Ничто так не постоянно, как временное и, судя по всему, временное недоумение по поводу Covid19 становится постоянной составляющей нашей жизни. И потому даже такой монстр (позитивный) и кит как Иерусалимский кинофестиваль (JFF для краткости), перенесенный было с надеждой с лета на зиму, то есть на декабрь, все-таки отправляется в онлайн плавание по Интернету, не теряя при этом некоторых иллюзий насчет «а вдруг». А вдруг удастся часть мероприятий, показов и встреч провести при реальном присутствии многоклеточных разумных существ – зрителей, любителей кино, которых за год пандемии стало больше. Потому как кино – это тоже наше всё, наравне со многими другими «всё».
37-й JFF пройдет с 10 по 20 декабря, как всегда – в Иерусалимской Синематеке, нашем святилище артхауса, но виртуально. Встретиться с аудиторией, режиссерами и посмотреть фильмы на большом экране – дело прекрасное, но пока что есть другая цель -дать возможность увидеть новое кино, пусть и дома, и все таки провести этот традиционный кинопраздник, который откроется показом нового фильма ведущего (уже три десятка лет как) израильского режиссера Эйтана Фокса – фильма «Sublet», премьера которого состоялась на фестивале Tribeca в Нью-Йорке. В фильме занят известный театральный актер Джон Бенджамин Хики (первая главная роль Хики в художественном фильме) в роли Майкла, репортера New York Times, оказавшегося в Тель-Авиве, где он снимает квартиру у Томера, которого играет Нив Нисим – новичок на большом экране. Сценарий «Sublet»» Эйтан Фокс написал в соавторстве с репортером «Едиот Ахронот» Итаем Сегалем. Даже странно, что этот фильм, снимавшейся на улицах Тель-Авива, своего рода признание любви к этому городу и его уличной культуре, открывает именно Иерусалимский кинофестиваль – речь-то в нем идет о чувствах, эмоциях и энергии Тель-Авива, но в этом году все странно. Добавлю, что «Sublet» – седьмой полнометражный фильм Эйтана Фокса, который «проснулся знаменитым» еще в 1998 году, сняв сериал «Флорентин».
В программе JFF свыше 80 фильмов, а также шесть конкурсов – конкурс израильского кино, документальных израильских фильмов, израильских короткометражных фильмов, экспериментальных фильмов, международный конкурс и международный конкурс дебютных фильмов. Всего для участия в различных категориях фестиваля были отобраны 34 художественных, документальных и короткометражных фильма. Общая сумма призов, которые будут вручены в различных конкурсах на предстоящем фестивале более полумиллиона шекелей. Так что деньги пока остаются деньгами, несмотря на дигитальный формат декабрьских показов.
Кроме того, на фестивале состоится специальный показ новой версии, созданной Эраном Кулириным для его фильма «Обмен» 2012 года – психологической философской драмы, удостоенной многих призов. Кстати, этот фильм легко найти в сети с русскими титрами (не стоит, конечно, рассказывать это устроителям фестиваля).
Завершится фестиваль романтической комедией «Love Affair (s)» французского режиссера Эммануэля Муре, показывающей переплетающиеся истории нескольких пар и их легкое, едва ли не беззаботное отношение к любви, сексу и изменам. Этот фильм попал и в программу Канского фестиваля этого года. В главных ролях – Камелия Джордана и Нильс Шнайдер. Французская романтическая комедия – это ровно то, что нужно, ибо нет ничего более далекого от реальности, чем именно французские романтические комедии, а от реальности уже впору бежать.
Для пущей виртуальности JFF будет использовать технологии компании Shift72, которая также используется другими кинофестивалями по всему миру для обеспечения удобного и высококачественного просмотра. Эта система уже опробована в мире такими фестивалями как New York Film Festival и SXSW. Говорят, что там удобный интерфейс – нам остается поверить и проверить.
Я было собралась подробно перевести программу конкурса израильского кино, но решила не конкурировать с сайтом JFF, а навскидку набросать темы, так что вот они: новые репатрианты, матери-одиночки, и их рано взрослеющие дети – тема социальная в фильме «Ася» Рути Пери-Бар;
проникновение террористов в кибуц Мисгав-Ам в апреле 1980 года – лента «Эта ночь» режиссера Надава Ширмана;
дети аутического спектра- тема взаимоотношения поколений в фильме Нира Бергмана «Вот они – мы», включенного в программу фестиваля в Каннах;
«Умирание кино и моего отца» Дани Розенберга на темы кино, умирания, времени, стремления остановить болезнь; этот фильм был показан уже на полудюжине фестивалей.
