Интервью первоначально опубликовано в в приложени “Нон-Стоп” к газете “Вести” 7 сенятбря 201 7 года
Белла Каменская
Бланка Ли – танцовщица, хореограф и режиссер, работающая во всех направлениях – от фламенко до хип-хопа, от фантастики до классики (во всех стилях с испанским темпераментом) в Испании, Германии, Франции, США.
Уже в 12 лет Бланка Ли стала призером международных соревнований по художественной гимнастике. В 17 лет из Гранады отправляется в Нью-Йорк, где в течение пяти лет обучается в школе Марты Грэм. Параллельно изучает танец у Элвина Эйли. Возвращается в Европу и в Испании становится свидетелем рождения хип-хопа и фламенко-рэпа. В Мадриде собирает первую команду единомышленников ради всемирной выставки в Севилье Экспо-92. В 1992 году, переехав из Мадрида в Париж, сразу оказалась в жерновах индустрии моды с множеством дефиле, презентаций, вечеринок, дискотек и встреч на пересечении культур и гуманитарных дисциплин. Через год создает собственную dance-компанию, которая представляет современную французскую танцевальную культуру. За это время балетная труппа Бланки Ли выступила в более, чем 1000 залах по всему миру.
Помимо этого, Бланка Ли постоянно работает в области кино и моды, ставит хореографию на лучших балетных сценах мира, таких как парижская Гранд-Опера (Paris Opera Ballet) и нью-йоркская Метрополитен-опера (Metropolitan Opera). С 2001 по 2002 годы она была директором и хореографом в Берлинском Балете (Berlin Ballet), в Комической опере (Komische Oper Berlin), а с 2006-го по 2010 год – директором центра Centro Andaluz de Danza в Севильи.
Она участвовала в создании знаменитого музыкального клипа группы Daft Punk – Around the World, фэшн-видео для Бейонсе, ставила танцевальные номера в фильмах Педро Альмадовара, участвовала в организации модных показов Jean-Paul Gaultier и в бесчисленном количестве телевизионных проектов. Бланка Ли – режиссер пяти полнометражных фильмов. Среди них документальный фильм «Pas à Pas», повествующий о процессе создания шоу под названием «Corazon Loco», и «The Dance Challenge» (Le Défi), в котором приняли участие 150 танцоров хип-хопа. Фильм был включен в программу кинофестиваля Tribeca в 2014 г. Последней киноработой Бланки Ли стал один из первых иммерсивных фильмов для игрового 3D проекта Oculus Rift, который в 2015 году был представлен на фестивале EXIT в Кретее (Франция) и доступен к показу на немецко-французском телеканале ARTE.
Балет «Робот» Бланка Ли создала в 2013-м году, мировая премьера прошла на Фестивале в Монпелье во Франции, а затем «Робот» был показан во многих странах мира и на престижных фестивалях. Этот балет также стал темой телепередач на двух национальных французских телеканалах. О нем был снят документальный фильм, который отобрали для показа на Dance Film Festival в Линкольн-центре в 2015 году. Этот ретро-футуристический балетный спектакль полон движения людей-танцоров и роботов-танцоров, полон фантазий – печальных и смешных, вызывает много чувств – в основном противоречивых, и много мыслей о нашем будущем.
Именно это представление и будет показано впервые в нашей стране в октябре 2017 года.
Что побудило Бланку Ли создать шоу, в котором NAO-существа и танцоры выступают на равных? Накануне израильских гастролей Бланка Ли ответила на многие вопросы, которые волновали меня после просмотра этого оригинального и единственного в своем роде, на данный момент, спектакля.
– В шоу принимают участие 8 танцоров и 7 роботов. Какие роботы задействованы в этом шоу? Кто их создал?
