Верхнее фото: © Александр Ханин
С 20 по 31 января 2020 года в Израильской опере будет показана оригинальная постановка «Идоменей» Моцарта. Поставил «Идоменей» датчанин Каспер Хольтен.
Талантливый, азартный, и энергичный 46-летний Каспер Хольтен – один из самых интересных современных оперных режиссеров, на чьем счету 60 постановок драматических и музыкальных спектаклей, опер и оперетт в Дании, Швеции, Исландии, Латвии, Франции, России, США и Австрии. В Израиле Каспер ставил оперу «Дон Жуан» в 2018 году. Осенью 2011 года Каспер возглавил лондонский театр «Ковент-Гарден» в Лондоне. До этого одиннадцать лет руководил Королевской оперой Дании, заняв этот пост в возрасте 27 лет. Каспер Хольтен работал в Ковент Гардене до 2017 года – у него был контракт на 5 лет. Потом снова переехал в Данию. “Идоменея” он поставил для Венской Оперы в октябре 2014 года – это был его дебют в Венской Опере как постановщика. Сейчас он председатель совета Датского театра танца, член консультативного совета Национальной галереи Дании, доцент в Копенгагенской школе бизнеса и ставит оперы по всему миру.
Среди многочисленных постановок Хольтена значатся как популярные шедевры, так и малоизвестные оперы, например, «Геновева» Шумана, «Керубино» Массне, а также произведения современных композиторов – «Якоб Ленц» Вольфганга Рима, «Гойя» Дж. К. Менотти (с Пласидо Доминго в главной роли).
Всемирную известность Касперу принесла постановка «Кольца нибелунга» Вагнера (премия «Граммофон» за 2009 год) в Королевской Датской опере. Спектакль издан на DVD под названием «Кольцо Копенгагена».
Хольтен также известен как сценарист и кинорежиссер. Его фильм «Хуан» снят в 2009 году. Каспер Хольтен неоднократно являлся лауреатом премии Reumert, дважды был номинантом премии международного журнала «Opernwelt». С 2006 года Хольтен является членом международной ассоциации «Opera Europa».
За дирижерским пультом перед израильтянами предстанет Микеле Гамба, молодой итальянский маэстро, начинавший профессиональный путь как ассистент Антонио Паппано и Даниэля Баренбойма. Ныне Микеле Гамба – один из ведущих дирижеров миланского театра «Ла Скала», сотрудничающий также с лучшими оперными театрами мира. Художником по костюмам, как и в предыдущий раз, при постановке «Дон Жуана», режиссер «Идоменея» выбрал известного дизайнера Анью Ван Крэг, пришедшую в мир оперы из модного дома «Dior».
В постановке принимают участие хор Израильской оперы под руководством Эйтана Шмайсера, оркестр Израильской оперы (Симфонический оркестр Ришон ле-Циона) и ведущие израильские и зарубежные солисты. В роли Идоменея на сцену выйдут польский тенор Кристиан Адам, уже игравший в Израильской опере Дона Оттавио в «Доне Жуане», и финский тенор Туомас Катаяла, для которого это выступление в Израиле будет премьерным. В роли Илии выступят великолепные израильские певицы-сопрано Хила Баджио и Яэль Левита. Роль Идаманта исполнят одна из ведущих современных молодых оперных звезд мира американская меццо-сопрано Стефани Лауричелла, которая впервые появится в Израильской опере, а также замечательная израильская меццо-сопрано Наама Гольдман. Израильских сопрано Аллу Василевицкую и Таль Бергман мы увидим и услышим в роли Электры. Партию Арбаса исполнит Ошри Сегев. Верховного жреца представит Эйтан Дрори, Голос Оракула – Ноах Бригер, двух троянцев – Дорон Флорентин и Дмитрий Ловцов.
У Моцарта опера «Идоменей» – тринадцатая по общему счету и первая, открывшая эпоху оперных шедевров композитора последнего периода. В 1779 году Вольфганг Амадей Моцарт, молодой, но уже очень известный композитор, после пребывания во Франции вернулся в Германию, в Зальцбург, где стал придворным органистом нового архиепископа, практически запретившего ему покидать город. Но на все воля судьбы: курфюрст Карл Теодор Баварский пожелал, чтобы Моцарт написал оперу seria для карнавального сезона, и Моцарт отправился в Мюнхен.
Жанр opera seria, сложившийся в конце XVII – начале XVIII века, связан с сюжетами из античной мифологии, и тут как нельзя лучше пригодилась история критского царя Идоменея, одного из неудачливых женихов прекрасной Елены, участника (среди прочих женихов) Троянской войны. Идоменей привел в Трою эскадру, проник за стены города в Троянском коне, а женитьба его сына Идаманта на Илии, дочери троянского царя Приама, символически ознаменовала конец осады Трои. До Моцарта этот сюжет использовал французский композитор Андре Кампра, который написал своего «Идоменея» в 1712 году по либретто Антуана Данше, взявшего за основу трагедию (1705) французского драматурга Проспера Кребийона, в свою очередь, отталкивавшегося и от античных источников, и от «Приключений Телемаха» Фенелона. То либретто послужило основой и для либретто оперы Моцарта, которое соорудил зальцбургский придворный капеллан Джованни Баттиста Вареско. Позже на тот же сюжет сочиняли оперы Джузеппе Гадзанига, Фердинанодо Паэр, Фредерик Федеричи, Джузеппе Фаринелли… Однако из всех оперных обработок популярного сюжета по сей день на сценах ставится только «Идоменей» Моцарта, написанный для мюнхенского карнавала.
