06.07.22. Первый концерт Фреда Херша на открытой площадке. На заднике, роль которого талантливо играет Вечный город, садящееся солнце ослепляет худого, в очках и клетчатой рубашке пианиста, заставляет зрителей прятаться за программки и наслаждаться музыкой щурясь.
Ветер гудит в растяжках софитов. Гигантский контрабас, в составе не заявленный. Концерт-то сольный. Духовые проносящихся в Иерусалимской дали скорых и незваные солисты вороны.
Всё это вплетается в ажурные композиции пианиста и становится их частью.
Звучат оригинальные авторские мелодии, неожиданно переходящие в “Body and Soul”, Гершвин, самый старый играемый Хершем стандарт 1919 года и многое другое, выпущенное в музыкальное свободное пространство.
В финале концерта выходит “хозяин фестиваля”, его художественный руководитель неузнаваемо безбородый Авишай Коэн и вдвоём с Хершем играет нечто восхитительное под шутливым названием “Дуэт”.
“Утомлённое солнце” гасит гигантский софит и отправляется отдыхать, зрители, откричав восторженно и отхлопав, бегут на другие фестивальные концерты.
И это было хорошо.
Очень часто на джазовых фестивалях один музыкант-группа выступают дважды. И своих слушателей не обманывают. Обязательно меняют несколько композиций во втором концерте, исполняют иначе, с другим настроением.
Но не в случае Фреда Херша.
На следующий день на академическую сцену Аудиториума, главного концертного зала музея, выходит другой человек. Нет, человек тот же по имени Фред Херш, худой, в очках и клетчатой рубашке, но музыкант иной, тот, которого вчера мы не слышали.
Приглушённый свет, сине-фиолетовый тона задника, тишина, совершенно другая программа. Звучат и Originals, и стандарты, Жобим, Монк и нежная “Пастораль” Шумана, любимого композитора Херша с детских лет.
Ни ветра, ни ворон. Хрустальные шарики нот и ошалевшие зрители.
И это было не просто хорошо. Для нас с Маринкой, лучший концерт прекрасного фестиваля.
Несколько важных слов о самом музыканте.
Джазовый пианист Фред Херш, последователь Билла Эванса, один из немногих, изменивших джазовую сцену. Такие пианисты, как Брэд Мелдау, Итан Айверсон и Дэн Тепфер видят в нем своего учителя. Четыре десятилетия покоряющий публику, как блестящий пианист с душой поэта, одаренный и разносторонний композитор, оригинальный интерпретатор.
15 номинаций на премию «Грэмми».
Журнал All About Jazz: «Когда речь идёт о сольном фортепиано, в джазе есть две категории исполнителей: Фред Херш и все остальные».
The New York Times о Херше: «Живая легенда».
С сольным альбомом Alone at the Vanguard, записанным в старейшем джаз-клубе мира и получившим премию «Грэмми», Херш вошел в историю как единственный музыкант, неделю подряд дававший фортепианный концерт в знаменитом зале.
Херш первый джазовый музыкант, публично выступивший и рассказавший о своей борьбе со СПИДом. Многие годы жертвует деньги на исследования в этой области. В 2008 году из-за осложнений, связанных с болезнью, он два месяца находился в коме. Вернувшись к выступлениям, принял участие в мультимедийному шоу «Мои сны в коме» (2011). В 2018 вышел сольный альбом Open Book, принесший Хершу две номинации «Грэмми», и книга мемуаров «Хорошие вещи случаются медленно: жизнь в джазе и вне джаза», вошедшая в список пяти лучших автобиографий New York Times и Washington Post за 2018 год и названная «Джазовой книгой года».
Больше никаких слов. Всё сказано музыкой, дамы и господа.
Впечатлениями поделился Эдуард Маркович.
Фото: @ Ed Merkovich