С 1 октября по 16-е ноября в Иерусалиме проходит уже 3-е биеннале современного еврейского искусства. На биеннале собраны сотни работ 200 художников из разных стран, а одна их них под названием «Успех Бальфура» английской художницы Беверли-Джейн Стюарт посвящена 100-летию Декларации Бальфура, без которой, вполне вероятно, что подобного явления – выставок современного еврейского искусства не было бы вообще. Само же биеннале с подзаголовком «Водораздел» посвящено событиям, изменившим ход мировой истории, так что «Успех Бальфура» (как и принятие его декларации) в концепцию биеннале отлично вписывается.
Итак: 100 лет Декларации Бальфура – в истории, реальности, в музее, в живописи. Отмечаемая 2 ноября дата была достаточным поводом для того, чтобы английская художница Беверли-Джейн Стюарт представила свою версию Декларации Бальфура в картинках (и в картине метр на метр маслом) на биеннале еврейского искусства 2017 года в Иерусалиме.
100 лет назад – 2 ноября 1917 года – министр иностранных дел Объединенного королевства Великобритании, сэр Артур Джеймс Бальфур послал лорду Лайонелю Уолтеру Ротшильду, представителю британской еврейской общины, официальное письмо для передачи Сионистской федерации Великобритании, в котором он выразил поддержку британскому правительству в деле основания нового еврейского государства на том самом клочке земли, на котором мы с вами сейчас и находимся. Декларация гласила: «Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели. Вполне понятно, что не должно быть предпринято ничего, что может повредить интересам, как гражданским, так и религиозным, нееврейских общин в Палестине или правам и политическому статусу евреев в какой-либо другой стране».
24 апреля 1920 года Декларация Бальфура была утверждена на конференции союзников в Сан-Ремо, а 24 июля 1922 года включена в текст мандата Великобритании на Палестину, утвержденного Лигой Наций. Борьба за практическое осуществление декларации продолжалась на протяжении всех 30 лет британского правления в Эрец-Исраэль.
Кстати, «Декларация Бальфура» была опубликована в том же номере газеты «Таймс» где было опубликовано сообщение об Октябрьской революции.
И на вопрос – где мы и где они? – можно ответить, что мы в Иерусалиме, в котором Беверли-Джейн Стюарт представляет свою живописную работу «Успех Бальфура», где передает историю Декларации Бальфура в рисованных сценах, в сотнях образ прошлого и настоящего.
Эта работа представлена широкой публике, как уже сказано на 3-м биеннале современного еврейского искусства в Иерусалиме, проходящем с 1 октября по 16 ноября 2017 года. Всего в биеннале участвуют около 200 художников из разных стран мира, проходит оно в нескольких музеях города, в том числе и в Музее узников подполья на Русском подворье, где и выставлена работа Беверли-Джейн Стюарт (а также в Музее Башня Давида, Музее Библейских стран, в помещении Hebrew Union College – The Skirball Museum, в Институте Ван Лира – всего в 8 точках города).
Основатель Иерусалимского биеннале современного еврейского искусства Рам Озери несколько лет назад, вдохновившись примером подобного мероприятия в Берлине, захотел сделать что-то похожее в Иерусалиме. На первом Иерусалимском биеннале в 2013-м году были представлены 59 художников, в основном израильтян. За прошедшие четыре года Иерусалимское биеннале стала платформой для современных профессиональных художников и кураторов, которые выставляют работы и представляют выставки, рассказывающие о еврейской мысли, духе, традициях и опыте. К настоящему моменту, по словам Озери, качество и масштаб этого художественного события значительно выросли. Организаторы постарались, чтобы местных и иностранных художников было поровну: в этом году приглашены участники из США, Южной Америки, Европы, России и Индии. После двух успешных биеннале в 2013 и в 2015 гг. биеннале было предложено представить выставки в Сан-Диего, Нью-Йорке и Майами.
Биеннале этого года – это 26 выставок и проектов, объединенных темой Watershed – Водораздел. Это геологический термин, который описывает среди прочего также и сеть рек и ручьев, сливающихся и расходящихся. Водораздел также отлично подходит и в качестве метафоры, описывающей раскол в обществе и сотрудничество между отдельными личностями и группами. И в иврите («кав парашат ха-маим»), и в английском языке, Watershed – Водораздел используется, чтобы указать момент важного поворота – событие, которое изменило ход истории. Одним из таких поворотных событий в новейшей еврейской истории и была Декларация Бальфура.
Беверли-Джейн Стюарт создала сложную работу – ее сложность отражает бурное время перемен. Картина не только посвящена истории Декларации Бальфура, но и ее связи с современным Израилем и еврейской судьбой.
«В «Декларации Бальфура» сказано о том, что еврейский народ имеет право определять свою судьбу, это было мужественное решение британского политика в то время, когда в Восточной Европе шли ужасные погромы и начались преследования евреев, – говорит Беверли-Джейн Стюарт. – Я горда и рада тому, что смогла представить свое толкование, свое художественное видение Декларации Бальфура на 3-м Иерусалимском биеннале современного еврейского искусства. Исследования в Англии и поездки в Израиль в процессе подготовки этой картины были очень сложными и увлекательными, и я надеюсь, что широкая публика получит удовольствие от этой работы. Потеря идентичности все еще актуальна в современном обществе. Возможно, мое желание утопично, но я как художник, стремлюсь к идеалу: человек должен сам контролировать свою судьбу. И еврейский народ имел и имеет право единолично распоряжаться своей судьбой».
Основатель Иерусалимской биеннале Рам Озери комментирует слова Стюарт: «На мой взгляд, работа Беверли-Джейн одна из самых интересных вещей на Иерусалимском биеннале 2017. Беверли-Джейн уникальна в том, как она воплощает эволюцию еврейской и британской идентичности в жизнь, и нам повезло в том, что мы можем показать ее работу на биеннале этого года». По этой картине можно путешествовать, изучая по ее образам и персонажам историю: на ней есть копия письма Бальфура, викторианские войска, защищающие Суэцкий канал, портрет Хаима Вейцмана в его лаборатории… Кирпичи Биг-Бен, превращающиеся в стены Иерусалима, приезд генерала Алленби в Старый город. Есть и история современного Израиля, коллаж из современных зданий. И есть даже зарисовка празднования Суккота на террасе с видом на Котель.
Смотрится это полотно как многогранная и даже провокационная пьеса, изображающая время потрясений, уникальный период истории, как иллюстрация еврейской судьбы в современном мире. История британских евреев насчитывает без малого тысячелетие, хотя на землях Великобритании первые евреи поселились позже, чем в других западноевропейских странах. Почти десять веков, которые живут евреи на британских островах, оставили заметный след в истории, политике, экономике и, безусловно, в культуре британского королевства, которое считается, после Франции, самой большой еврейской диаспорой в Западной Европе. Феномен британского идишленда и вдохновляет Беверли-Джейн Стюарт, в творчестве которой еврейский мир – неотделимая часть наследия Британии.
Работа «Balfour Accomplished» представлена в Музее узников подполья, а другие работы Беверли Джейн Стюарт – офорты, посвященные жизни еврейской общины в Англии, показываются в течение биеннале в иерусалимской галерее Розенбах (офорты напечатаны ограниченным тиражом и первое их издание представлено именно на биеннале в Иерусалиме).
Беверли-Джейн Стюарт – английская художница, живущая и работающая в Лондоне. Ее дед и бабушка были еврейскими иммигрантами, поселившимися в Лондоне в 1890 году. Ее отец родился в Ист-Энде и вырос в Южном Лондоне. Сама Беверли Джейн много лет преподавала искусство и с годами начала рисовать, акцентируя свое творчество на еврейской жизни в Лондоне, истории местной еврейской общины. Беверли Джейн Стюарт занимается исследованиями соотношений между британской и еврейской идентификацией, историей и жизнью эмигрантов в британском обществе в прошлом и настоящем, и характеризует саму себя как «визуального писателя». В настоящее время она работает над книгой «Британские евреи – история в искусстве» – книгой о том, как евреи выжили, ассимилировались и достигли в Британии процветания.
В творчестве Беверли-Джейн Стюарт есть три направления, и главное из них – по крайней мере, по количеству созданных работ, – это цикл «Евреи в молитве», в котором отражены результаты исследования синагог Британского Королевства, ибо все сюжеты этого цикла происходят в известных синагогах Лондона, Ливерпуля, Глазго и других городов Британии. Интерес Беверли-Джейн Стюарт к устройству и эстетике синагог проявился и в цикле «Наглядная история», показывающем, как синагоги связаны с происходящим вне их стен, с историей тех районов и городов, где они находятся, и с тем, как еврейская история переплетается с общей историей и влияет на нее.
На биеннале проводятся различные экскурсии продолжительностью от 2 до 5 часов. Выбрать подходящий маршрут можно на сайте http://www.jerusalembiennale.org/tours-1/. Обратиет внимание, что часть выставок биеннале проходит в комплексе Безека на улице Шопен, а одна из выставок называется «Страна мечты не нашлась» – выставка художников-репатриантов приехавших из бывшего СССР еще детьми, представляющих свой взгляд на ностальгию и детские воспоминания. Выставка о прошлом, которое уже не существует, которое уже нигде не найти.
Сайт Беверли-Джейн Стюарт – www.beverleyjanestewart.com
Сайт Музея узников подполья – http://hamachtarot.blogspot.co.il/ или http://www.shimur.org/websitedetailsweb.aspx?websiteid=224
Сайт Иерусалимского биеннале современного еврейского искусства http://www.jerusalembiennale.org/
Маша Хинич. Фото – пресс-служба.