Тель-Авивский музей искусств. Павильон современного искусства им. Елены Рубинштейн. 25 мая – 24 октября 2016 года. Куратор: Сюзан Ландау – директор Тель-Авивского музея искусств.
– Вы, собирая вашу коллекцию, играя в нее и с ней, проживаете несколько жизней?
– Да. Я единственная дочь своих родителей. Семьи переживших Катастрофу были небольшими. Я всегда играла перед родителями несколько ролей – ролей своих так и не появившихся братьев и сестер. А вот внуков у меня четверо. Младшего зовут Джейкоб, Яков, Яшка – в память о моем отце, польском еврее. А маму звали Дороти, Дора, Дорка… Она была модисткой, швеей и благодаря своему таланту выжила в Освенциме.
Художница, куратор, основательница художественного фонда, коллекционер произведений искусства из Канады, филантроп, специалистка по арт-терапии и историк искусства, яркая фигура, проживающая, как и ее манекены, несколько жизней, Идесса Хенделес, согласно публикации ArtNews, является одной из 50 самых влиятельных деятелей искусства в мире. До недавнего времени Хенделес управляла собственным фондом искусства в Торонто, но фонд был закрыт в 2012 году. Хенделес продала 144 произведения современного искусства частному музею американского миллиардера Митчелла Рэйлза.
Выставка Хенделес – триумфальное воплощение идеи того, как коллекционер, став куратором, превращает свою коллекцию в произведение искусства. Сама Идесса не вырезала эти манекены из дерева, не шлифовала их поверхность, не собирала конечности на шарнирах, но придумала концепцию, разместив собрание деревянных кукол-манекенов для художников на воображаемой сцене (или в воображаемой церкви), расставив для них – ее деревянным человечкам должно быть удобно – кресла и скамейки, развесив кривые зеркала из ярмарочного балагана, а вокруг детского пианино – коллекцию грубо вырезанных банджо. Почему банджо? Потому что на них в свое время лучше всего играли чернокожие менестрели, которых позже сменили белые музыканты. А при чем тут они? При том, что вся эта выставка – самые неожиданные связи… И у деревянной скульптуры «Плат Вероники» и у болванок для изготовления шляпок есть своя история, связанная с историей Идессы Хенделес.
Она настаивает на особом произношении на английском слова «манекен» – так чтобы звучало похоже на голландский язык, в котором манекен означает именно «маленький человек». Собрав всё вместе, Идесса придумала сказку, историю, которую рассказывает обеим сторонам – деревянным, почти что живым, истуканам и зрителям, исподволь молча наблюдающим друг за другом.
«Эта выставка, этот рассказ – моя личная история, притча, чувство времени. Это не выставка «обо мне», а скорее – о связях между явлениями. Я не жду, что зрители, придя на выставку, будут всё знать и поймут все аллюзии. Я просто рассказываю историю и чувства здесь важны больше, чем знания».
Идесса Хенделес стирает границы между художником, куратором и коллекционером, являя саму себя миру стразу в трех ипостасях в пространстве магического реализма. В Израиле она представляет саму себя и свое искусство впервые. Экспозиция «Из ее деревянных снов» была выставлена поначалу в 2015 году в Лондонском Институте современного искусства (куратор Филипп Ларрат-Смит), и переиначена Идессой для павильона Елены Рубинштейн в «Деревянные сны» – загадочную историю в трех галереях в присутствии 150 деревянных кукол.
«Из ее деревянных снов…» Идессы Хенделес –site-specific крупномасштабная инсталляция, то есть выставка предназначенная для определенного пространства, специально под это пространство «подогнанная» или даже полностью заново скомпонованная. Павильон современного искусства Елены Рубинштейн в Тель-Авиве был построен еще в 1959 году на деньги фонда Елены Рубинштейн по проекту знаменитой архитектурной триады – Дова Карми, Яакова и Зеева Рихтеров (по старой, уже забытой задумке, павильон должен был стать основным зданием Тель-Авивского музея искусств, коим и был до 1971 года, пока не построили здание музея на бульваре Шауль ха-Мелех), и его разноуровневые интерьеры – гулкие, пустоватые и загадочные – дают простор (просторнейший простор) для выдумки и для любых составляющих.
