Рекомендации от Анны Лифлянд. “Виды Иерусалима 19 века, графика и фотографии”, выставка из собрания Национального морского музея (Хайфа).
В течение веков Иерусалим, святой город, вызывал огромный интерес. Подробное описание города были основной темой в книгах о путешествиях в наши края в 19 веке. Художники изображали город основываясь на книжных описаниях, рисовали город с натуры, и добавляли из своего воображения.
В конце 30х годов 19 века, через короткое время после появления фотографии, уже фотографы, специально приезжавшие в Иерусалим, создавали изображения города. Многие художники создавали графические изображения города, основываясь на этих фотографиях.
На выставке представлена как гравюры, так и фотографии 19 века.
С помощью изображений, представленных на выставке, мы можем проследить изменения города в течение 19 века.
В начале 19 века Святая Земля стала привлекательным туристическим объектом, как часть “Большого путешествия”, которое предпринимали богатые европейцы и американцы, для расширения своего образования. Количество организованных путешествий увеличилось благодаря появлению пароходов в 30е годы 19 века. Многие вели дневники путешествий, в которых было подробно описано виденное. Дневники в последствии были изданы. Они представляли собой разнообразный взгляд на Иерусалим – от подъема религиозных чувств до ежедневной жизни города.
Выставка представляет усиливающееся стремление представить реалистичные графические изображения города. В начале 19 века виды города были скорее фантастическими, чем реальными изображениями Иерусалима. Дома и пейзажи выглядели гораздо более европейскими чем ближневосточными. И это несмотря на то, что что часть художников посещало Иерусалим.
“Иерусалим”, неизвестный художник, 18-19 век.
“Мост через ручей Кидрон”, Луиджи Мейер, 1803 г.
“Взгляд на Церковь гроба”, Луиджи Мейер, 1803 г.
“Остатки башни на горе Сион”, Луиджи Мейер, 1803 г.
“Источник Шилуох около Иерусалима”, Луиджи Мейер, 1804 г.
“Бассейн Бейт Хесда”, Луиджи Мейер, 1804 г.
“Иерусалим и библейские места”, Х. Д. Браверман, 19 в.
“Западная стена”, фрагмент предыдущего листа.
Пещера Патриархов (пещера Махпела в Хевроне), фрагмент предыдущего листа.
“Еврейский квартал”, Л.-П. Балтард, литограф Энгельманн, 1819 г.
“Иерусалим, взгляд из долины Йехошафат”, С.Дж. Нили, 1819 г.
“Могила Авшалома”, Т. Аллом, 1838 г.
“Иерусалим – вид с Масличной горы”, неизвестный автор, 19 в.
“Иерусалим, взгляд с юго-запада”, неизвестный автор, 19 в.
“На Храмовой горе”, С. Проут, 1835 г.
“Церковь гроба Господня”, Д. Робертс по эскизу Ч.Барри, 1834 г.
“Иерусалим, гора Сион”, Дж. Балмар по эскизу Ф. Катервуд, 1836 г.
Изображения Иерусалима развивались и приближались к более реальным , когда они начали основываться на изображениях, сделанных в самом Иерусалиме. Процесс создания графических изображений часто начинался по инициативе издателей, которые заказывали рисунки города с натуры. После этого рисунок попадал к известному художнику, который превращал его в художественное графическое изображение. Во время такого процесса, где участвовало несколько художников, каждый добавлял что-то свое.
Две следующие гравюры как раз такой пример, они имеют трех авторов.
“Маслодавильня на Масличной горе”, Дж.Д. Гардинг по эскизу С. Бракенбридж, гравер Е. Финден, 1836 г.
“Гробницы царей (предполагаемая могила царицы Елены в Иерусалиме)”, Дж.Д. Хардинг, по эскизу Лас Касас, гравер В.Финден, 1836 г.
“Взгляд от мечети Омара”, Д. Робертс, 1841 г.
Фотография, которая развивалась на протяжении 19 века повлияла на восприятие города. Вместо “город на холме, окруженный светом”, появился реальный город: заброшенный, маленький, с бедными жителями, на краю Османской империи. Жажда реальных видов Иерусалима была так велика, что в считанные месяцы после изобретения фотографии с помощью дагерратипов в 1839 г. , в город прибыл фотограф , чтобы его фотографировать. Несмотря на недостатки способа, результат был подробный и впечатляющий. Впервые можно было увидеть “настоящие” виды Святой Земли.
“Северо-западный район Храмовой горы” Дж.-Ф. Жиро де Парнеги, 1842 г., дагерротип.
“Бассейн Бейт Хесда”, Д. Робертс, 1842 г.
“Иерусалимская крепость”, Д. Робертс, 1842 г.
“Золотые ворота”, Д. Робертс, 1843 г.
“Цитадель гора Сион”, А. Гейер, 1850 г.
Часть фотографий города была предназначена, чтобы доказать реальность ТаНаХа и Нового завета, часть рассказывала об архитектуре, а часть была использована коммерческими фирмами. Видимо первые фотографии разрушали привычное по тем временам представление об ориентализме.
На большинстве фотографий люди не присутствуют. Там где люди присутствуют, они находятся рядом со строениями и находятся там чтобы показать размеры этих строений.
“Золотые ворота”, Дж. Робертсон, Ф.Беато, Антонио Беато, 1857, фотография.
“Вид на Иерусалим сверху”, Дж. Робертсон, Ф.Беато, Антонио Беато, 1857, фотография.
“Могила Захарии”, Д. Робертс, 1855г.
“Вид от Церкви гроба”, Эвальд, 1854 г.
“Взгляд на Иерусалим с Масличной горы”, Ф.Е. Пейри, 1862 г..
Сложно объяснить изменения в художественных изображениях города, и понять, что повлияло на изменения, подход или мода. В любом случае, фотография очень повлияла на изображения города и приблизила их к реальности.
“Панорама Иерусалима”, 1862г., Отон Фон Остхайм
На выставке можно посмотреть и книги 19 века о Святой Земле. Вот я и смотрю.
“Вид на Иерусалим” из одной из книг.
“Купол Скалы”, внутри. Тоже из книги.
“Иерусалим с горы Скопус”. Также из книги.
“Вид на Масличную гору”, Дж.Д.Вудворт, 1880г.
“Могила Давида”, Х.Фенн, 1880 г.
“Бассейн Бейт Хесда”, М. Бойд, 1881 г.
“Маслодавильня”, гравер Дж. Карст, 1881 г.
“Бассейн Хизкиягу”, Дж.В. Вимпер, 1893г.
Выставка продлится до 1.04.2017.
Очень советую!
О постоянной экспозиции Национального морского музея я рассказывала тут
Музей работает с воскресенья по среду с 10:00 до 16:00
в четверг с 16:00 до 19:00
в пятницу с 10:00 до 13:00
в субботу с 10:00 до 15:00
Музей находится Allenby 198, Haifa, тел. 04-853-6622. Сайт – http://www.nmm.org.il
На карте тут