На фото – Асаф Талмуди. Кредит © Джейсон Гилберт (предоставлено пресс-службой)
אסף תלמודי קרדיט צילום ג’ייסון גילברט
«И вошел в них дух, и они ожили». Центр Неве-Шехтер представляет: «И вошел в них дух, и они ожили» от Асафа Талмуди
Просто потому, что я очень ценю музыканта и новатора Асафа Талмуди, очень люблю поэзию Давида Авидана, и потому, что Центр Неве-Шехтер – хорошее место. Поэтому я думаю, что нижеописанное будет отличным представлением, но пока что все запутано. Попытаемся разобраться…
«И вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои» – это из книги пророка Йехезкеля (“וַתָּבוֹא בָהֶם הָרוּחַ וַיִּחְיוּ”), говорящего и о наказании Израиля за нарушение завета, и содержащего предсказания о его будущем возрождении. Есть и главы о наказании Богом народов, враждебных Израилю. Как и любые пророчества, подходит к любой ситуации. Главное – правильно истолковать. Для этого, Асаф Талмуди собирается с помощью магии и музыки вызвать дух Давида Авидана, или воззвать к нему, если духи не помогут. Это если несерьезно и вкратце, а подробнее и серьезнее – ниже.
«И вошел в них дух, и они ожили» – серия авторских постановок Асафа Талмуди о литературе, музыке, сценических технологиях и экспериментах во всех этих областях.
(Асаф Талмуди – аккордеон, фортепиано и компьютерные программы. При участии: Ор Эдри – вокал, бас-гитара и клавишные; Керен Тененнбаум – вокал, скрипка и альт).
Асаф Талмуди русскоязычной публике известен тем, что выступал с Псоем Короленко. Но я бы переиначила: про Псоя Короленко ивритоязычной публике известно потому, что Псой выступал с Асафом Талмуди и его ансамблем «Ой, Дивижн», исполняющим еврейскую музыку из Восточной Европы. Участники «Ой Дивижн» поют на идише, иврите, русском, украинском, белорусском и воскрешают музыку штетлов, переводя ее в клезмер-блюз, джаз, рэп и шансон.
Сам же Асаф Талмуди – не просто играющий музыкант, известный аккордеонист, а еще и исследователь музыки, исполнитель на электронных инструментах, продюсер и композитор, лектор Хайфского университета. Он продюсировал альбомы для Барри Сахарова, Шломи Шабана, Шая Цабари, Роны Кейнан и других. Представлял свои сочинения на основе новых музыкальных технологий на концертах и фестивалях по всему миру. Был приглашенным лектором в Стэнфордском университете, в Технологическом институте Джорджии и в Университете Макгилла в Монреале в Канаде. Участник не только «Oy Division», но и группы «Malox XL» (вместе со своим братом Эялем Талмуди и Авивом Боненом).
Серия его выступлений в Центре Неве-Шехтер в квартале Неве-Цедек в Тель-Авиве – это четыре вечера, посвященных семи образам – семи авторам еврейской, ивритской и израильской литературы. Через видео, музыку, компьютерные эффекты, философию, алгоритмы, искусственный интеллект и рок-н-ролл, Асаф Талмуди разбирает и вновь соединят эти образы, отражая тем самым их дерзкие попытки преобразовать словом и делом дух в материю и в тело.
Вечер первый (четверг, 18 июня, 20:00) будет посвящен Давиду Авидану и приурочен к 25-летию со дня смерти этого выдающегося поэта.
При участии: Ор Эдри – бас, клавишные и вокал, Керен Тененнбаум – скрипка, альт и вокал, Итамар Ротшильд – вокал и гитара, Асаф Талмуди – аккордеон, компьютерное программирование и режиссура, Меир Визельтер, Уди Шербани – чтецы, Гайя Саадан – анимация, Раанан Фогель – видео.
25 лет назад, в мае 1995 года, скончался Давид Авидан. Он был похоронен на кладбище Яркон в Тель-Авиве. Но, как утверждает Асаф Талмуди, умерло и было похоронено только его физическое тело. Спустя 25 лет, наряду со многими странными вещами, происходящими в этом – 2020-м году, был обнаружен робот – помятый, устаревший и наполовину работающий, что-то вроде поэтического и звукового духа израильского техномистического пророка, мрачного анахроничного футуриста. 31 мая 2020 года была зафиксирована первая встреча между создателями, решившими вызвать дух Авидана, и созданными им персонажем – жестоким и забавным, в чем-то грандиозным, в чем-то никчемным. 18 июня в Центре Неве-Шехтер в квартале Неве-Цедек будет видео, звук, вокал и музыка. Не совсем спиритический сеанс, не совсем вызывание духов, не совсем комедия, не совсем литературный вечер, но определенно то, что нельзя пропустить.
Дополнительное представление этого авторского цикла Асафа Талмуди – «Геометрия боли» – будет посвящено Меиру Ариэли и Баруху Спинозе: «Галлюциногенные иллюзии, фантазии и видения». В центре воображаемого диалога между изгоем из Амстердама и кибуцником, покинувшим коллектив – геометрия и еврейская история.
«Дегуманизация себя» – так Асаф Талмуди назвал еще одну программу, вечер, посвященный Йоэлю Хоффману, израильской городской архитектуре, дзен-буддизму, унынию иммигрантов и обеднению языка и всем тем, кто пытается прислушаться к реверберации, к резонансу пустого пространства и шуму жизни, проходящего через него. (Йоэль Хоффман – замечательный израильский писатель, отшельник и мистик, профессор литературы, сравнительного литературоведения, японской поэзии, буддизма и философии Хайфского университета, редактор и переводчик, выпустившей свою первую книгу – «Книгу Иосифа» в возрасте 52 лет в – 1989 году. С тех пор он выпустил десяток романов, живет в Маалоте в Галилее. Родился Йоэль Хоффман в Брашове в Румынии и годовалым младенцем был привезен родителями в Израиль. Несколько лет провел в Японии – поначалу в монастыре, и позже – заканчивая докторантуру).
Последний из уже объявленных вечеров этого философско-музыкального-литературного цикла, будет посвящен Ури Цви Гринбергу и Эмилю Хабиби. Название этого вечера – «Возвращение в деревню». Возвращение, в котором чудо есть. Вечер будет посвящен описаниям явления травмы в израильской литературе и переводам сути этого явления в израильском понимании с иврита и арабского, попыткам описать то, что мы понимаем под «травмой» на других языках. Разрушение Храма, языка, дома, симметрии и иронии. И всего это так просто… По крайней мере, так считает Асаф Талмуди. А нам остается прийти и послушать его и его музыку.
Центр Неве-Шехтер – Тель-Авив, квартал Неве-Цедек, улица Шлуш, 42 (угол улицы Эйлат).
https://www.facebook.com/neveschechter/
На фото – Асаф Талмуди. Кредит © Джейсон Гилберт (предоставлено пресс-службой)
אסף תלמודי קרדיט צילום ג’ייסון גילברט