Представьте себе последовательность, описываемую так: старый абажур с кистями; прозрачные от слов и времени давние письма, чернильная вязь которых создает свою мелодию; круглый каток в темноте; фигура в пелерине; одинокое замерзшее дерево; старинный русский романс, но звучащий на польском; фонарь, дающий круг света. И в этом кругу света последовательность начинает меняться, перемещаться, фигурки-куклы, задействованные в ней, ведут хоровод, скользят на коньках, крутятся на карусели. В проекции всего этого возникает «ЛедяноеДерево» (עצקרח) – новый спектакль балетной компании Инбаль Пинто и Авшалома Полака, который будет показан 4, 5 и 6 октября (позже также 11 и 12 декабря) в тель-авивском центре танца «Сузан Далаль» в рамках длящего уже третий месяц фестиваля «Tel-Aviv Dance».
Название спектакля – «ЛедяноеДерево» – пишется слитно. Почему – пока не довелось узнать, но Инбаль Пинто и Авшалом Полак, как и многие хореографы, не склонны объяснять названия своих работ, тем более премьерных. Первые показы «ЛедяногоДерева» прошли в конце июля, в ближайшие октябрьские дни – премьера. И как обычно в работах Пинто-Полак зрителей ждет сказка, фантазия, воспоминания. В «ЛедяноеДерево» Пинто-Полак вложили всё, что придумали раньше – особые движения, шаги, жесты, порядок, сочетание актерской игры (незаменимый Цви Фишзон) и балета, много сарказма и иронии, жонглирование с предметами – как всегда скамейки и стулья, пришедшие в «ЛедяноеДерево» из абсурда Ионеско. И, конечно, игра со светом – приглушенным, мягким полумраком, из которого выходят таинственные тени, превращающиеся на сцене в столь разнообразные фигуры из снов, воспоминаний, прочитанных книг и услышанной музыки. Получилась живописная, картинная работа со странными образами, элементами пластики, пантомимы, театра. Ностальгичный спектакль-балет о снах и мечтах, романтике и реальности, об искусстве без границ, о слабости и силе. В работах Инбаль Пинто и Авшалома Полака значение имеет каждая деталь и каждая деталь должна быть точно на своем месте и в свое время. Сочетание педантичной выверенности, месяцами отрепетированной точности движений и буйной фантазии.
Визуальные зарисовки из жизни, поданные в гротескной форме и с большим чувством юмора, иронии и фантазии придают спектаклям Пинто и Полака необычайную силу воздействия на зрителей. Движения танцовщиков выразительны настолько, что иногда кажется, будто они произносят со сцены прочувственные монологи, или перебрасываются острыми репликами, ожесточенно выполняя сложные па некого дуэта, или спорят с самими собой, с публикой, с залом и с целым миром. В работах Пинто и Полака всегда присутствуют сюжет, театральность и сильная ностальгия, что довольно странно для спектаклей людей, родившихся в Израиле, стране, уроженцы которой слова ностальгия могут узнать разве что из старых книг, которые им некогда читать – слишком динамичная у них жизнь. Инбаль Пинто и Авшалом Полак также спорят, дискутируют с миром, но не агрессивно, а интеллигентно, при этом не идя на компромиссы и яростно отстаивая свою точку зрения на хореографию, режиссуру и задачи современного театра, который, прежде всего, по их мнению, должен быть ярким, визуальным драматическим зрелищем.
