Фото – © Roee Shalti – предоставлено пресс-службой ансамбля «Бат-Шева»
5 августа в Тель-Авивской «Синематеке» пройдет показ фильма-балета «Hora» Охада Нахарина. Это уже второй фильм Нахарина – параллельная вселенная, увиденная через камеру. Бессмертная музыка Исаy Томита. Каллиграфия движения, как своего рода код – он пишется и тут же стирается. Кино-лаборатория Нахарина добавляет в сценическую работу новый хореографический пласт – движение камеры в пространстве. Это фильм – о совершенстве, и он – совершенен.
Этот фильм мало чем напоминает балет «Hora» в хореографии Охада Нахарина, премьера которого состоялась в мае 2009 года. Это иное, отдельное произведение – но в той же степени гениальное, где с изначальным балетом совпадет название и общая хореографическая линия. Все остальное – иное: свет, цвет, переосмысливание движения, прием close up, позволяющий присутствовать при рождении танца.
Первый кино-опыт Охада Нахарина, фильм-балет YAG, был снят в 2020-м году, став первым для «Бат-Шевы» попыткой передать сценическое произведение через объектив камеры и тем самым превратить его в новый вид искусства.
Камера позволяет точно, деликатно, нежно заглянуть в параллельную вселенную, лишенную дневного света. К движению, к хореографии добавляется монтаж: замедление и ускорение, переходы и нарезки, разные планы и углы зрения и все вместе позволяет абсолютно по-новому уловить саму суть балета. новые творческие выражения.
«Hora-фильм» – это еще одна возможность погрузиться в столь притягательную и в столь затягивающую эволюцию творчества Нахарин, исследующего новые формы как самого танца, так и процесса его создания.
В «Hora» множество намеков на возможное развитие хореографии, множество стартовых точек для дальнейшего движения, которые разбивают привычные клише. Внутренняя логика этой работы предполагают некую последовательность сцен и точек – все в апогее. В кривой, описывающей это движение, снижений нет. Это даже не синусоида – это некий быстрый вектор. Обсессивная (потому как иначе назвать стремление Исау разложить на электроны классику назвать нельзя) музыка Томита исполняется на синтезаторе, который сам композитор считал воплощением новых идей.
Изначально балетная «Hora» была посвящена матери Охада Нагарина – Цофие, к ее 80-летию. Цофия – бывшая балерина, преподавшая движение и композицию, все еще помнит, как танцевать хору, но таких людей все меньше и меньше. А одно из воспоминаний самого хореографа то, что его мать часто играла на фортепиано «Послеполуденный сон фавна» Дебюсси, который в обработке Томита звучит в этом балете. Процесс создания балета – это игровая площадка со своими законами. Юмор, драма, патетика использованы здесь в равной степени. Все составлено из отдельных сцен, отрывков, пространственных кусочков. «Hora» – это аккумуляция образов, сложнотканная виньетка, соединение элементов, света, цвета, гага.
Фильм «Hora» спродюсирован при сотрудничестве с сетью модной одежды «Factory 54», продолжающей в течение последних двух лет укреплять свои связи с миром культуры и искусства, а также поддерживать арт-проекты в самых разных областях – таких как кино, танец, музыка и другие.
Связь между модой и танцем имеет долгую историю. На протяжении многих лет многие дизайнеры черпали вдохновение в хореографии, а балетные коллективы и хореографы сотрудничали с дизайнерами, создававшими оригинальные костюмы для их постановок.
Постановщик: Охад Нахарин. Оператор – Рой Шалтиэль. Монтаж – Рой Шалтиэль и Охад Нахарин. Костюмы – Ари Накамура. Монтаж и звуковое оформление – Максим Варат.
Музыка: Исаy Томита, Модест, Рихард Вагнер, Хоакин Родриго, Мусоргский, Клод Дебюсси, Чарльз Айвз, Йонатан Оппенгейм, Икеда Рёдзи, Рихард Штраус Эдвард Григ, Ян Сибелиус.Цена билетов – 49 шекелей.
Заказ билетов по ссылке https://bit.ly/3zCiO0f
Сайт ансамбля «Бат-Шева» – https://batsheva.co.il/
Маша Хинич. Фотографии – © Roee Shalti – предоставлены пресс-службой ансамбля «Бат-Шева»