Деревянные сны были задуманы Идессой Хенделес– немецко-польско-еврейского происхождения художницы, перебравшейся еще в детстве с родителями в Канаду – в 2013 году. Они апокрифичны, полны христианских и проче-религиозных аллюзий, ассоциаций со Святой Вероникой и ее платом и умением превратить любую нишу в склеп, если того требует концепция. А концепция в данном случае отталкивается от собранной Идессой за 20 лет уникальной коллекции из 150 деревянных манекенов для художников – кукол с руками-ногами-головой на шарнирах, напоминающих анатомическое пособие. Куклы Идесса собрала от весьма древних, начиная с 1520 года, до просто старых, сделанных в 1930-м году. Размеров – от крохотных, величиной с ладонь, до манекенов в рост человека. Зрители такой выставки-инсталляции напоминают прохожих, втянутых в некий спектакль, или, уж если использовать кураторские термины, перформанс. Где зал и где сцена, где вуайеры и где актеры – не сразу и разберешься, глядя на эти композиции, напоминающие «живые картины» – tableaux vivants, искусство, имитирующее жизнь. Может быть, эти пространства существуют в ее воображении? Возможно, это дом ее памяти, псевдо-семья, рассаженная по ранжиру, армия кукол, зал суда, урок анатомии в классе рисования или анатомический театр, подсмотренные неловкие комические сцены, греческий бог из машины, балаган деревянного стриптиза, вещи в парадоксальных витринах, куклы-автоматы из сказок Гоффмана (Олимпия из его «Песочного человека») или сказаний Фрейда, мир ее снов, в который нас пригласили? Или то многослойная медитация над предметами из прошлого, призванными помочь понять настоящее, смешение кураторства и art-making? Торжественное собрание при интригующих обстоятельствах, аукцион, в котором все внимание сосредоточено на одном манекене. Небольшая, но собственная вселенная. И как все это соотносится с Катастрофой?
Этого в путеводителе по выставке не написано – но там даны фотографии каждого из манекенов и пронумерованная карта экспонатов с пояснениями, читая которые можно узнать о происхождении и истории каждого предмета – от крохотной шляпной коробки до огромной анатомической модели пчелы в разрезе и маленькой черно-белой фотографии читающей куклы, сделанной американским художником Мортоном Бартлеттом. Фотографии из семейного альбома кукол, безмолвно, но с некоторым осуждением рассматривающих нарушающую их покой, шуршащую листами путеводителя толпу, проникшую за 20 шекелей (стоимость входного билета) в их параллельный мир, в этот застывший кукольный город, полный тайн и гротеска.
«Из ее деревянных снов…» – это выставка-исследование, через которую Хенделес изучает искусство, артефакты – то есть «памятники материальной культуры», объекты прошлого, рассматривая их многообразие в буквальном смысле с разных сторон и углов зрения, разными способами, через разные фильтры, искажая и исправляя. Иногда Хенделес для своих «кураторских» выставок использует вещи из своих коллекций наряду с одолженными у музеев и дилеров. И тогда ключевая художественная идея превращается в «кураторскую композицию».
Название выставки взято из книжного бестселлера еще 1895 года – серии детских книг с картинками английской писательницы, карикатуристки и художницы Флоренс Кейт Аптон «Приключение двух голландских кукол и Голливога» (Florence K. Upton. The Adventure of Two Dutch Dolls and a Golliwogg). Голливог – чучело, кукла-уродец – с тех пор стало именем нарицательным. Голливог был черной куклой-негритенком. Книга была настолько популярной, что по созданному Аптон образу (словесному и рисованному) создали образец – то есть саму куклу Голливог, популярность которой была сравнима с популярностью плюшевых медвежат Тедди, которые Хенделес также собирает и которым/из которых также устраивала выставку-концепт, сравнивая поп-культуру и высокое искусство.
О популярности Голливога говорит и то, что Клод Дебюсси посвятил в 1908 году этой кукле пьесу «Танец Голливога» – одну из частей (шестую) своей сюиты «Детский уголок». Эта пьеса звучит на выставке – запись в исполнении самого Дебюсси 1912 года, сохранившаяся на валике, была найдена в архивах в звукозаписывающей фирмы TACET Musikproduktion, оцифровавшей старую запись компании Welte-Mignon в Штутгарте в Германии.
Флоренс Кейт Аптон была профессиональным иллюстратором и начала делать наброски идей для серии детских книжек в 1893 году, используя деревянные куклы как модели. Всего она создала 13 таких книжек. Первая – «Приключения двух голландских кукол и Голливога» была опубликована на Рождество 1895 года. Интерес к этой серии был настолько велик, что Флоренс стала помогать ее мать – Берта. А потом, как водится, интерес начал слабеть и Флоренс вернулась к карьере профессионального художника. И все было хорошо… Но вот в середине 20 века эту куклу стали считать расистской карикатурой на негритянское население, потому что Голливог – и до Флоренс Аптон традиционная в некоторых странах тряпичная кукла, изображающая темнокожего человека с гиперболизированными стереотипными чертами и вздыбленными волосами – многим стала напоминать об оскорбительной практики «блэкфейса». Но созданный Флоренс Кейт Аптон в 1895 году в Великобритании Голливог или Голли, как его позднее стали называть, был просто куклой – первой черной куклой-героем, вообще первым черным героем-протагонистом в истории иллюстрированных книг, рисованным тряпичным человечком с круглыми белыми глазами, ярко-красным улыбающимся ртом и копной черных волос, одетый в классический костюм менестреля. Популярность Голливога достигла и Америки, где на основе данного образа стали выпускать игрушки, чайные наборы и даже духи. Почему сама Хенделес так заостряет внимание на образе Голливога? Просто для того, чтобы показать, как меняются взгляды в обществе и как возникают предвзятые отношения.
Ее наиболее известный проект – Teddy Bear Project. Сама же Идесса Хенделес была куратором этого проекта на художественном биеналле в крупнейшем корейском городе Кванджу в 2010 году. Проекты Хенделес всегда вызывают интерес – причем у всех сразу: у зрителей, у кураторов, у художников. Ее концепция такова: «В своей практике я стремлюсь разрабатывать каждый проект специально для того места, где он будет показан, задумывая и исполняя каждую выставку как художественное воплощение определенного выставочного пространства. Я начинаю с изучения контекста и ищу способы наладить с ним взаимоотношения, которые можно выразить через многослойные метафорические связи. Я использую произведения, чтобы воплотить созданную для конкретного места кураторскую композицию, в которой нарративы из разрозненных дискурсов переплетаются при помощи разрозненных элементов. Эти элементы ни в коем случае не принадлежат единому историческому ряду, и каждый из них я рассматриваю как фундаментальную составляющую всей композиции, которую нельзя заменить ничем другим, даже из работ того же художника».
Идесса Хенделес родилась в 1948 году в Марбурге в Германии в польско-еврейской семье выживших в Катастрофу (одна из работ на выставке – привлекающая и отталкивающая – называется «Мадонна из Марбурга»). В 1951 году ее семье переехала в Торонто. У Хенделес во всем мире реноме куратора-новатора, намеренно стирающего границы между коллекционерами, кураторами и художниками. Ей удалось создать свое собственное заметное и иное пространство в мире современного искусства. Уже упоминавшийся ее проект Teddy Bear Project состоит из более, чем 3000 фотографий, в основном взятых из семейных альбомов 1900–1940-х годов, с обязательным присутствием в кадре плюшевых медведей. Фотографий, размещаемых в различных выставочных пространствах таким образом, чтобы они создавали атмосферу библиотеки или архива. Целью же подобных выставок Идесса Хенделес считает «создание опыта, не требующего слов, устанавливающего новые метафорические связи между произведениями искусства, которые специально для этого собираются».
«Опыт, не требующий слов» – точно сказано. На этой выставке царит тишина, слышна только музыка Дебюсси. Здесь не говорят – здесь прислушиваются, вникают в историю деревянных снов.
Выставка «Из ее деревянных снов…» Идессы Хенделес в павильоне Елены Рубинштейн Тель-Авивского музея искусств стала возможной благодаря поддержке фондов: Sam Gorovoy Foundation и Wendy Fisher and the Kirsh Family Foundation.
Представитель Идессы Хенделес – Barbara Edwards Contemporary, Toronto and Calgary.
Часы работы: понедельник, среда, суббота – с 10:00 до 18:00; вторник и четверг – с 10:00 до 21:00, пятница – с 10:00 до 14:00, воскресенье – закрыто. Выставка продлится до 24 октября 2016 года. Сайт музея – http://www.tamuseum.org.il/about-the-exhibition/ydessa-hendeles
Маша Хинич. Фотографии (Robert Keziere) предоставлены пресс-отделом Тель-Авивского музея искусств.
Посмотреть фотографии Елены Запасской можно также вот здесь: https://www.facebook.com/elena.zapassky/posts/10154206938319161?pnref=story