Второй Иерусалимский фестиваль джаза в Музее Израиля пройдет с 14 по 16 декабря. Всего – 40 концертов, 11 международных составов, которые сыграют в семи галереях музея, пять оригинальных программ. И одна из этих программ – выступление израильского секстета джазового флейтиста и композитора Илана Салема, написавшего музыку для концерта, который пройдет в пятницу, 16 декабря в 15:00 в галерее израильского искусства музея.
Что такое флейта в джазе? Обычно джаз ассоциируется с другими инструментами – контрабас, фортепьяно, труба, саксофон. И вдруг флейта. Когда флейта стала использоваться в джазе? Джазовые флейтисты – это редкое явление или повсеместное? На вопросы отвечает Илан Салем – израильской джазовый музыкант, флейтист, многие годы возглавлявший джазовое отделение Иерусалимской Академии музыки, известный композитор, руководитель различных джазовых составов.
Илан Салем – самый известный и самый влиятельный флейтист Израиля – часто обращается к джазовому наследию, к корням жанра. Салем родился и вырос в Израиле, начал играть на флейте в возрасте 11 лет, джазом заинтересовался во время учебы в школе искусств Тельма Елин. Он продолжил обучение в музыкальном колледже Беркли в Бостоне в США, после чего начал выступать и гастролировать с разными группами в США и Европе. Вернувшись в Израиль, Салем не только продолжил играть (в том числе и с Йони Рехтером, Ахиноам Нини, Эстер Офарим), но и стал много преподавать – джазовую флейту, и гитару, и саксофон. И много сочинять. Его джазовая музыка – захватывающий сплав космополитичности и аутентичности.
– У джазовой флейты все еще нет такой богатой истории, как скажем, у тромбона или у трубы. А вот попала флейта, которая, кстати, не уступает скрипке, в джаз очень простым путем – на ней начали играть джазовые саксофонисты, искавшие способы разнообразить джазовую музыку, обогатить звук. Труба, саксофон – это классические джазовые инструменты. И первыми, кто стали играть на флейте, были как раз классики жанра – саксофонист Уэйман Карвер, саксофонист и кларнетист Эрик Долфи, Лео Райт, Джеймс Муди. В 1960-е годы флейта стала появляться на джазовой сцене все чаще и чаще благодаря новаторам джаза того периода. А потом флейта и вовсе стала звездой авангардного джаза –в 1970-е и в 80-е годы не в последнюю очередь благодаря альбомам Чика Кориа, в записях которых была задействована флейта; музыке Юсефа Латифа. Сегодня флейта не находится в самом центре джазовой сцены, но вовсе не забыта, не заброшена за кулисы. Она вполне неплохо вписывается в общий тренд, и этот музыкальный инструмент явно заслуживает уважения.
– Что именно искали саксофонисты в флейте, помимо звукового разнообразия?
– Я думаю, что они искали еще и коммерческий успех. В 1970-годы в моду стал входить все больше и больше неклассический джаз. В то же время флейту много использовали в поп- и рок-музыке, и использовали очень успешно. Вот это и подстегнуло джазовых музыкантов, как и то, что флейта придавала джазу другую форму – немного рока, немного фьюжна. Саксофон и труба – доминантные инструменты традиционного джаза. Флейта может быть сильной и безудержной, она привнесла новые узоры в эти традиции.
– Именно вы – флейтист – много лет возглавляли джазовое отделение Иерусалимской академии музыки. Случайное совпадение?
– Я руководил джазовым отделением шесть лет. И не потому, что флейта вдруг стала модной или я пытался протащить авангард сквозь официальные стены, а потому, что очень люблю преподавать, у меня много учеников. Преподавание, музыкальное воспитание молодого поколения – для меня некая миссия, которую я хочу выполнить наилучшим способом. Уровень музыкантов в Израиле растет и растет, в особенности среди молодых. Когда я сравниваю способности и таланты музыкантов нынешнего поколения с тем, что было в мое время – это небо и земля. Руководитель этого фестиваля – трубач Авишай Коэн – был когда-то моим учеником в школе Тельма Елин. Ему удалось привлечь потрясающих музыкантов, сотворить настоящий праздник джаза. Кстати, студенты из Академии также участвуют в фестивале в музее – играют в небольших составах в перерывах между концертами. Приходите их поддержать!
– В 2011-м году вы стали лауреатом премии главы правительства как композитор в области джаза. Джаз становится официальной музыкой? Я преувеличиваю, конечно, но все-таки, но вдруг?
– До того, как я получил этот приз, я даже не знал о существовании «джазовой» номинации для композиторов. Конечно, внимания джазу уделяется больше, фестиваль в Музее Израиля – тому подтверждение, но до сих пор львиная доля внимания (и бюджетов) уделяется классической музыке. Недавно вновь вручали премии главы правительства израильским композиторам. Я прочитал статью в некой газете – в ней перечислялись имена шести композиторов в области академической музыки, а джазового композитора даже не упомянули! А ведь в Израиле немало композиторов, сочиняющих именно джазовую музыку. Все время происходит что-то новое, все время возрастает профессионализм…
– На Иерусалимском джазовом фестивале в Музее Израиля вы играете вместе со своим секстетом в галерее израильского искусства свою же – авторскую, оригинальную музыку. Какую программу вы представите? Стандарты, импровизации, лирику, экспрессию?
– Это будет путешествие по истории джаза, исследование музыкального наследия и мои собственные современные идеи. Это новая музыка для трех духовых инструментов и ритм-секции – музыка в поисках корней. Мы уже играли подобную программу два года назад в Эйлате на фестивале «Джаз на Красном море», отрывки из нее представляли в Иерусалиме в прошлом году, а в новом 2017-м году я надеюсь записать эту музыку. В составе секстета выступит мой сын Гилель, который изучает сейчас джазовую трубу в New School в Нью-Йорке. На тенор-саксофоне играет Йонатан Юдкович, за фортепьяно – прекрасный пианист Омри Мор. Контрабас – потрясающий, всем известный Гилад Абро, с которым я играю и в других составах: ударные – всеми любимый барабанщик Шай Зальман, мировая величина… Я пытаюсь показать в этой программе, как повлияли на флейту в джазе великие композиторы прошлого – Луи Армстронг, Хорас Сильвер, Чарльз Мингус, Телониус Монк. Но что рассказывать – приходите слушать!
Сайт фестиваля – www.jerusalemjazzfestival.org.il
Линк на видео:
Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/JLMJazzFestival
Международный Иерусалимский джазовый фестиваль пройдет с 12 по 14 декабря 2016 года. Начало: в среду и в четверг в 18:30, в пятницу – в 10:30.
Существует возможность купить билеты на весь день:
На все концерты в галереях – 85/105 шекелей в день
На все концерты в галереях и один концерт в зале – 130/155 шекелей в день
На все концерты в галереях и два концерта в зале – 175/205 шекелей в день
(более дешевая цена – для «друзей музея», учащихся, солдат и пенсионеров).
«Золотой билет» – вход на ВСЕ концерты во всех галереях и залах в течение всех трех дней фестиваля – 465 шекелей.
Начало джем-сейшнов в «Желтой подлодке» – в 23:30. Вход – свободный. По окончании концертов в Музее Израиля в 23:00 будет организована подвозка от музея до клуба «Желтая подлодка» на улице ха-Рехавим, 13.
Дополнительная информация и заказ билетов на сайте фестиваля: www.jerusalemjazzfestival.org.il
Маша Хинич. Все фотографии предоставлены руководством фестиваля