– Роботы, которые танцуют в моем спектакле, были созданы французской группой Aldebaran Robotics. Человекоподобные роботы NAO стали реальным воплощением детской мечты Бруно Мезонье, создателя компании Aldebaran Robotics. Еще в детстве он загорелся идеей создания человекоподобных роботов, приносящих пользу людям. В 2006 году Мезонье добился успеха в этом направлении, сделав своего первого робота в рамках проекта NAO, запущенного двумя годами раньше. Созданная Мезонье компания Aldebaran Robotics находится в Париже и специализируется на интеграции роботов в повседневную жизнь. Компанией создано целое семейство роботов, которые могут помогать по дому, развлекать своего владельца и быть использованы для помощи пожилым людям и в терапии аутизма. Роботы-гуманоиды способны самостоятельно передвигаться по дому, слышать и даже разговаривать. Их главная задача – стать вашим другом и приносить радость. В общем, это скорее домашние животные, чем машины.
Уникальные существа NAO были представлены во французском павильоне на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО в Шанхае в 2010 году. Этот павильон посетили около 10 миллионов человек.
– Что вас вдохновило на создание спектакля?
– Новый мир, в котором мы живем. Мир технологической революции и грандиозных изменений во всех областях. Машины-роботы присутствуют в любой сфере нашей жизни, и мы все время с ними «общаемся». Безусловно, в этом есть много положительного.
Благодаря роботам разные области нашей жизни кардинально изменились к лучшему, например, медицина, строительство, конструкция автомобилей, авиация…
С другой стороны, роботы стали неотъемлемой частью жизни подростков. Смартфоны, планшеты, компьютеры, плейстешны, игры различные, интерактивные терминалы и флеш-устройства… Дети все больше времени уделяют общению с гаджетами… Их общение с другими детьми все больше становится виртуальным. И в этом я вижу определенную проблему. Технологическая революция и ее влияние на нашу жизнь, а также взаимодействие людей и машин – основная тема моего спектакля «Робот».
– Здесь все почти логично, Бланка. Я не могу понять один важный элемент. Почему в качестве музыкального сопровождения вашего спектакля вы выбрали оркестр механических инструментов? Почему такой диссонанс между последним словом техники – танцующим роботами и музыкой старой доброй шарманки?
– Это очень важный вопрос. Он ведет к истокам создания шоу «Робот». В январе 2011 года я встретилась с основателями японской арт-студии Maywa Denki, и тогда все началось. Эти современные японские художники создали прекрасный мир нетехнологичных, но эксцентричных и креативных музыкальных инструментов.
Во времена, когда разного рода электроника окружает нас повсеместно, в идеях японцев меня покорило именно полное отсутствие высокой технологии. В то же самое время я узнала о существовании человекоподобных роботов NAO, и тогда моя фантазия приобрела формы.
Я вдруг осознала, что могу создать на сцене модель отношений между людьми и роботами. Меня все больше интересовали такие вопросы, как: где границы между «нами» и «ими»? Могут ли самые сложные машины заменить человека? Смогут ли роботы в один прекрасный день генерировать идеи? Насколько роботы будут влиять на наше общество?
– Я понимаю, именно так и родилась идея спектакля «Робот» при участии NAO-«танцоров» и людей?
– Это так, я около трех лет работала над этой постановкой. И, наконец, в 2013 году NAO-роботы дебютировали в качестве профессиональных танцоров в моем спектакле. Я создала специальную хореографию для танцующих существ. Хореографию, которая подходила для их умений. Каждое движение NAO-роботов в моем спектакле тщательно продумано и соответствует их возможностям. На сцену выходят 8 танцоров-людей, они включают эксцентричные музыкальные инструменты Maywa Denki. Появление роботов NAO – это не очередные фигуры на сцене. Они символизируют взаимозаменяемость людей и машин в крайней форме. Другими словами, спектакль «Робот» демонстрирует возможные варианты взаимоотношения между людьми и роботами в развлекательной, романтичной и немного абсурдной форме. Все это действо происходит под звуки 10 замысловатых инсталляций. Под мелодии музыкальных инструментов и кинетические техно-поп конструкции Maywa Denki из смолы, алюминия и перьев. Все вместе складывается в единую картину, а точнее, в спектакль «Робот» – смешной, буйный и глубоко трогательный.
– Расскажите, пожалуйста, более подробно, кто такие NAO-роботы и что они умеют делать?
– NAO – это робот 58 см в высоту, с двумя руками, двумя ногами, двумя глазами. Почти что человек. В NAO встроены высокотехнологичные, усовершенствованные голосовой и визуальный распознаватели, он знает 8 языков! NAO способен оказывать квалифицированную помощь, в том числе детям, с аутизмом или пожилым людям.
Очень важно, что у NAO плавные движения и чувствительное восприятие благодаря датчикам давления и 25-ти суставам. Именно это позволило мне научить их танцевать и вовлечь этих существ в мое шоу.
Каждый из роботов стал самостоятельной частью представления, исполняя собственную танцевальную партию. И у каждого из них есть свое имя – Пьер, Джин, Алекс, Лу, Доминик, Саша, Анжи.
– С какими проблемами вы столкнулись в процессе создания шоу?
– О! Это тоже очень важный вопрос. С одной стороны роботы NAO – очень развитые существа. Они могут делать сами многое, но, при этом, очень сильно зависят от нас, людей! Мы управляем ими за кулисами с помощью беспроводного интернета. Кроме того, NAO не может танцевать без перерыва. Максимальное действие его батарейки без зарядки – 30 минут. Поэтому NAO нужен отдых и зарядка. А спектакль длится около 90 минут. Поэтому я так распланировала шоу, чтобы NAO-существа могли успеть «отдохнуть» и перезарядиться.
– Как публика реагирует на ваш спектакль?
– Спектакль «Робот» – это целый мир, магический и исполненный надежды. В разных странах людям очень нравится идея настоящих роботов на сцене и их взаимодействие с людьми. Поймите, многие люди вообще никогда не видели настоящих роботов. Тема роботики по-прежнему кажется фантастикой. А здесь на моей сцене роботы не просто научились танцевать. Здесь люди и роботы влюбляются друг в друга, заботятся друг о друге, подтрунивают и смеются друг над другом. И в какой-то момент все даже «переворачивает с ног на голову». Но это сюрприз. Я не хочу все тайны раскрывать. Я думаю, что вам лучше этот спектакль увидеть и почувствовать самим его смысл.
Тема спектакля – то, что еще совсем недавно казалось фантазией или отдаленным будущим – взаимоотношения роботов и людей. Точный, пронизывающий, интеллектуальный балетный спектакль для всех возрастов и для тех, кто хочет докопаться до истоков танца и робототехники. Всего три представления «Робот» Бланки Ли пройдут в Оперном театре Тель-Авива, с 26 по 28 октября.
«Робот»
Компания Бланки Ли
Постановка и хореография – Бланка Ли
Шоу с музыкальными автоматами – Майва Денки и NAO
Музыка – Тао Гутьерри
Сценография – Жако Шателе
Видео – Чарльз Карсопино
Программирование роботов – Томас Пашо
Исполнители:
Абрэ Альфонсо, Эмили Камахо, Геральдин Форнье, Ян Херве, Аляшка Хилсум, Самир Мас’Кирех, Маргалида Риера Роиг, Гаэль Ругегрез
Премьера – 11 октября 2013 года, Монпелье
Оперный театр имени Шломо Лахата в Тель-Авиве, с 26 по 28 октября:
26 октября, четверг, 20:00
27 октября, пятница, 13:00
28 октября, суббота, 16:00
Официальный сайт: http://blancali.com/?lang=en
Купить билеты в кассе Израильской оперы 036927777 или на сайте: http://bestbravo.co.il/announce/56958
Фото: LaurentPhilippe, A.Jerocki, Magali Bragard, Ali Mahdavi