Hilla Ben Ari. The Voice that Calls to Itself, 2021, Still from multichannel video installation, Courtesy of the artist, photograph: Uri Ackerman. Источник – https://www.imj.org.il/en/exhibitions/hilla-ben-ari-voice-calls-itself
Лист бумаги и маленькие ножницы – вот все, что требовалось многожанровому художнику Моше Райферу (родился в 1907 году в Галиции, приехал в Эрец-Исраэль в 1926 году, умер в 1985 году) для того, чтобы создавать чудесные миры бумажной графики, ажурного, виртуозного вырезания по бумаге.. Мастерски сделанные вырезки из бумаги и гравюры (paper art в новом слэнге), которые он создавал остались в памяти и благодаря новостным, но уже ставшими мифологическими, кинохроникам «Дневники Гева» за 1954-1972 гг. (хранящимся сейчас в архиве Иерусалимской Синематеки»). Вот , не утруждайте себя поисками – https://jfc.org.il/news_journal/61363-2/102777-2/ – зарисовка про выставку Моше Райфера в 1960-м году в «Бейт-Соколов» в Тель-Авиве, про сложные комбинации вырезок по тонкой бумажной текстуре.
В наши же дни про работы Моше Райфера вспомнила художница Хила Бен-Ари, оказав ему дань уважения – современного образца – в рамках выставки «Голос, обращающийся к себе», представленной в «Бейт-Тихо» в Иерусалиме. Хила Бен-Ари (родилась в 1972 году) выросшая и учившаяся в кибуце Ягур, где жил и работал Моше Райфер, поместила в центр выставки многоканальную видеоинсталляцию, в которой она обращается к сложным вырезкам из бумаги Райфера, и особенно к серии его работ «Буквы мидраша» – к замысловатым кружевным фигурам, сделанным им в 1930-х годах под влиянием еврейского мистицизма (и, как отмечает куратор, еще и под влиянием последствий проблем с психикой, мучивших художника на протяжении многих лет). Из темного пространства выходят яркие фигуры в натуральную величину, окутанные аурами света. Они медленно двигаются, каждая на своем собственном экране, не прикасаясь и не контактируя друг с другом, меняя хореографию движения и саунд.
Работы Моше Райфера и Хилы Бен-Ари очень далеки друг от друга, различны в технике, материалах, содержании, форме выражения и времени, но и перекликаются друг с другом, ведя диалог между тенью и светом, бумагой и экраном, между фигурами из прошлого и из настоящего – в одном общем пространстве в «Бейт-Тихо» в Иерусалиме.
Хила Бен-Ари в своем творчестве в последние годы сосредоточилась на тех образах, кто оказался за пределами культурного консенсуса в Израиле, и ее работы-исследования художников предыдущих поколений стали интересным (и постоянным) вкладом в освещение мифических, исторических, социальных и культурных событий прошлого страны. «Голос, взывающий к себе» – третья крупная выставка серии, в которой она ведет межпоколенческий и междисциплинарный диалог между собой и забытыми художниками прежних поколений. Так, в 2017-м году в Герцлийском музее искусства проходила ее выставка, посвященная интереснейшей личности, но уже полузабытой – израильскому хореографу Хеде Орен (1935–2008). Ты выставка называлась -«Переосмысление ломаных линий» («Rethinking Broken Lines»). А на сей раз – «Голос, взывающий к себе» в диалоге хореографии, меняющихся ситуаций и звуков.
Куратор выставки «Голос, обращающийся к себе» в «Бейт-Тихо» – Тимна Селигман. Выставка продлится до 30 октября 2022 года.
Gallery talk на выставке «Голос, обращающийся к себе».
Встреча с художницей и куратором Тимной Селигман в «Бейт-Тихо»
Пятница, 7 января, 23:00.
Среда, 2 февраля, 18:00
Среда, 23 марта, 18:00
Запись – https://www.imj.org.il/he/node/3490306
Сайт выставки – https://www.imj.org.il/en/exhibitions/hilla-ben-ari-voice-calls-itself