Верхнее фото – “Гвоздики” театра танца Пины Бауш. © Alex Gouliaev
Красные гвоздики – тысячи и тысячи красных гвоздик. Каждый цветок на своем месте. Аккуратные педантичные ряды. Живой цветочный ковер устилает сцену, чтобы быть раздавленным в конце представления, растоптанным танцорами. Восхитительные цветы – символ романтики, легкость балета, лоскутное одеяло разрозненных эпизодов, казалось бы, не относящихся друг к другу, и эмоциональная структура, которой Пина Бауш скрепила всю эту конструкцию, превратив гвоздики в ставший легендой спектакль «Гвоздики» – балет на музыку Гершвина, Армстронга, Куинси Джонса, Билли Холидей, Франца Легара, Генри Манчини и Шуберта.
«Гвоздики» – спектакль «золотого» фонда Театра танца Пины Бауш. Это рассказ об эмоциях, в которые зрители вовлекаются мгновенно, с первых фрагментов танца, напоминающего череду изящных, сплетенных между собой чувствами, виньеток. Вот танцоры присели на стулья и сидят, слушая легкую классическую музыку. Вот танцор сделал шаг вперед, чтобы исполнить Гершвина «Человек, которого я люблю» («The man I love») – исполнить на языке жестов, когда сама музыка звучит на фоне. Полуобнаженная танцовщица держит аккордеон, пара бросает комки земли, кто-то кого-то кормит сырым луком, кто-то падает в горы картонных коробок. Темп ускоряется, жесты становятся безумными. Развевающиеся платья. Темные костюмы. Тяжелая атмосфера – но она растает, уйдет. В начале спектакля танцоры осторожны, они не прикасаются к цветам. Но после двух часов от порядка и целостности не остается и намека. Остаются абсурд, метафоры, провокация, вызов. «Гвоздики» были созданы Пиной Бауш для ее экстраординарного театра в декабре 1982 году, за 7 лет до падения Берлинской стены. Бауш прекрасно представляла себе, что такое «несвобода», принуждение. Что такое власть и злоупотребление властью.
Для Пины Бауш все становилось танцем, танец был ее сутью. Ей принадлежат слова: «Все, что я делаю, я делаю как танцор, все, абсолютно все». И потому ее танцоры не просто танцуют, а скорее разыгрывают балетные сцены – они кажутся случайными, как и события жизни. «Гвоздики» – это балетное исследование на вечные темы человеческих отношений и повседневных случайностей. Впрочем, каждый волен дать этому балету свою интерпретацию, свое толкование, добавить свое видение реальности и попытаться понять, возможна ли любовь в том мире, в котором мы живем. Жизнь, которая вдохновляла Пину Бауш, сохранится в спектаклях созданного ею Театра танца – и мы можем к ней прикоснуться.
Во многих своих работах Пина Бауш «ломала» так называемую «четвертую стену», что значит, что ее танцоры и актеры обращаются к зрителям напрямую. Сейчас это называют интерактивным спектаклем, раньше, в эпоху настоящих слов, называли сопричастностью и соучастием. Жизнь растаптывается как гвоздики? Нет, жизнь полна любви – полна тысячами и тысячами цветов, ведь гвоздики – это цветы богов. Их научное название – Dianthus – происходит от сочетания двух латинских слов: «dios», означающий богов, и «anthos», означающего цветок. Гвоздики – самые распространенные цветы, используемые в китайских свадебных церемониях. Корейцы используют гвоздику, чтобы предсказать судьбу молодых девушек. В Японии красная гвоздика символизирует любовь и является самым распространенным цветком для Дня матери. В викторианские времена посредством гвоздик отправляли зашифрованные любовные послания. Пина Бауш своими «Гвоздиками» отправляет зрителям уже после своей смерти, послание жизни и любви.
Гвоздики были ее любимыми цветами. «Гвоздики» – трогательный балет, благодаря которому имя Бауш навсегда останется на сцене, и забыть эти «Гвоздики» невозможно.
«Я не следую никакой школе, я просто танцую, – говорила Пина Бауш. Безумие считать, что в танце должна существовать какая-то норма, на которой построен классический балет, а все остальное – не танец. Танец может жить в любых формах. Главное – это точность пластического выражения мысли, эмоции. И дело здесь, конечно, не в технике классического танца, а в жесте, выражающем сущность происходящего с человеком». Возможно, что «Гвоздики» ставят под сомнение само понятие хореографии. Танец это или драматический театр? А может, песня? Скорее, это красота, донесенная до зрителей. Балет Пины Бауш ранит в самое сердце и тут же исцеляет душу.