В «ЛедяномДереве» много отсылок – не прямых, но намеком, к прошлым балетом Пинто-Полак – «Бубиз», «Ойстер», «Хорошо на Луне», «Шейкер», «Траут», «Slug», «Упакованный», «Wallflower», «Rushes» и к другим. В том числе и к тем номерам, которые Пинто-Полак создавали для театра танца «Пилоболус» и для постановки оперы «Армида» Глюка. Зрители приглашены к участию в археологических раскопках слоев-цитат, к их новому прочтению и возвращению на экране театра теней, к разглядыванию вороха старых писем, газетных вырезок, просмотру фотографий из далекого далека – из того далека, где звучали романсы и кружились пары на катке в свете желтых фонарей. К разглядыванию всего того груза прошлого, из которого вырастает абсурдное настоящее, становящееся в спектакле «ЛедяноеДерево» – на гране между пантомимой и документальным фильмом – поиском персонажей в поисках автора, как в пьесе Пиранделло. На карусели – тряпичные куклы и статуэтки из музыкальной шкатулки, фон для тени карусели – мультимедиа и анимация. Танцующие в красноватых отблесках прожектора комические и трагические фигуры в поисках хореографа пробиваются сквозь слои ностальгии к рампе сегодняшнего дня, где вместе сосуществуют новый мир и старый сон, порядок и хаос, конкретная явь и улетающая мечта, освещенная волшебным фонарем. Мы – прошлые и настоящие – сами решаем как перечитать письма, отправленные из далекого далека, далеких стран и времен. Мы – путешественники, рассеянные по настоящему, заново изобретенные и собранные в зале ожидания черно-белых и серых теней. Все участники спектакля в некий момент сидят на стульях вокруг чемодана. Что в нём? В нём – как раз то самое путешествие в сюрреалистической, таинственной, абсурдной атмосфере волшебной сказки как всегда бывает в театре у Инбаль Пинто и Авшалома Полака.
«Есть что-то неизменно для меня притягательное в 20-х годах прошлого века, – говорит Инбаль Пинто. – Может эклектика тех лет, которая, впрочем, свойственна и нашему времени. Или наивность тех времен, когда люди пытались еще что-то найти в этой жизни. Новшества 21 века не очень-то меня привлекают, хотя, конечно, я пользуюсь мобильным телефоном. Но, несмотря на прогресс, меня прежде всего привлекают чувства и эстетика прошлого. Я не ухожу в пошлое – я проверяю будущее. Я не создаю работы в стиле 1920-х годов. Используя давние романтические песенки или старые шляпки, я устремляюсь к новым поискам.
Ансамбль танца Инбаль Пинто и Авшалома Полака – одна из ведущих в Израиле компаний танца – существует с 1994 года. За двадцать с лишним лет Пинто-Полак не раз доказали, что современный танец, modern balet может сочетаться с самыми неожиданными театральными фантазиями, с самыми смелыми хореографическими решениями, с самым непривычным дизайном костюмов, постановкой света и саундтреком. Ансамбль Инбаль Пинто и Авшалома Полака постоянно представляет Израиль на различных фестивалях за рубежом, создав театр движения как сумму и синтез всех сценических искусств.
Инбаль Пинто родилась в Нагарии, танцевала в ансамбле «Бат-Шева», училась на графическом факультете «Бецалеля», танцевала и ставила хореографию в Нью-Йорке, там же изучала дизайн женских шляп, витрин и современную оперу. Ее спектакли «Бубиз» и «Ойстер» были признаны в Израиле лучшими в категории «балет» в 2000–м году. Помимо этого Инбаль ставила хореографию для различных трупп – балетных и театральных, в Израиле и за границей. В 2000-м году Инбаль Пинто была удостоена приза «Бесси» в Нью-Йорке – приза, которым награждаются лучшие хореографы. В 2004 году она получила аналогичный «Приз Ландау» в Израиле.
Авшалом Полак – сын известного израильского актера Йосси Полака – закончил тель-авивскую студию актерского мастерства Нисана Натива, играл едва ли не во всех израильских театрах, в то числе и в «Гешере», снимался в кино и на телевидении, занимается режиссурой.
Центр Сузан Далаль. «ЛедяноеДерево»
Хореографы, художники по костюмам, сценографы – Инбаль Пинто и Авшалом Полак.
Свет – Йоанн Тиволи
Исполняют: Джереми Альбердж, Ариэль Гелбарт, Нога Хармелин, Офир Янай, Марта Луиза Янковска, Корделия Ланге, Моран Муллер, Амит Марсино, Цви Фишзон.
Анимация: Рони Фахима и Шимрит Эльканати.
Сайт Ансамбля танца Инбаль Пинто и Авшалома Полака http://www.inbalpinto.com
Страница в фейсбуке: https://www.facebook.com/InbalPintoAndAvshalomPollakDanceCompany/
Линки на видео:
https://vimeo.com/223037957
Заказ билетов: http://bestbravo.co.il/announce/55822.
Сайт центра Сузан Далаль – suzannedellal
Фотографии (© Авшалом Полак) предоставлены пресс-службой Центра Сузан Далаль