«Рабочий в искусстве» – так называется выставка, которая открылась в «Театрон Гиватаим». Этот город, расположенный между двух холмов, отмечает столетний юбилей – он был основан ровно сто лет назад, в апреле 1922 года. Важно отметить, что Гиватаим – первый рабочий город в Израиле. Его отцы-основатели – репатрианты из второй алии. Именно они приобрела 30 гектаров земли на окраине Тель-Авива. Впоследствии эта земля стала районом Борохов (Шхунат-Борохов) – первым рабочим районом в стране. Район был назван в честь Бера Борохова, основателя рабочей партии «Поалей Цион». В 1923 году по соседству была создана рабочая ферма, целью которой была подготовка пионеров к полевым и животноводческим работам.
Кураторы выставки – Дорон Полак и Рони Гриффит – создали уникальную экспозицию-исследование в которой сделана попытка проанализировать и показать, как менялся образ рабочего в израильском искусстве на протяжении десятилетий на примере ста работ, часть которых находится в частных коллекциях и неизвестна широкой публике.
Здесь уместно вспомнить о Мартине Бубере – великом еврейском философе, гуманисте, общественном и религиозном деятеле. Выступая на пятом сионистском конгрессе, он сказал, что «наше искусство – это лучший способ познать себя как народ, через него мы будем смотреть и узнавать себя». С начала 20-го столетия изобразительное искусство в Израиле испытывало влияние и Востока, и Запада. То же самое можно сказать о самой стране и ее развитии, внешнем облике городов и воздействии стилевых направлений зарубежных школ искусства. Таким образом создание “оригинального еврейского искусства” шло за счет сплава европейской техники с ближневосточными мотивами. Художники старались определить свою новую национально- культурную идентификацию и выразить свой взгляд на страну и повседневную реальность Ближнего Востока.
И это не случайно. Мировоззрение халуцим – первопроходцев носило восточно-европейский характер. В нем отражалась атмосфера Восточной Европы, ее идеология, символы и знаки, пришедшие сюда из революционных, социалистических кругов тех стран, выходцами которых являлись нынешние жители Израиля. Новое общество фактически создало свою религию- религию физического труда: халуцим вместо ребе, киббуц вместо синагоги.
На выставке в Гиватаиме представлены работы, созданные в самых разных стилях и направлениях. Достаточно назвать имена участников: Авраам Офек, Нафтали Безем, Давид Хендлер, Менаше Кадишман, Игаль Тумаркин, Идо Барель, Хая Гретц Ран, Керен Спилшер, Тами Геттер, Генри Шлесняк, Игаль Озери, Авишай Эяль, Дуду Герштейн, Цвика Лахман, Лео Рот, Дэн Бирнбойм, Шуки Гриффит, Шира Хейман, Офира Авишар, Габи Бен Хаим, Билья Фокс, Ханан Гетрейда, Яаков Хефец, Дана Браун, Таль Ливна, Нога Фридман, Одед Ховра, Леонид Падруль, Шломо Бронштейн, Мариана Король, Матти Лахат и другие. Прекрасное решение кураторов выставки собрать в одном зале работы художников, родившихся в разных странах, живущих по разным культурным кодам. И у каждого свое представление о рабочих, свой взгляд на пролетариат.
Текст и фото – по материалам пресс-релиза