десяти человек, одного муравья и чья-то корона. Мне не страшно. Я привык со всеми ними общаться: с людьми, с птичками, с королями, с дерьмом – с теми, кто там в глине”.

Мне тоже не страшно. Напротив. Я даже немного завидую Геше, – я бы тоже не прочь почаще общаться с королями и птичками…

Увидеть работы Геннадия Дворкина и записаться на уроки можно на его страницах в социальных сетях Instagram и Facebook:

https://www.instagram.com/ceramicartgd/

https://www.facebook.com/ceramicartgd/

 

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com