Оперный сезон идет по нарастающей: сначала необычный и столь романтический «Вертер» Жюля Массне, каждая картина которого обернулась картиной в раме в буквальном смысле слова, заворожив и музыкой, и постановкой, и живописными аллюзиями. А сейчас – ещё более необычное зрелище – «Саломея» Рихарда Штрауса, поставленная известным израильским актером и режиссером Итаем Тираном в футуристическом духе «Звёздных войн», коему следует и оформление сцены, и аксессуары, и костюмы, декорации и абсолютно всё, и, главное – сама музыка. Что удивительно, если задуматься о полном слиянии идеи Итая Тирана и его адаптации музыки Рихарда Штрауса и пьесы Оскара Уайльда и трактовки этой оперы дирижером Даном Этингером. И неудивительно, если вспомнить, что в интервью перед премьерой Итай Тиран рассказывал, как на него, еще 8-летнего, повлияла музыка симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», звучавшая в «Звёздных войнах». Его «Саломея» – это воплощение «Звездных войн» в оперной музыке, это космический холод, это ледяной блеск звезд, эта луна, в которой нет ничего романтического, а есть белое, синее, зеленое, кровавое северное сияние.
«Посмотри на луну. Странный вид у луны. Она как женщина, встающая из могилы. Она похожа на мертвую женщину. Можно подумать – она ищет мертвых». Кстати, Луне сам Уайльд отводил главное место в своём произведении и настаивал, что Луна обязательно должна присутствовать на сцене во время представления, проводя параллели между Саломеей и луной.
Все действие проходит в мрачном свете Луны, ставшей центром притяжения всех сил. Вокруг нее выстраивается действие, водится хоровод персонажей, костюмы, грим и парики которых тоже пришли из космической эпопеи. Солнца здесь нет, есть черствость, равнодушие и два живых страстных существа – Саломея и пророк Иоканнан. Живых – потому что не подчиняются воли Ирода. Потому что умеют желать и отказываться. Иоканнан отказывается от любви. Саломея же не отказывается от страсти. Результат неподчинения – смерть.
Музыка Рихарда Штрауса и пьеса Оскара Уайльда не нуждаются в дополнительных описаниях, но нельзя не сказать о танце «Семи покрывал» в этом спектакле в постановке хореографа Ренаны Раз, поставившей танец для солистки – исполнительницы главной партии, певицы, а вовсе не танцовщицы. Ренана Раз сделала это гениально, и танец «Семи покрывал» стал центром этого оперного спектакля. Его исполняют сама Саломея и семь ее слуг, каждый из которых несет покрывало, прикрепленное к костюму Саломеи, как шлейф, как свиток, как нить судьбы, как рукопись, как фату. Это танец прекрасен, также «Как красива царевна Саломея сегодня вечером!». ив финале танца – явный намек на Пьету.
Мне повезло: на генеральной репетиции оперы «Саломея» танец с семью покрывалами показали два раза. И не путайте идумеянина Ирода Великого с тетрархом Иродом Антипой: в этом сюжете – как в любом библейском, литературном, семейном и дворцовом – все не так просто. А опера – опера просто восхитительна!
Даты представлений: 8 января 2019 года, вторник, 20:00; 9 января, среда, 20:00; 11 января, пятница, 13:00; 12 января, суббота, 20:00; 15 января, вторник, 20:00; 16 января, среда, 18:00; 18 января, пятница, 13:00; 19 января, суббота, 20:00; 21 января, понедельник, 20:00; 24 января, четверг, 20:00.
Более подробно о постановке – https://www.israelculture.info/salomeya-mif-ili-realnost-opera-rixarda-shtrausa-v-tel-avive/