Заглавная иллюстрация – фото © Ассаф Эврон
Выставка «Линии защиты: Мажино, Бар-Лев и другие» открылась в галерее Тель-Авивского университета несколько недель назад и продлится еще полгода. Бежать? Конечно, потому как даже на фоне тысяч других выставок, эта – событие. Может не такое громкое, как…. Может не столь заметное… И менее разрекламированное, чем… А между тем, на этой выставке можно увидеть снятый еще в 1988-м году перформанс Марины Абрамович и Улая; редкие фотографии Михи Бар-Ама, работы – фото и видео – Яали Лави, Асафа Эврона, Неты Лауфер, Амира Балабана, Александра Гуиркенгера. Общая тема – линия соединяющая и разъединяющая. Линия как граница и как грань. Линия, до которой есть ДО, и после которой есть ПОСЛЕ. Линия, которая никогда не станет общей.
А началось все с того, что куратор выставки увидела в газете фотографию отрезка стены между Мексикой и США. Это снимок израильтянина Ассафа Эврона, выпускника Чикагского института искусств, увеличенный до размера четыре с половиной на четыре с половиной метра, имитирующий фрагмент реальной стены (угрожающей или защищающей?), укреплен на специальной подпорке у входа на выставку. Эту стену можно обойти, задав себе вопросы о моральной ответственности и роли архитекторов и строителей в возведении разделительных барьеров. Но вопросы такие сродни политической конъюнктуре. На войне их не задают.
В центре же экспозиции – две серии фотографий двух фотомастеров разных поколений – двух известных линий укреплений: линии Мажино во Франции (Александр Гуиркенгер) и линии Бар-Лева в Израиле (Миха Бар-Ам). И та, и другая стали национальными и историческими символами двух стран, частью среды, с которой они слились. На фотографиях француза Александра Гуиркенгера не всегда и понятно где в этих горах, лесах и равнинах следы линии Мажино, скрытые пейзажем? Они стали частью природы, эти укрепления уже никого не защитят, они не обороноспособны, и вызывают сегодня лишь эмоции и воспоминания о политиках. Но это сегодня. А в свое время эти линии обороны были необходимы, защищали и остались «каменными» документами, заставшими архивами. Серия фотографий Александра Гуиркенгера – часть крупномасштабной выставки «Линия», которая была представлена на кинофестивале в Арле во Франции в 2016 году.
Сопоставление разных «линий» – обороны, границ, разделов – позволяет увидеть обещания и иллюзии, надежды на укрепление и их разрушение – и не только в аспектах всего государства, но и в личных.
Марина Абрамович и Улай (немецкий художник-перформансист Уве Лайсипен) – одна из самых громких и знаменитых пар современного искусства. Начав путь друг к другу по Великой Китайской стене в 1988-м году в надежде укрепить свои отношения, после путешествия эта пара рассталась. Непростое решение, 8 лет ожиданий от китайских властей на разрешение такой перформанс устроить и заснять его, месяцы подготовки, 2500 пройденных каждым километров за 90 дней. И разлука. 5000 км, чтобы встретиться и вновь расстаться – это завораживает. Путешествие – духовное и физическое – чтобы увидеться посередине, прикоснуться друг к другу и навсегда попрощаться, поставив сине-красную точку в любовной связи (сине-красное – не объясняю, пусть будет интрига для тех, кто придет на выставку). По словам Марины Абрамович, «этот поход превратился в законченную личную драму. Улай стартовал из пустыни Гоби, я – от Желтого моря. После того, как каждый из нас прошел 2500 километров, мы встретились и простились навсегда». А для нас – зрителей сегодня – это редчайшая возможность увидеть этот перформанс, окунуться в медитативное зрелище на 17 минут. Так как в мире есть считанное количество копий этого видео, то получить разрешение на его демонстрацию непросто.
Стены, которые тысячелетиями разделяют и соединяют государства и народы, стены разрушающие и разъединяющие, но никогда не созидающие. Человеку свойственно отгораживаться – и в мыслях и в доме, или быть открытым? Вопросы эти задаются всеми цивилизациями, а ответа все нет. Нет ни в бункерах линии Мажино, поглощенных природой; ни у пленных на фотографиях Михи Бар-Ама (на выставке демонстрируются его снимки, сделанные в период с 1969 по 1974 год); ни у тех, кто наблюдает за животными за колючей проволокой (есть и такое видео); ни в том, как сказывается на нашей жизни разделительная стена посреди нашей страны; ни у тех, кто изучает явления фортификации с исторической точки зрения. Любые баррикады могут быть разрушены, забыты, оставлены на милость сил природы – и со временем стать своего рода памятником неудачи или страха.
Или всё не так? Ответы ищут не только участники выставки, но и студенты театрального факультета Тель-Авивского университета, представляя в одном из залов галереи спектакль «Аргументы Дон Кихота» по пьесе израильского драматурга Гилада Эврона (1955-2016) – пьесе о личных границах и эмоциональных линиях защиты, о возможности переписать историю и о том, как создаются мифы о героизме, о месте искусства в пространстве сражений и войн, о взаимосвязи между истиной и подражанием. Приходите на спектакль и на выставку – совместите прекрасное с прекрасным.
Телефон галереи: 03-6408860. Часы работы: с воскресенья по среду с 11:00 до 19:00, в четверг – с 11:00 до 21:00 , в пятницу – с 10:00 до 14:00. Сайт галереи: www.arts.tau.ac.il/gallery
Билеты на спектакль «Аргументы Дон-Кихота можно приобрести на сайте: http://bit.ly/theatretau . Ближайшие представления: 8 января 2019 года, вторник, в 20:30; 9 января, среда, в 20:30; 10 января, четверг, в 20:30; 11 января, пятница, 12:30; 13 января, воскресенье, в 18:00 и 20:30.
Маша Хинич. Все фотографии предоставлены художественной галереей имени Жени Шрайбер при Тель-Авивском университете.