«Стремление к жизни» Матана Гуггенхайма и Асафа Авири – о старости, любви и каннабисе.
В конкурсе израильских документальных фильмов – ленты об известнейшем израильском, весьма влиятельном скульпторе Дани Караване;
«Человеческий фактор» о переговорах Израиля с арабскими странами – что на самом деле произошло, когда Клинтон, Барак и Арафат остались одни в комнате?
«Мотив» – о чудовищном преступлении, когда 14-летний подросток расстрелял свою семью в Эйн-Кареме в 1986 году.
«Дети» – три палестинские девочки и два мальчика в возрасте от 6 до 17 лет из Восточного Иерусалима и Хеврона рассказывают свои истории. «Что было бы, если бы?» – Эхуд Барак о войне и мире. Ух ты! Эхуду Бараку уже 78 лет. Так что он мудро взирает на историю государства Израиль и спрашивает: что бы произошло, если бы?
«Муранов» – под домами квартала Муранов в Варшаве находятся руины домов и улиц, в которых когда-то жили евреи. Во время Второй мировой войны Муранов оказался в центре Варшавского гетто. Современный Муранов живет настоящим, но кажется, что под его улицами все еще кипит живет – жизнь, уничтоженная и похороненная. Кстати, одна из экспозиций Варшавского музея POLIN как раз посвящена кварталу Муранов.
«Балкон» – наблюдение молодого человека за израильским обществом, за самим собой, за кризисом брака и за отношениями со своими родителями. Все это происходит в течение самой израильской недели в году, между Днями памяти и Днем Независимости.«Ахува Озери: звон колоколов» – о жизни и творчестве израильской исполнительницы Ахувы Озери.
Вот про конкурс короткометражного кино точно не буду переводить, но совет дам – посмотреть фильм «Смерть этого» о разрыве и восстановлении отношений отщепенца от религии с ортодоксальной семьей (34 минуты) и 5-й минутный фильм- анимацию «Внутри труб» о блуждании реальном и не очень по Центральной автобусной станции в Тель-Авиве.
Среди зарубежных фильмов, которые примут участие в Jerusalem Film Festival: новая нашумевшая криминальная комедия Миранды Джулай «Каджиллионер»; польский фильм «Тело Христово» (Corpus Christi) – польский драматический фильм 2019 года, номинированный на «Оскара»; фильм Ясмилы Жбанич «Куда ты идешь, Аида?» (Венецианский кинофестиваль 2020) – события фильма разворачиваются летом 1995 года в Боснии на фоне сербской оккупации и основаны на реальных событиях, вошедших в историю, как резня в Сребренице; документальный фильм «Убийцы» (Assassins) об убийстве брата северокорейского лидера; «О бесконечности» шведского режиссера Роя Андерсона – сборник киноновелл, объединённый рассказчицей и одним сквозным персонажем — священником, которому каждую ночь снится, будто он волочит по улицам современного шведского города огромный крест.; документальный фильм «Пустыня один» (Desert One) режиссера Барбары Коппель – лауреат премии «Оскар» – об операции по спасению американских заложников, захваченных в Иране в 1979 году; новый фильм ветерана французского кино Филиппа Гарреля «Соль слез» (фильм – лауреат Берлинского кинофестиваля) – черно-белая работа французского классика о ревносте, изменах, любви втроем и вчетвером, слабостях, предательстве; новый документальный фильм камбоджийского режиссера Рити Пана «Облученный» – история человека, пережившего физическую и психологическую травму войны; нашумевший фильм корейского режиссера Хон Сан Су «Женщина, которая убежала» – легкая разговорная трагикомедия; фильмы из официальной программы Каннского кинофестиваля 2020 года, включая «Злодей», «Слалом», «Февраль» и «Дом воспоминаний»; фильм «оскаровского» лауреата Брайана Фогеля о саудовском журналисте Джамале Хашкаджи (Хашогги) – «Журналист»; новый фильм Кристиана Петцольда «Ундина» – фольклорная легендк в современном Берлине; документальные фильмы о Франке Заппе, об американском режиссере и сценаристе Уильяме Фридкине и о Стэнли Кубрике, а также новый короткометражный документальный фильм известного иранского режиссера Джафара Панахи «Скрытое» (Hidden) .
С полной программой можно ознакомиться на сайте фестиваля: http://www.jff.org.il и на онлайн-платформе просмотра: online.jff.org.il
Ну, в общем, вы поняли – в новый карантин с новыми фильмами!
Маша Хинич