Верхняя иллюстрация: פוּ סייט. כלב שחור 2021
Эта выставка скоро закроется – 15 ноября, тем более повод о ней написать и на выставку сходить. И еще раз «тем более» – речь идет о выставке «High Voltage Three» в тель-авивской галерее «Нассима – Ландау». О первых двух «Высоких напряжений» рассказывалось и потому, чтобы не прерывать традицию, расскажу и о третьей экспозиции, о групповой выставке «Высокое напряжение 3» в арт-пространстве «Нассима-Ландау» в Тель-Авиве
В «High Voltage Three» представлены 40 картин и скульптур 17 художников. Почти все – из других стран. Почти все – впервые представлены в Тель-Авиве. Часть – совсем новые имена для Тель-Авива, часть – знакомые и заслуженные. В любом случае есть амбиции и желание повлиять на современную art-сцену Тель-Авива и остального внешнего – мира .
«Нассима- Ландау» – это не просто галерея, а фонд поддержки художников – не просто талантливых (все талантливые), но таких, чьи работы могут стать «рыночной ценностью». У искусства есть своя цена – реальная, физическая и иногда очень высокая. А любая частная галерея – пусть она и фонд – это коммерческое предприятие. В любом случае выставка увлекает и заинтриговывает. И, как уже доказано двумя предыдущими «Высокими напряжениями», участвовавших в них художников уже «подхватили» ведущие мировые галереи. Так что «Высокое напряжение» стало и брендом и лакмусовой бумажкой того, что будет модно и интересно завтра в мире искусства.
В «Высоком напряжении 3» представлены художники из Южной Африки, Венесуэлы, США, Бразилии, Нигерии, Китая, Бельгии, Украины, Германии и Израиля, обнаруженные на выставках и ярмарках по всему миру, в мастерских и студиях, благодаря профессиональным журналам и социальным сетям. Как и на двух предыдущих художники, участвующие в выставке, выставляются в Израиле впервые (кроме израильской художницы Кати Лифшин, которая показывала свои работы в «Теплице» независимых художников на последней ярмарке «Свежая краска» – прекрасные работы в сине-зеленой гамме с примесью сюрреализма). Темы – экспрессия, эмоции, внутренние пейзажи, детские воспоминания, путешествия, встречи, встречи, насыщенные цветом фотоизображения, традиции натюрморта, немецкого экспрессионизма, история искусства, религии, полинезийская мифология, африканская культура, ностальгия, юмор, дети, романтика, фантазия, комиксы, поп-культура, абстракция и т.д. и т.д. Одним словом – всё. И всё это есть хорошо! Заметили, какого слова нет в этом перечислении? Нет слова «война»…
Галерея «Нассима – Ландау» – улица Ахад Хаам, 55, Тель-Авив. Вход свободный
nassimalandau.com
https://www.nassimalandau.com/high-voltage-three
Часы работы: понедельник, вторник, среда, четверг с 10:30 до 18:00 / пятница с 10:30 до 14:30
Вот немного о начале проекта «Нассима – Ландау» из прежних текстов:
Проект «Нассима – Ландау» стартовал два года назад – в декабре 2020 года. «Нассима – Ландау» – это новая, весьма амбициозная платформа, направленная на то, чтобы вывести на сцену современного искусства молодых художников, и на то, чтобы оказывать влияние на формирование мира искусства – почему не влиять? Влиять хочется всем, даже самым тихим и спокойным, к которым нельзя отнести ни Сюзан Ландау, ни Стива Нассима, имена которых ассоциируются с деятельностью не то что бурной, но мудрой и высочайшего уровня. Проект «Нассима – Ландау» будет действовать и как фонд, ищущий и поддерживающий молодых талантливых художников, одновременно организуя мероприятия, приносящие финансовую поддержку – то есть выставки-продажи. В программе проекта: экспозиции, инсталляции и мероприятия в новом арт-пространстве. Догадайтесь, как называется? Да, именно так – «Нассима – Ландау», из чего (из названия) логично следует, что он возник как результат сотрудничества между заядлым коллекционером Стивом Нассима и Сюзан Ландау, бывшей долгие годы куратором отдела современного искусства в Музее Израиля в Иерусалиме а затем, после 34 лет работы в Музее Израиля, – директором и главным куратором Тель-Авивского музея искусств.
Опыт, знания и связи Сюзан Ландау – уникальны. Она живет и дышит современным искусством. И еще она непредвзята, то есть готова к любым неожиданностям в искусстве, иногда едва высказанным.
Сюзан Ландау родилась в Братиславе, в тогдашней Чехословакии, и была единственной дочерью у своих родителей, переживших Холокост. Она приехала в Израиль в 1968 году и после событий Пражской весны решила остаться. Ее родители репатриировались вслед за ней. Сюзан Ландау изучала историю искусства в Еврейском университете, работала иллюстратором в Еврейской энциклопедии, а в 1978 году стала работать в отделе регистраций коллекций произведений искусства в Музее Израиля, где и началась ее потрясающая карьера.
«Молодое зарубежное искусство должно постоянно присутствовать в Израиле», – говорит Сюзан Ландау. Вот теперь так оно и есть.
В 1980-е годы, создавая отдел современного искусства в Музее Израиля в Иерусалиме, Сюзан Ландау приобретала работы молодых художников, которые только начинали свою карьеру и поэтому были «недороги», а к ним в ту пору относились Жан-Мишель Баския, Дэмьен Хёрст, Маурицио Каттелан и другие.
За время работы в качестве куратора современного искусства с 1982 года и главного куратора Музея Израиля с 1998 года Ландау курировала большое количество групповых и персональных выставок. Вот несколько примеров (а список очень длинен): выставка Ансельма Кифера еще в 1984 году, Кристиана Болтански в 1989-м, Герхарда Рихтера в 1995-м, Уильям Кентриджа в 2011-м, Йозефа Бойса и Тадеуша Кантора в 2012-м.
После назначения на должность директора и главного куратора Тель-Авивского музея искусств в 2012 году по инициативе Сюзан Ландау прошли десятки супер-выставок и проектов. Не хочу пересказывать всё, в конце концов речь идет о ее новом галерейном проекте, но не могу не упомянуть выставки Хироси Сугимото и Идессы Хенделес, Кристиана Марклея и Луиз Буржуа, ну и, конечно «Шедевры из Филадельфийского музея искусств». Именно Сюзан Ландау организовала в Тель-Ависком музее отдел Contemporary Art, обновила сад скульптур, да и само главное здание музея, и ушла со своего поста в декабре 2018 года, когда впервые за годы существования Тель-Авивского музея искусств, количество посетителей перевалило за миллион. И вот: Сюзан Ландау, покинув музей, взялась за новые проект, казалось бы, немыслимый в дни эпидемии – проект открытия новой международной коммерческой галереи в Тель-Авиве, которая в основном будет представлять групповые выставки малоизвестных и относительно молодых. Художники, представленные на High Voltage – моложе 50 лет, есть и совсем молодые – двадцатилетние. И это на фоне того, что большей частью тель-авивские галереи предлагают персональные выставки отдельных художников.
История же старо-нового репатрианта из Бельгии (14 лет в Израиле) 48-летнего Стива Нассима такова: происходя из семьи торговцев алмазами, будучи 20-летним студентом, он устроился на подработку маклером по недвижимости. После заключения своей первой сделки, в ходе которой он продал дом японскому дипломату, Нассима задал себе вопрос: как разумно вложить деньги и при этом получить удовольствие. Решил он этот вопрос так – за 3000 евро приобрел работу японского фотографа Нобуёси Араки (напротив его студенческой квартиры была галерея с фотографиями Нобуёси Араки, заинтриговавшими его). Искусство и умение продавать слились: Нассима решил покупать то, что ему нравится, и в то же время – целенаправленно инвестировать в искусство. 25 лет он занимался бизнесом (бриллианты в Бельгии) и продолжал целеустремленно и собирать предметы искусства. В 2014 году Стив Нассима полностью отошел от управления своим алмазно-ювелирным делом и сосредоточился на коллекционировании произведений искусства, консультациям по вопросам искусства и поддержке Тель-Авивского музея искусств (и ансамбля «Бат-Шева» тоже, кстати).
Случайности где-то все заранее выстроены. Первая работа в коллекции Нассимы – из Японии, а Японии притягивает, японская культура очаровывает элегантностью и сдержанными эмоциями, и потому и не только поэтому, эти качества привели Нассиму к коллекционированию работ Яёи Кусама – той самой волшебницы, у которой все в точечку, даже тыквы. Стив Нассима стал экспертом во всем, что связано с десятками лет творчетства Кусама, и одна из ее огромных скульптурных желто-черных тыкв – в его коллекции.
При это собрание Нассимы – более чем разнообразно. Японская одержимость – лишь одно из направлений влечения к собирательству у Стива Нассимы. Коллекция Нассимы за последние 25 лет пополнилась работами Такаши Мураками, Луиз Буржуа, Генри Тейлора, Уго Рондиноне, Джорджа Кондо, Эрнана Баса, Войтеха Коваржика и начинающих художников. Его увлечение современным искусством можно даже назвать гиперактивным.
Мир искусства – это ежедневные новости и сплетни, новые работы, скачки цен, и надо оставаться в курсе этой информации. Эмоции могут стать определяющим фактором при выборе работы, но не единственным: вкус и азарт, качество, значимость и инвестиционная ценность – вот еще факторы, но тоже не все. Мир искусства очень активен: коллекционеры всех возрастов, новые и состоявшиеся, приобретают и приобретают произведения.
«Я всегда хотела, чтобы израильское искусство шло бок о бок с тем, что делается в мире – только так можно двигаться вперед, если мы не хотим, чтобы Израиль был провинциальным», – говорит Сюзан Ландау и смело возвращает фигуративное искусство в первые ряды, занятые было фотографией и видеоартом. К тому же, фигуративные работы легче продаются, чем абстрактное современное искусство или инсталляции. «Но это было не единственное соображение. Мы хотели создать атмосферу сегодняшнего дня. В Челси на Манхэттене полно галерей с фигуративным искусством. Оно вновь становится актуальным. А мы хотим держать руку на пульсе и представлять именно актуальные вещи, что не всегда возможно в музеях, где работа менее гибка и рассчитана на долгосрочную перспективу. У нас есть возможность проявить гибкость. Наша цель – показать неизвестных художников, – объясняет Ландау. – В наши дни, когда невозможно вылететь в другие страны, мы нашли часть работ в Интернете. Если бы не коронавирус, мы бы не выбирали художников таким образом. Есть среди участников этой выставки и те, про которых я ранее никогда не слышала. Сегодня люди покупают произведения искусства за миллионы, просто увидев их на экране компьютера. Художественные ярмарки переместились в Интернет и они процветают. Но не так просто сделать качественное искусство доступным многим коллекционерам. Мы рискнули и нашли художников, которые на наш взгляд, хотят создавать что-то новое. Мне нравится рисковать, и в данном случае мы просто прыгнули в холодную воду». Сюзан Ландау в ее 74 года волнует не только новая галерея, но и новый министр культуры, вопросы политкорректности в музеях и вопросы самоцензуры, поиски институциями, связанными с искусством, источников финансирования и их зависимость/независимость от государства. Ее можно понять: ведь прошедшим летом случился затяжной конфликт сотрудников Музея Израиля с его же администрацией, ограбление музея Уилфрида, попытка Музея исламского искусства выставить 5 процентов своей коллекции на аукцион и прочие невеселые происшествия.
Стив Нассима же рассказывает, что первоначально его привлекала именно фотография. «Большинство современных фотографий – космополитичны. Возможно, мое увлечение такими работам – это следствие того, что я вырос в сравнительно небольшом городе, в Антверпене, и потому тяготею к большим космополитичным городам, к невероятному Тель-Авиву. Моя коллекция, которую я собираю уже четверть века, тоже стала космополитичной и включает произведения искусства широкого спектра, в том числе и много произведений Яёи Кусамы. Сегодня я могу «подключаться» к различным потокам. На сегодняшней глобальной взаимосвязанной арт-сцене очень важно поддерживать хорошие отношения со всеми игроками».
Маша Хинич. Фотографии работ предоставлены пресс-службой галереи.