Заглавное фото טבע וסביבה, מקום שלישי, סדרות
© אלכסנדר ברונפר
הקשר האמיץ בין האדם לים המלח, אל מול האסון האקולוגי המאיים על עתידו של אוצר טבע ייחודי זה.
עין בוקק, ים המלח, מרץ – אוגוסט 2019
Давно, 16 лет назад, в 2003 году я оказалась на первой фотовыставке «Местное свидетельство – World Press Photo», конкурсе-выставке репортажной фотографии израильских и зарубежных фотокорреспондентов. За эти годы поменялось отношение к репортажной фотографии – и фотографов и зрителей; поменялось и ее восприятие, как и восприятие новостей. Я не стала равнодушнее – нет, но доверчивость ко всему, что вижу в СМИ, ушла, умчалась даже. Но вот фотографии «Местного свидетельства» – достоверны для меня всегда. Сложился парадокс: то, что представлено в музейном зале смотрится правдивее, чем всплывающие на экранах моментальные снимки новостных сайтов. И все эти разы – разы посещений двойной фотовыставки «Местное свидетельство – World Press Photo», всегда возникало одно чувство, вызванное каждой фотографией вне зависимости от её тех или иных художественных достоинств. Чувство сопереживания – и тем, кто на снимке, и тем, кто снимал. Точно выбранный ракурс, угол съемки, момент или протяженное время – критериев много, так снимают профессионалы. И снимают так, что каждую фотографию можно прочитать как рассказ, как книгу судьбы. Это чувство сопереживания – главное, возникающее и на 17-й выставке «Местное свидетельство – World Press Photo», открывшейся на прошлой неделе в музее «Эрец-Исраэль» (MUZA) в Тель-Авиве.
В первые годы эта двойная фотовыставка проходила на разных площадках в Тель-Авиве. И уже 10 лет как проходит в MUZA. Организаторы «Местного свидетельства» каждые два года меняют кураторы и дизайн павильона, чтобы не «замыливался» взгляд. Каждые два года – новые идеи, новый подход жюри к отбору, по-новому оформленное пространство. И все та же наша реальность – всё та же, и каждый раз иная. Как сказал Эльдад Рафаэли, главный куратор «Местного свидетельства» это года, различать сегодня в СМИ где правда, где выдумка, где манипуляция и где желание слегка приукрасить или слегка исказить, или недорассказать, где фальшивка и где настоящее стало чрезвычайно сложно. Смартфонами обзавелись все – от точки зрения зависит восприятие. Точка зрения есть у жюри, состоящего из профессионалов-кураторов, отобравших двести с лишним фотографий с таким тщанием, что выставка «Местное свидетельство» представляет собой единый визуальный пласт работ 72 участников, из которых 36 впервые участвуют в этой выставке. Новые участники – а также иной взгляд, иной ракурс. другое направление, новая категория и прекрасные фотографии-рассказы на высоких стенах-стенах, делящий пространство павильоны на галереи тем, на коридоры времени.
Вот три мне запомнившихся фотоистории с выставки:
Серия работ Александра Бронфера, получившая третье место в категории «Природа и окружающая среда». Фотографии сделаны в Эйн-Бокеке на Мертвом море в марте-июле 2019 года. Фото рассказ о связи между человеком и Мертвым морем перед лицом экологической катастрофы, которая угрожает будущему этого уникального природного сокровища. Исчезающее, уходящее море. Уходящие в море люди – лиц не видно…
Категория «Общество и община», выбор куратора. Фотография Эрика Султана для газеты «Макор ришон», сделанная 11 апреля 2019 года в поселении Отниэль к югу от Хеврона.На фотографии – молодая женщина Орит Марк-Эттингер, снятая через несколько дней после окончания шивы по ее брату Шломи, разбившемуся в аварии на мотоцикле через три года после гибели из отца, рава Михаэля Марка, убитого в теракте около поселения Бейт-Хагай. Фотография, заполненная таким спокойствием – как такое может быть, как так можно быть?
Третье место в категории «Религия и вера» – снимок Хаима Гольдберга, сделанный им 28 июля 2019 года в Иерусалиме для издания «Кикар Шабат» в квартале Меа-Шеарим. Девочки из секты секты «Нашот ха-Шалим» («Женщины Талибан») возвращаются из школы в сопровождении матери.
Вообще-то мне запомнились куда больше снимков. Практически все. И все они – о нас.
*****
Каждый вторник на выставке в 18:00 проводится экскурсия, а в 19:00 – встреча-дискуссия с фотографами, журналистами и кураторами. Подробности здесь: https://www.eretzmuseum.org.il/1129/
Экскурсии по выставке проводятся по вторникам в 12:00, по четвергам в 18:30 и по субботам в 11:00 – http://www.edutmekomit.co.il/events
Дополнительная информация на сайтах:
WWW.EDUTMEKOMIT.CO.IL
WWW.WORLDPRESSPHOTO.ORG
а также на странице в фейсбуке – https://www.facebook.com/Press.Photos.Exhibition
Подробно о выставке –https://www.israelculture.info/press-foto-goda/
Выставка продлится до 8 февраля 2020 года.
Адрес музея «Эрец-Исраэль» (MUSA) – Тель-Авив, ул. Хаим Леванон, 2, тел. для справок 03-6415244.
Часы работы музея: по вторникам, четвергам и субботам с 10:00 до 22:00; по воскресеньям, понедельникам и средам – с 10:00 до 16:00, по пятницам – с 10:00 до 14:00.
Стоимость входных билетов: для взрослых – 52 шекеля; для жителей Тель-Авива – 42 шекеля; для студентов – 35 шекелей; для солдат и пенсионеров – 26 шекелей; дети до 18 лет – бесплатно; дети до 13 лет – только в сопровождении взрослых.
Маша Хинич. Все фотографии представлены музеем Эрец-Исраэль (MUZA)