Заглавное фото – сцена из балета “Антитеза” Андониса Фониадакиса. © Nadir Bonazzi
Имена таких современных хореографов как Иржи Килиан, Андонис Фониадакис и Хофеш Шехтер прекрасно знакомы израильским любителем современного балета. Работы этих хореографов ставятся по всему миру, они приезжали к нам в страну, как с собственными группами, так и в рамках сотрудничества с Израильским балетом и «Бат-Шевой». На сей раз, в начале января, мы можем увидеть их работы в исполнении «Aterballetto» – одной из лучших и известнейших групп современного балета в Италии, прибывающей в Израиль с программой, названным «Антитеза». Название обязывающее, предлагающее радикальный взгляд на Contemporary Dance. «Антитеза» – это «14’20”» Иржи Килиана, «Волк» Хофеша Шехтера и «Антитеза» Андониса Фониадакиса. Редкая возможность увидеть три балета трех ведущих хореографов в исполнении итальянской труппы, включенной правительством провинции Эмилия-Романья в Fondazione Nazionale della Danza – то есть признанной национальной труппой на государственном уровне. Увидеть «Антитезу» «Aterballetto» можно будет три раза в Тель-Авиве в Оперном театре с 1 по 3 января, в Хайфе – 4 января и в Иерусалиме 5 января.
Группа «Aterballetto» была основана в 1977 году в провинции Эмилия-Романья, нынешнее название получила в 1979-м. Основанная как балетная труппа Театра Эмилии-Романьи, первые два года компания работала под руководством хореографа Витторио Биаджи, танцевавшего у Бежара и в Парижской опере. «Aterballetto» – обладатель Премии «Dance & Dance», как лучшая труппа сезона 1998/99. За 40 лет с лишним, прошедших со времени своего основания лет, «Aterballetto» получила широкое признание на итальянской и международной сцене благодаря, прежде всего, высочайшему уровню исполнения – труппа состоит только из солистов; а во-вторых – благодаря политике ее художественных руководителей, начиная с основателя «Aterballetto», одного из самых ярких итальянских танцоров и хореографов Амедео Амодио. После него труппу возглавил известный, востребованный хореограф и танцовщик Мауро Бигонзетти (свою карьеру он начал в качестве солиста «Aterballetto»), а затем руководство перешло к Кристине Боццолини. Нынешний художественный руководитель «Aterballetto» – Джиджи Кристофоретти, продолжающий создавать спектакли настолько разноплановые, что их можно отнести к разным хореографическим вселенным. Спектакли для разных театральных и сценических пространств, site specific, различных (а иногда и противоположных) стилей, созданные в диалоге с изобразительным и драматическим искусствами. Постановки «Aterballetto» расширили рамки признания современного итальянского балета за рубежом, и гастроли в Израиле тому подтверждение.
Значительную часть репертуара «Aterballetto» составляет наследие 20 века – постановки Джорджа Баланчина, Энтони Тюдора, Алвина Эйли, Жозе Лимона, Ганса Ван Манена, Иржи Килиана, Уильяма Форсайта, Дэвида Парсонса и Мориса Бежара, а также хореографов нового поколения – Йохана Ингера, Иржи Покорны, Хофеша Шехтера и Джузеппе Спота. «Aterballetto» пользуется широким признанием на международной сцене, коллектив успешно гастролировал в странах Европы, США, Южной Америки, странах Ближнего Востока. «Aterballetto – не только часть национального фонда Fondazione Nazionale della Danza, а труппа со своей школой, образовательной программой, партнерскими проектами, сотрудничающая со множеством хореографов, что, собственно говоря, и заметно по программе израильских гастролей.
Три работы, которые будут показаны в Израиле, отражают не только три интерпретации современного танца тремя хореографами, но и передают на сцене такие понятия как сон, мечта, время, красота, насилие, любовь, смерть, прошлое и настоящее.
«Волк» – ранняя постановка Хофеша Шехтера, одного из самых ярких и выдающихся хореографов мира, израильтянина и британца одновременно, чей спектакль Grand Finale c таким восторгом приняла израильская публика в конце ноября. В «Волке» Хофеш Шехтер создает фантастическую, похожую на сон реальность, уникальную и захватывающую вселенную, отразив дикую, животную, природную энергию, которая таится в каждом из нас, в человечестве, одновременно разделенном и едином. Вот что говорит сам Хофеш Шехтер: «Танец – это сон. Когда вы просыпаетесь, вы не можете объяснить, как и почему к вам во сне пришли определенные мысли, почему вы увидели явные вещи, и почему вы так точно все почувствовали». Эта работа поражает своей мощью – волчьей, своей энергией – практически звериной; движением танцовщиков, как у стаи волков – движением мягким и завораживающим, в долю секунды становящимся диким прыжком. По словам Хофеша Шехтера, в танце нужно добиться импульса, удара, который захлестнет зрителя волной энергии. Музыкальная основа этого балета – произведения Баха, Верди, современного композитора Офира Ильзецки и немецкой группы АТМ.
«14’20”» – работа Иржи Килиана, величайшего хореографа нашего поколения, мэтра современной хореографии. «14’20”» – часть его знакового одноактного балета «27’52”», поставленного для труппы NDT, Нидерландского театра танца в 2002 году – воплощение на сцене того, как сам Килиан относится к понятию времени. «Нас учат, что время – это всего лишь выдумка человека. Возможно, что и так, но наше бытие определятся двумя моментами: моментом рождения и моментом смерти. Работа «14’20”» рассказывает не только о времени, но и о быстротечности, любви, старении. Все просто и сложно и практически не поддается объяснениям» – так говорит Килиан, а нам остается увидеть балетный дуэт «14’20”» – чувственный, эротический, точный и резкий, острый и неуловимый, разрушающий балетные традиции. Балет поставлен на музыку Дирка Хаубриха – немецкого композитора, цитирующего темы из симфоний Густава Малера.
«Антитеза» («Противоположность») греческого хореографа Андониса Фониадакиса – битва между поиском красоты в прошлом, ностальгией и сумрачной, динамичной и жестокой современной реальностью. Этот балет поставлен Фониадакисом на музыку электронную и барочных итальянских композиторов – Перголези и Скарлатти. На игре контрастов, конфликтов и противоположностей: локальные и глобальные темы, медленный и быстрый темп, мужской и женский танец, абстрактные и конкретные явления. Контрастны и источники этой хореографии: старые традиции и современный балет. «Я создал эту работу, – рассказывает Фониадакис, – на основе противоположностей между поиском красоты прошлого и современной реальностью – неопределенной и жестокой. Отсюда и его название – «Антитеза».
«Aterballetto». «Антитеза»
Тель-Авивский Оперный театр имени ШломоЛахата
1 января 2020 года, среда, 20:00
2 января 2020 года, четверг, 20:00
3 января 2020 года, пятница, 13:00
Заказ билетов https://bestbravo.co.il/announce/65343
Хайфа. «Аудиториум», 4 января, суббота
Билеты: www.ethos.co.il ,*9300
Иерусалим, «Театрон Иерушалаим», 5 января, воскресенье
Билеты: www.bimot.co.il, * 6226
Линки на видео:
https://www.youtube.com/watch?v=yvrujwSnshw
https://youtu.be/_eonPcA00Zc
Гастроли «Aterballetto» организованы при поддержке Итальянского института культуры
Текст подготовила Маша Хинич. Фотографии: @ Alfredo Anceschi, @ Nadir Bonazzi, @ Nikolay Krusser
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting