Выставка в галерее «Ротшильд» (но не на Ротшильд, а на улице Йехуда ха- Леви, 48 в Тель-Авиве)
Выставка Идо Маркуса «Glitch» открылась 17 марта в галерее «Ротшильд» в Тель-Авиве.
Галерея «Ротшильд» хороша тремя вещами. Первое – пусть это и не искусство – но рядом с галереей расположена огромная автостоянка, так что любители прекрасного и одновременно автовладельцы в день открытия всех выставок – в четверг вечером (как и в другие дни) легко переходят из салона автомобиля в салон живописный, не отрываясь от созерцательного настроения для поисков парковки.
Второе: галерея «Ротшильд» – небольшая, и уж коли вы вошли в созерцательное настроение, то, уже находясь в нем, галерею можно окинуть одним туманным взглядом, тем более что и название выставки – подходящее – «Glitch» («Глюк»). А потом уже внимательнейшим образом рассмотреть сотню с лишним миниатюрных пейзажей Идо Маркуса – маслом на дереве. И рассмотреть еще раз – живопись Маркуса стоит того, чтобы сконцентрировать на ней внимание. На сей раз с прищуром, так как работы, повторю – миниатюрны, хотя Идо Маркус пробовал и пробует свои силы во многих стилях и жанрах. И надо отметить, ему удается всё.
И третье: галерея «Ротшильд» специализируется на фигуративной, реалистической живописи, на искусстве без «измов», и вдруг на сей раз – glitch–art, “искусство ошибок”, которые в этой серии работ Идо Маркуса превращаются в крошечные – с ладонь размером (или с две) многоплановые, многомерные, многоуровневые пейзажи. В пласты краски, вмещенные в деревянную коробочку-форму, рассматривать которые можно подолгу. На выставке «Glitch» в галерее «Ротшильд», где обычно представляют не более двух десятков работ, сейчас – более сотни миниатюр, величиной с почтовую открытку – свободные и парадоксальным образом поразительно огромные воздушные пейзажи. Рябь чистейших цветов, образующих знакомые виды. Мелкие детали в них не прорисованы – но они есть, их можно если не увидеть, то почувствовать.
Подобная серия пейзажных миниатюр была представлена два года назад на ярмарке «Свежая краска», и куплена – обратите внимание – сразу и целиком. Мне работы Идо Маркуса нравятся очень давно – еще со времен учебных выставок колледжа «Бейт-Берл» – «Мидраша», который Идо закончил в 2008 году, после чего поучился в Нью-Йорке в School of Visual Arts, поездил с выставками по всему миру – от Нью-Йорка до Гонконга – вернулся в Хайфу, где живет, преподает, творит и курирует выставки в галерее «Ха-Агаф». Он ценит традиции и ценит эксперимент. Ищет новое под влиянием других и влияет сам. И говорит так: «Я люблю рисунок, живопись и сочетание нескольких медиа, нескольких техник в одном пространстве. Я люблю, когда в хламе и мусоре обнаруживается причудливая, эксцентричная красота»
Стиль glitch – одновременно и созерцательно-медленно-замерший и – рваный, кусочками. Термин glitch – наименование жанра экспериментальной электронной музыки – пришел в изобразительное искусство из музыки 1990-х годов, от нереальных глюков – то есть реальных ошибок электронной аппаратуры, породивших новое звучание всех вообразимых звуков (и всех вообразимых стилей у Маркуса). Музыкальные композиции такого жанра создавались на аппаратных шумах и акустических эффектах, вызванных различными сбоями в системе.
Такая цифровая возможность быстро полюбилась молодому поколению, позволив им создавать целые альбомы – серии. Музыканты нарезали музыку в стиле глитч, соединяя в единый трек короткие отрывки композиций других авторов. Идо Маркус соединяет все техники и манеры – акварели, рисунка, анимации – и получается то, что получается – миниатюрный, но широченный пейзаж . Считается, что понятие «глитч» было впервые употреблено в 1962 году первым астронавтом США Джоном Гленном для описания неполадок в связи во время орбитального космического полета. Гленн сказал: «В буквальном смысле «глитч» – это скачок или изменение напряжения в электрическом токе». Именно так – скачок в напряжении. Работы Маркуса будоражат до электричества в кончиках пальцнв. Он искажает пространство, свертывает его – но так, что зритель видит всё целиком.
В визуальное искусство глитч пришел в конце 20 века и в новом тысячелетии стал активно развиваться. Сам же термин «глитч арт» ввел художник Энт Скотт в 2001 году для описания своих произведений. Glitch-art – искусство ошибки, помехи. Благодаря тотальной компьютеризации данное направление в искусстве получило широкое распространение и сейчас у него много последователей во всем мире. Получили известность такие художники, как Роза Менкман из Нидерландов, Рейчел Уайт из Великобритании, Даниел Войку из Румынии. В своих работах эти художники изображают мир помех и ошибок. А вот Идо Маркус изображает мир едва ли не идеальный – так гармонично он соединяет цвета, так умело он выстраивает серию миниатюр.
Все исследователи феномена glitch–art сходятся в том, что основной задачей данного направления в искусстве является: «создание, выявление, захватывание ошибок, сбоев, помех, получившихся в результате случайности, неправильного использования, намеренного злоупотребления и/или экспериментирования с аппаратным или программным обеспечением». Так и не так. Идо Маркус выявляет и выхватывает – но не из-за ошибок программ, а потому что сам того хочет. Его искусство – вернемся к кредо галереи «Ротшильд» – абсолютно реально и динамично, и далеко ушло от визуалирования эстетики компьютерных ошибок. Ведь glitch–art – это эстетика ошибки. Помеха в искусстве – не всегда препятствие, иногда это новая возможность. Из технических ошибок рождаются популярные стили и течения. И порой, сбои и ошибки – условие возникновения неординарного. Но, в большей степени glitch–art это не эстетика, а новое художественное мышление, когда художники используют найденные закономерности на уровне программистов. Различных «спецэффектов» существует множество. Каждый из них достижим только одним специальным методом. Распространенные техники узнать несложно, но настоящие глитч-художники стремятся найти собственные. Их можно назвать и исследователями. Жажда исследования — движущая сила глитча. При этом glitch–art стоит во-первых на теоретическом фундаменте кубизма (концепция деконструкции и новой комбианции частей исходного изображения). А во-вторых, в glitch–art немало поп-арта.
Glitch–art – это также попытка рассмотреть структуру мира: при приближении оказывается, что мир состоит из чистейших насыщенных цветов, а их сочетания удивительно прекрасны. Краски на миг сложились столь причудливым образом и тут же разошлись, разлетелись из деревянной коробочки миниатюры. В работах Идо Маркуса, в слоях «глитча» отчетливо видны движение, энергия, экспрессия и бесконечные комбинации красок в найденном им алгоритме.
Сайт галереи «Ротшильд» – rgfineart.com
Сайты работ Идо Маркуса: http://iddomarkus.tumblr.com/
http://en.theartlab.co.il/iddo–markus/
Страница Идо Маркуса в фэйсбуке: https://www.facebook.com/IddoMarkus
Маша Хинич