********
Театр танца Пины Бауш – Tanztheater Wuppertal – существует уже 45 лет. Городок Вупперталь, который находится в районе Северного Рейна, еще при жизни Пины Бауш стал местом паломничества ее поклонников со всего света.
Пина Бауш и ее театр символизируют новый подход к искусству танца – современный, творческий, философский, сочетающийся с преданностью и страстью. Знакомясь с театром Пины Бауш, нужно оставить все свои прежние представления о балете, о хореографии, об отношениях, о себе. Но процесс поиска еще не закончен. «В этом процессе есть что-то почти бесконечное, и это и есть замечательная часть творчества» – говорила Пина Бауш – самая значительная персона в немецкой хореографии, не просто преобразовавшая современный танец, но создавшая новый жанр: танцевальный театр. Пина Бауш была больше, чем хореограф. Она сама была театр и навсегда вписала свое имя в историю балета, покинув сцену жизни в 2009 году. Но созданный ею театр жив.
Пину Бауш никогда не называли только хореографом – она всегда работала на пересечении жанров, сочетая движение, танец, разговор, используя в танце – как в театре – декорации и аксессуары, пространство и контекст. Также она микшировала и музыку – от классики и «Весны Священной» Стравинского до эстрадных шлягеров, джазовых импровизаций, оперетты, детских песенок и авангардной электронной музыки.
Но началось все с карьеры танцовщицы – еще ребенком Пина (Филиппина) Бауш стала солисткой в детском балете города Вупперталь; в 15 лет поступила в «Фолькванг-балет» в Эссене – часть знаменитой «Фольквангшуле» (Folkwangschule) – высшей школы, специализирующейся на музыке, живописи и театре. По окончании «Фольквангшуле» Пина Бауш отправилась по стипендии немецкой службы академических обменов DAAD в США, где училась в Джульярдской школе, танцевала в компании Пола Санасардо и в New American Ballet. Ее карьера в США начинала складываться самым удачным образом, когда ее бывший мэтр, Курт Йоос пригласил ее солисткой в только что основанный «Фолькванг-балет» в Эссене в Германии.
После нескольких успешных танцевальных сезонов появились первые инсценировки. В 1969 году Пина Бауш завоевала первую премию на международном конкурсе хореографов в Кельне. В 1973 году после появления экспериментального балета «Nachnull» ее назначили главным хореографом в Вуппертале. Настоящий успех пришел в 1974 году, когда в Вуппертале была поставлена хореографическая версия знаменитой оперы Глюка «Ифигения в Тавриде». Критики писали о лучшем спектакле года, но публика не сразу привыкла к странной хореографии. В семидесятые годы страсти успокоились, Бауш постепенно собрала свою уникальную труппу. И поставила несколько спектаклей, прославивших ее на весь мир: «Кафе Мюллер», «Семь смертных грехов» по Брехту и Вайлю, «Весну священную» – одну из главных балетных работ ХХ века. Ее театральная хореография стала визитной карточкой нового немецкого искусства – газета Frankfurter Allgemeine назвала ее «самой важной статьей немецкого культурного экспорта». Но Пина Бауш скорее вбирала в себя дух места, историю, культуру тех мест, где она работала – Италия, Мексика, Португалия, Германия.
******
Театр танца Пины Бауш. «Гвоздики».
Пять представлений в Оперном театре Тель-Авива:
17 октября, четверг, 20:00
18 октября, пятница, 13:00
19 октября, суббота, 20:00
21 октября, понедельник, 20:00
22 октября, вторник, 20:00
Хореография: Пина Бауш
Дизайн сцены: Питер Пабст
Дизайн костюмов: Марион Цито
Либретто: Раймунд Ходж
Музыкальный редактор: Маттиас Буркерт
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=pP7CTHgBfv0
Заказ билетов в кассе Израильской оперы: 03-6927777 или в «Браво»: http://bit.ly/2KsjtIv
Текст подготовила Маша Хинич. . Фото: Alex Gouliaev, Oliver Look, Laszlo Szito, Jochen Viehoff. Пиар–агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting