Текст и иллюстрации – по материалам пресс-релиза, предоставленного пресс-службой Тель-Авивского музея искусств.
Честно – я еще не успела сходить на эту выставку, но так как видела все фильмы, сделанные Давидом Полонским, а часть его книг есть у меня дома, то рекомендую на эту выставку бежать. Я тоже побегу – в Суккот, когда на этой выставке будут проводиться экскурсии и организованы кинопоказы и встречи с Давидом Полонским. Ссылка на мероприятие – в конце текста, представляющим вольный перевод материалов, присланных мне из музея.
Тель-Авивский музей искусств представляет первую ретроспективную выставку художника и иллюстратора Давида Полонского, одного из самых заметных иллюстраторов, работающих сегодня в Израиле.
«Иллюстрации: Давид Полонский» – так называется выставка, именно такой порядок слов. Почему? Может потому, что род занятий важнее имени?, цеховая принадлежность и ремесло определяют престиж, область деятельности – талант?
Давид Полонский – один из самых значимых, заметных и известных иллюстраторов, работающих сегодня в Израиле. Он рисует и создает иллюстрации для анимационных фильмов, комиксов, журналов, детских книг, сборников прозы и поэзии, и чего только нет и да. Он работает во всех стилях, четко разделяя их по форме и сути и по тому, как и с помощью каких средств те или иные иллюстрации сделаны. Его точка зрения – всегда неожиданна, и в то же время в его работах можно проследить влияния, источники, от которых он отталкивается – история искусства, история иллюстрации, кино, музыка, СМИ.
Давид Полонский родился в Киеве в 1973 году и оказался в Израиле со своей семьей, когда ему было восемь лет. После учебы в академии «Бецалель» он начал свою карьеру в качестве иллюстратора для прессы и телевидения. Его первым значительным прорывом, моментом, когда его было у всех на устах, стала работа над фильмом «Вальс с Баширом» в 2008 году с режиссером Ари Фольманом (фильм был номинирован на «Оскар»), после чего последовало бесчисленное количество проектов в различных жанрах.
Иллюстративный стиль Полонского адаптирован к содержанию и жанру каждого проекта. Обычно иллюстраторы и художники комиксов формируют свой фирменный стиль. Полонский, напротив, является в своем творчестве своего рода «хамелеоном», находя стиль каждого проекта через глубокие исследования, ассоциации, определяя характеры и мотивы персонажей. В его иллюстрациях есть всё (может, это «всё» и определило порядок слов в названии выставки): впечатления от путешествий, европейская культура, пейзажи Эрец-Исраэль, эстакады, балконы, солнечные бойлеры, жалюзи, блуждающие персонажи в майках и шлепанцах, черные тени, спаленные летним израильского солнца до тонких силуэтов. В этом «всё» есть и ночные огни Хайфы и бульвары Тель-Авива, разрушение Второго Храма и Первая Ливанская война, живопись Возрождения и виды города без перерыва.
Иллюстрации, как правило, заказывают писатели и режиссеры. Процесс начинается с эскизов, а общая работа – это совместное творчество, в котором участвуют профессионалы из разных областей. Иногда кажется, что работы Полонского уходят корнями в другую культуру, что они немного «чужие» (Я не согласно с куратором, так что лучше написать «иные».) Полонский – одновременно инсайдер и аутсайдер – фиксирует и определяет израильскую визуальную культуру, а его выставка как раз демонстрирует множество отсылок к израильской истории и культуре. На этой выставке представлены сотни изображений, эскизов, картин, фотографий, дигитальных оттисков, кукол, киносцен и архивных материалов, которые использовались Давидом Полонским при подготовке проектов, в том числе таких фильмов как «Вальс с Баширом», «Футуристический конгресс», «Легенда о разрушении», книг «Анна Франк: Графический дневник», «Об Алоне и листочке», «Любовный напиток», «Шестнадцатая овца», «Я дал Нурит цветок» и другие.
Выставку спонсирует компания «Ренуар», выпустившая модную коллекцию «Исраэлиана» с иллюстрациями Полонского.
Среди основных проектов выставки «Иллюстрации: Давид Полонский»
Кинофильм «Вальс с Баширом»
Израиль-Германия-Франция, 2008. Режиссер: Ари Фольман. Главный дизайнер и иллюстратор: Дэвид Полонски
«Вальс с Баширом» режиссера Ари Фольмана – полнометражный анимационный фильм для взрослых, который в 2008 году получил «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и был номинирован на «Оскар». Это первый анимационный документальный фильм, снятый о событиях Первой Ливанской войны (1982 г.)
Анна Франк: Графический дневник
Сценарист и редактор: Ари Фольман. Иллюстратор: Давид Полонский. Раскрашивание: Хила Ноам. Издательство Кинерет, Замора-Бейтан, Двир, 2017
«По аналогии с работой над фильмом, Ари был режиссером, я был актером, декоратором, костюмером и гримером, а сама Анна была сценаристом».
Фонд Анны Франк, решив сделать Дневник Анны Франк и тему Катастрофы доступной для современной молодежи, инициировал создание графического дневника и анимационного фильма на основе Дневника. В 2012 году Фонд обратился к Ари Фольману и Давиду Полонскому и предоставил им неограниченный доступ к своему архиву. Графический дневник был опубликован в 2017 году, к 70-й годовщине публикации первого издания дневника Анны Франк. Чтобы превратить дневник в графический роман, Фольман и Полонский решили сократить и отредактировать его, оставив при этом место для иллюстраций, которые дополняли бы недостающие слова. Многие разделы дневника оставлены без изменений и представлены в квадратной рамке. Ранние графические романы, посвященные Катастрофе (наиболее известный из которых – «Маус» Арта Шпигельмана 1980 года), часто были черно-белыми, но Фольман и Полонский выбрали цвет. Во-многом, иллюстрации Полонского основаны на европейских журналах о дизайне и комиксах первой половины 20-го века.
«Футуристический конгресс»
Франция-Израиль-Бельгия-Польша-Люксембург-Германия, 2013 г.
Режиссер: Ари Фольман. Дизайнер и главный иллюстратор: Давид Полонский.
«Футуристический конгресс», отчасти отталкивающийся от одноименной научно-фантастической книги Станислава Лема – полнометражный художественный фильм, сочетающий в себе живое действие и анимацию. В фильме рассказывается история актрисы Робин Райт (которую играет она сама), которая заключает сделку с голливудской студией, позволив сканировать ее тело и голос и неограниченно использовать ее цифровое изображение в течение двадцати лет. Через двадцать лет студия приглашает ее на Конгресс, который проходит в анимационном городе Абрахама. Там, в царстве анимации, галлюциногенный препарат позволяет присутствующим превращать свое ожившее тело в любое тело или вещь, которую они пожелают. Именно здесь действие переходит в абстрактные, нелинейные сферы, демонстрируя текучесть памяти и сознания, реальности и вымысла. Разрабатывая анимационный стиль для этого фильма о мощи киноиндустрии, Полонский отдает дань уважения Fleischer Studios, анимационной студии, которая работала вместе со студией Уолта Диснея в 1930-40-х годах. В духе Флейшера в фильме используется двухмерная компьютерная анимация, один рисунок за другим, 24 рисунка в секунду. Этот метод требует огромного количества рисунков, которые создавались 250 аниматорами из шести стран. При переходе в царство анимации унылая пустыня превращается в красочный, психоделический мир.
«Любовный напиток»
Автор и иллюстратор – Давид Полонский.
Издательство Модан, 2009 г.
«Маскировка и обман – объединяющая тема книги. Есть что-то уклончивое в попытке классифицировать любовь по видам, и поэтому я выбрал искусного фантазера и лжеца, барона Мюнхгаузена, и сочинил для него новые истории».
Эта серия иллюстраций была создана для сборника «Как любить», в который вошли шесть комических историй о любви от Actus Tragicus – израильской группы создателей комиксов, основанной еще в 1995 году Руту Модан и Ирми Пинкусом. Давид Полонский проиллюстрировал рассказ «Любовное зелье» и, что необычно, сам его и написал. «Любовное зелье» – это история в истории: старый барон перессказывает своей любовнице приключения во время его путешествий по миру, которые напоминают приключения барона Мюнхгаузена с их приправленной юмором смесью фантастики, басен и фольклора. Орнаментальный и подробный стиль иллюстрации своего рассказа Полонский основывал на гравюрах в стиле барокко, особенно на тех, которые использовались в европейских легендах 18 века, когда Рудольф Эрих Распе написал «Рассказ барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию». В то время мистика и наука рассматривались как единое целое, и иллюстрации тех времен являли собой псевдонаучный подход к картографическим, ботаническим и зоологическим иллюстрациям.
Анимационный фильм «Легенда о разрушении»
Израиль 2021
Режиссер: Гиди Дар
Иллюстраторы: Давид Полонский, Михаэль Фауст
«Это урок из истории искусства, из живописи эпохи Возрождения в стиле барокко, огромных исторических картин, перед которыми можно просто стоять и рассматривать их целую вечность».
«Легенда о разрушении» – это эпос, в центре которого еврейское восстание против римлян и гражданская война, приведшая к разрушению Второго Храма в 66 г. до н. э., как описано в Вавилонском Талмуде. Для фильма на компьютере были создано 1500 картин, выглядящие как живопись маслом на холсте и камера задерживается на каждой из них, позволяя зрителям оценить композицию и детали, прежде чем перейти к следующей. В некоторых случаях камера перемещается по самим картинам. Давид Полонский и Михаэль Фауст работали над картинами семь лет. В каждой картине делается попытка воссоздать исторический рассказ о повседневной жизни во время восстания – улицы и здания Иерусалима, внешний вид Храма, одежды царицы и простых людей, лица, фигуры. Иллюстраторы использовали как письменные источники, так и модель Иерусалимаэпохи Второго Храма, выставленную в Музее Израиля. Чтобы подчеркнуть исторический пафос, в этих компьютерных полотнах использовались стили «исторических» картин Караваджо и Делакруа, и голливудские кино-эпосы, как к примеру режиссера Сесиля Блаунта Де Милля.
«Безлунная ночь»
Книга для детей
Авторы: Шира Гефен, Этгар Керет
Иллюстратор: Давид Полонский.
Издательство Ам Овед, 2006 г.
«Я хотел совместить стиль украинского иллюстратора Георгия Нарбута с видами Хайфы, японским колоритом и нюансами американской анимации 1930-х годов».
Девочка по имени Зоар обнаруживает, что с неба исчезла луна, и отправляется в путешествие, чтобы найти ее и вернуть на место. Поиски света – центральный мотив рассказа, подчеркнут в иллюстрациях Полонского и в выборе им серебрестой бумаги. Он также черпал вдохновение у великого японского мастера анимации Хайяо Миядзаки, в работах которого природа и объекты оживают, а реальность сливается с фантазией. Рассказ основан на классической книге Фани Бергштейн «И был вечер» (1949), в центре которой – также ночное путешествие маленькой девочки. «И был вечер» проиллюстрировал Хаим Хаусман (1921–2006), приехавший в Эрец-Исраэль из Германии перед Второй Мировой войной..
«О листочке и Алоне»
Автор: Шира Гефен
Иллюстратор: Давид Полонский.
Издательство Ам Овед, 2002 г.
«Мне хотелось смешать что-то чужестранное с тем, что хорошо понятно израильским детям. В результате получилось сочетание вида моей съемной квартиры в Тель-Авиве и стиля, который я почерпнул из истории искусства, живописи и Тель-Авивских пейзажей».
«О листочке и Алоне» – первая детская книга, проиллюстрированная Полонским. Иллюстрации нарисованы акриликом на деревянных панелях, найденных им на улице. Эта книга меняет привычную иерархию между текстом и текстом – иллюстрации занимают центральное место, создавая новые смысловые слои между словом и изображением, чтением и просмотром.
«Тинкертенк»
Автор: Нурит Зархи
Художник: Давид Полонский.
Издательство Кетер, 2012 г.
«Когда я начал работать над этой книгой, я был глубоко увлечен анимацией 1930-х годов. Я чувствовал, что этот стиль подходит для отражения напряженности между сладостью сказочного мира и драматизмом борьбы против условностей».
Тинкертенк – фея, которая с трудом приспосабливается к сказочному миру. Изгнанная на землю королевой фей, она пытается найти свое место.
Рисунки для СМИ
Давид Полонский более 15 лет создавал иллюстрации для различных периодических изданий – для ежедневных газет, приложений конца недели и журналов.
Встречи и мероприятия на выставке «Иллюстрации: Давид Полонский” в Тель-Авивском музее искусств.
https://www.facebook.com/tamuseum/posts/pfbid0EQAR65FRd8f6KaT492z9WLh6PwimTTXijhCrn9bk2c8UWXMT28W3tbCP3riyX9Vcl
В течение октября и ноября пройдут встречи с художником Давидом Полонским и куратором выставки Таль Ланир:
11 октября, вторник, 19:00
25 октября, вторник, 20:00
10 ноября, четверг, 19:00
TAMA Movie Night – кино-вечер по следам выставки
Показ фильма «Вальс с Баширом» режиссера Ари Фольмана, 2008 г.
Перед показом – короткая лекция Давида Полонского.
20 октября, четверг, 19:00
Мероприятия для детей во время праздника Суккот:
Экскурсия для всей семьи по иллюстрациям, рассказам, скульптурам и фотографиям Давида Полонского.
Вторник-четверг, 13-11 октября в 11:30 и 13:00
Для получения дополнительной информации и приобретения билетов: https://www.tamuseum.org.il/he/exhibition/david-polonsky-illustrations/
Куратор выставки: Таль Ланир.
Выставка продлится до 18 февраля 2023 года.
https://tamuseum.org.il/he/exhibition/david-polonsky-illustrations/
Иллюстрации Давида Полонского:
Вальс с Баширом, 2008 г.
Футуристический конгресс, 2013 г.
Безлунная ночь, 2006 г.
Графический дневник Анны Франк, 2017 г.
© Иллюстрации «Графический дневник Анны Франк Ари Фольмана и Давида Полонски» от Anne Frank Fonds Basel, Швейцария
© Illustrations “The Graphic Diary of Anne Frank by Ari Folman and David Polonsky“ by Anne Frank Fonds Basel, Switzerland