Полное название этой оперы – «Идоменей, царь Крита, или Илия и Идамант» («Idomeneo, re di Creta, ossia Ilia ed Idamante»). Моцарт и его либреттист использовали описание возращения Идоменея на Крит после Троянской войны. Во время бури царь просит помощи у Посейдона и обещает в случае спасения принести в жертву первого, кто выйдет ему навстречу. Первым оказывается его сын Идамант. Идоменей не хочет отдавать Посейдону своего сына и поэтому отсылает его прочь. Сын остается жить, зато появляется любовный треугольник: в Идаманта, любящего пленницу отца – царевну Илию, дочь Приама, царя Трои, влюбляется царевна в изгнании Электра – дочь Агамемнона (того самого, главного при осаде Трои), кончающая жизнь самоубийством из-за ревности. Впрочем, других смертей в этой опере, где переплетены разные линии троянского мифа, у Гомера никогда не пересекавшиеся, нет. Конечно, нарушив клятву перед Богом, Идоменей навлекает беду: Посейдон посылает чудовище, чтобы разрушить Крит. Идамант убивает чудище и предлагает себя как обещанный откуп богу морей. Илия готова следовать за ним. Но вмешивается оракул, и все живут долго и счастливо…
Большую часть работы над этой оперой Моцарт проделал в Мюнхене – об этом известно из его писем к отцу, как и о том, что композитор вмешивался в труды либреттиста Вареско, непосредственно работал с исполнителями и сочинял арии «под них». Премьера «Идоменея» прошла с огромным успехом в «Резиденц-театре» в Мюнхене в конце январе 1781 года под управлением 25-летнего автора. На премьере присутствовали не только жители Мюнхена, но и гости из Зальцбурга. Моцарту, недовольному пренебрежительным отношением к нему со стороны работодателя – зальцбургского архиепископа Колоредо, успех «Идоменея» дал уверенность, чтобы продолжить карьеру без опеки архиепископского двора. Оперный театр «Ла Фениче» в Венеции – это площадка ознаменовала переход Моцарта от службы при дворе к жизни свободного художника. Несмотря на успех, Моцарт не смог добиться постановки оперы в Вене. Лишь в 1786 году во дворце принца Георга состоялось ее концертное исполнение в новой редакции, но больше при жизни композитора эта опера не звучала. Первое ее сценическое представление в Вене прошло после смерти Моцарта, в 1806 году. При новых постановках эта опера подвергалась неоднократным обработкам. Руку к ней приложили композиторы Эрманно Вольф-Феррари и Рихард Штраус.
Считается, что на либретто «Идоменея» в немалой степени повлияли политическая и военная обстановка в Европе того времени. Войны, династические браки, смена власти, неразделенная любовь, противостояние тоталитаризму, борьба за свободу и за возможность выбора – в мире мало что меняется, а искусство, как известно, отражает жизнь. Неудивительно, что эту красивейшую оперу рассматривают и как намек на события, происходившие в то время в жизни самого Моцарта, на его непростые отношения с отцом, что делает «Идоменея» очень личной, почти автобиографической оперой.
Кипение чувств, борьба разума и закона, деспотизма и насилия, столкновение любви и долга, чувство вины и его преодоление – Моцарт прекрасно передает это, создав новый тип героической оперы, используя все средства оперной выразительности, хор, утонченную оркестровую технику. Потрясающая музыка соединила элементы итальянского и французского оперных стилей. Музыковед Иоганн Фридрих Рохлиц, ссылаясь на слова самого Моцарта, утверждал: «Из всех своих опер ни одну он не ценил выше «Идоменея» и «Дон Жуана».
Вольфганг Амадей Моцарт. «Идоменей, царь Крита, или Илия и Идамант»
Первое представление состоялось 29 января 1781 года в Мюнхене.
Действующие лица:
Идоменей, царь Крита, тенор
Идамант, его сын, меццо-сопрано
Электра, греческая царевна, дочь царя Аргоса Агамемнона, сопрано
Илия, троянская царевна, дочь Приама, сопрано
Арбас, наперсник Идоменея, тенор/баритон
Верховный жрец Посейдона, тенор
Голос оракула, бас/баритон
Жители Крита, пленные троянцы, воины Крита и Аргоса, матросы, царская свита
Действие происходит в столице острова Крита – Кидонии по окончании Троянской войны (1208 год до н. э.).
Даты представлений:
20.01, понедельник, 20:00
21.01, вторник, 20:00 (премьера)
23.01, четверг, 20:00
24.01, пятница, 13:00
25.01, суббота, 20:00
27.01, понедельник, 20:00
28.01, вторник, 18:00
29.02, среда, 20:00
31.02, пятница, 13:00
Цена билетов: 195 – 445 шекелей.
За час до начала каждого выступления – вступительная лекция. Вход в зал на лекцию по билетам на представление в тот же вечер.
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=XYdSEYkgubc
Заказ билетов: в кассе Израильской оперы по телефону 03-6927777 или в «Браво»: http://bit.ly/2QnK8bZ
Оперный театр имени Шломо Лахата – Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех, 19.
Текст подготовила Маша Хинич. Фото: © Лена Запасская, Александр Ханин
Пиар–агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting