«Гибнет хор» – пьеса о том, можно ли остаться человеком. Текст – частично документален. Основан на реальных голосах солдат Первой Мировой войны.
«В настоящей трагедии гибнет не герой. Гибнет хор» — цитата из Нобелевской лекции Иосифа Бродского.
«Гибнет хор» — спектакль по пьесе Аси Волошиной, который будет показан в Тель-Авиве в помещении театра Tmu-na.
«Гибнет хор» – пьеса о том, можно ли остаться человеком. Текст ее частично документален и основан на реальных свидетельствах солдат Первой Мировой войны. Военный врач и медсестра едут в санитарном поезде в окружении раненых, живых и мертвых, из ниоткуда в никуда. Через судьбы двух этих людей, ведущих непростой разговор друг с другом, и через голоса в голове врача (из-за войны ставшего убийцей) проявляется природа катастрофы, внутри которой оказались и мы.
В пьесе использованы фрагменты книги Софьи Федорченко «Народ на войне: Фронтовые записи», вышедшей в Киеве в 1917-м году. (Книга Софии Федорченко, поехавшей на фронт в качестве медсестры, воспроизводила в форме коротких, лаконичных записей, занимающих обычно всего несколько строк, разговоры и рассказы солдат. Информацию о книге, ее авторе и сам текст легко найти в сети).
23 февраля 2022 года в цехе завода XVIII века в Санкт-Петербурге артисты театра Fulcro сыграли кабаре «Шутка» по песням узников ГУЛАГа. Они выступали в майках «ХУЙ ВОЙНЕ». Это был самый истерический и последний репертуарный спектакль труппы, сыгранный в довоенной России.
30 и 31 октября 2022 года Fulcro представит свой первый большой проект в Израиле — спектакль по антивоенному и антитоталитарному тексту Аси Волошиной «Гибнет хор», написанному в 2014 году после аннексии Крыма.
За эти восемь месяцев труппа Fulcro сумела перебраться в Израиль почти в полном составе. Далеко не все артисты имеют право на репатриацию, но Fulcro – это их дом, и они держатся вместе c 2020 года, когда 14 человек открыли в Питере театр, который хотел говорить с очень молодыми людьми о катастрофах.
История группы началась с того, что куратора увезли на допрос в Центр «Э» (так называют центр экстремизма в России) прямо с одного из спектаклей открытия театра. А потом к команде ходил следственный комитет. Но сидела (недолго) только одна из соавторов проекта.
Первый спектакль Fulcro был поставлен по культовой пьесе «Наш класс» современного польского классика Тадеуша Слободзянека. Это пьеса об одном из чудовищных эпизодов Холокоста в Польше — когда в местечке Едвабне местные жители–поляки в 1941 году ещё до прихода немцев зверски убили более полутора тысяч своих соседей–евреев. Спектакль прогремел на независимой сцене, получил Высшую питерскую театральную премию «Золотой софит» и три награды на международном фестивале ITSelf в Варшаве, а сам Тадеуш сказал ребятам, что именно так он и представлял свою пьесу на сцене.
После «Класса» Fulcro выпустил серию антивоенных и антитоталитарных кабаре, имевших большой успех (одно из них театр покажет в Израиле на фестивале Tmu-na в декабре 2022, а премьеру нового — в конце января 2023 в театре «Гешер»). Как-то раз на такое кабаре пришла известная петербургская художница и сказала, по воспоминаниям авторов, примерно следующее: «Не хочу нагнетать, но обычно жанр кабаре становится популярным за пару лет до большой войны…».
Даша Шамина, режиссер: «22 февраля мы смотрели «обращения» безумного царька, и комментировали его в прямом эфире нашего телеграма. На следующий день был спектакль, мы его пересочинили, конечно. Я очень хорошо помню тот вечер. Ничего было нестрашно. Но несколько мужиков, случайно зашедших, ушли, крикнув, «За Донбасс», а мы продолжили — нет, нет, нет. И разошлись гораздо позже обычного. И обнимались с друзьями. И чего-то казалось будет ещё жизнь. А утром началась война. Мы пошли на митинги, сидеть, остановили весь репертуар, а потом уехали. Почти все. По очереди».
Никита Гольдман, актер: «Не могу назвать свой отъезд «побегом», нет, мысли о том, что нужно уезжать терорризировали меня уже давно. Однажды в институте, на занятии по сценический речи, я сказал педагогу: «Зачем Вы меня ругаете, я всё равно рано или поздно перестану играть на русском языке». Тогда мы посмеялись, но я точно принял для себя решение уехать после окончания института.
Но мы открыли театр, честно говорили на темы, которые нас волнуют, познакомились с нашим зрителем, благодаря которому я перестал себя чувствовать «лишним пазлом», и отъезд отложился на неопределенный срок.
Пришла война и страна, и люди, и законы, и мое ментальное здоровье начали сами выталкивать меня из страны».
Саша Другов, актер: «Я пришел в себя 10 марта. Понял, что не смогу притворяться, не смогу молчать. Я решил уехать. 15 марта улетел в Стамбул».
«Гибнет хор» – пьеса, в которой Ася Волошина предсказала всё. Сейчас ее пьесы де-факто запрещены в России, спектакли сняты с репертуара из-за внятной и человечной антивоенной позиции автора. Волошина, как и команда Fulcro, сейчас в Израиле.
Производство спектакля поддержал театр Tmu-na, один из известнейших и старейших авангардных независимых театров Израиля. Он был основан Навой Цукерман в 1987 году и стал важным центром альтернативного театрального искусства. Сегодня в нем работает множество очень интересных команд, которые занимаются театром, музыкой, танцем и современным искусством.
Tmu-na — очень тёплое место, которое уже стало родным для команды Fulcro. Место абсолютной свободы.
Даша Шамина, режиссер: «Спектакль менялся тысячу раз, как все блядские обстоятельства этого времени. Кто-то говорил мне, что пьеса «очень темная». Мне кажется, что это не пьеса, а время. Столько людей… Нет войне и больным диктаторам».
Аля Покровская, актриса: «Я ехала в поезде, напротив меня сидел военный с автоматом, я читала строчку «не один, а все гибнут». Слова перекручивались, возвращались снова и снова еще несколько часов после первой читки. Помню, как подумала, что это очень прямой, честный текст, которого мне так не хватало. Передо мной все время всплывают лица людей, которых я вижу здесь. Женщина в отеле слышит пожарную тревогу и в панике, обмотанная только полотенцем, выбегает на улицу. Женщина, которая узнав о мобилизации в России начала хлопать и смеяться. Женщина, которая рассказывает о своей прекрасной квартире в Киеве, которая _была_. Чьи-то красные глаза. Чьи-то неспокойные руки. Чей-то взгляд в упор… Они все для меня живут в этой пьесе. Это очень больно и страшно, потому что абсолютно реально, просто и является частью бытовой жизни.
Не один, а все гибнут».
Этот спектакль, как и любой другой, ничего не изменит. Но ценность в том, что здесь может прозвучать этот текст, который напоминает, что неподалеку развернут настоящий ад, и каждый день мы должны искать способы с этим не соглашаться.
Премьерные показы спектакля «Гибнет хор» состоятся 30 и 31 октября в 22:00 в Tmu-na адресу Shoncino 8, Tel Aviv.
Спектакль идет на русском языке с субтитрами на иврите. Билеты: https://www.tmu-na.org.il/?CategoryID=220&ArticleID=5582
Команда спектакля
Режиссёр: Даша Шамина
Продюсеры: Лиза Школьник, Соня Громова, Анна Гинзбург, Маруся Каминская, Даша Шамина
Дизайнер: Елизавета Гриднева Художник: Александра Дашевская
Графика: Лиза Эртель
Фотографы: Вадим Штерн, Nikia Highkey
Художник по свету: Михаил Шимберг
Саунд-дизайн: Илья Symphocat
Субтитры: Лиза Школьник, Гордей Максимов
Проекция: Владимир Личарда
Актерская группа
Михаил – Саша Другов
Софья – Катя Тихонова
Хор – Никита Гольдман–Кох, Аля Покровская, Сергей Горошко, Полина Вингородова, Алексей Драгунский
Голоса — Анастасия Гордыманова, Дарья Дельман
Музыка: Сергей Горошко, Полина Вингородова, Алексей Драгунский
Соавторы: Phill, Валерия Калегина, Антон Вараксин
Перевод на иврит: Полина Брукман
Грим: Тома Покрас
Женские костюмы Хора – из коллекции Лены Блаунштейн (Фрау Блау) «Беженцы»
Спектакль – совместное производство театральной компании FULCRO при поддержке театра Tmu-na
Билеты и подробная информация по ссылке: https://www.tmu-na.org.il/?CategoryID=220&ArticleID=558
Страница мероприятия – https://www.facebook.com/events/503794901570894/528694662414251/
Страница театра Flucro – https://www.facebook.com/fulcrotheatre
Информация о спектакле и билеты: https://fulcrotheatre.ru/hor