«Кармен» меня преследует всю жизнь. Будучи ребенком в составе хора мальчиков участвовал на ленинградской сцене в одной из постановок этой оперы. Одной из любимых настольных книг классе в 6ом была «Хроника» Мериме с добавленными к ней новеллами во главе с «Кармен». В школе на эксзамене по музлитературе достался вопрос по «Кармен». Словом, никуда уже мне от нее не деться.
«Кармен» считается любимой и наиболее востребованной оперой чуть ли не всех времен и народов. И хоть у того же Бизе я последние годы тяготею к «Искателям жемчуга», но где они «Искатели» и где «Кармен»? Оперу, которую давно все знают наизусть, она растащена на цитаты, как фильмы «17 мгновений весны» или «Брат-2». Вчера в опере не успевал герой затянуть свою арию, как тут же из-за зала кто-то подпевал. А что поделать? Невозможно не подпевать.
…Сначала был занавес. Когда вы пойдете на нынешняя постановку Израильской оперы, а вы пойдете – невозможно предать «Кармен», нарочно сократите буфет и придите в зал пораньше! Рассмотрите его. Это настоящее произведение искусства! Шедевр! Я думаю, после окончания спектакля занавес перекочует в музей, который в соседнем здании. Право, ему там место!
А потом занавес открыли и меня унесло в детство:
Вместе с сменой караула
Бодро мы идем всегда.
Ну, трубите веселее!
Та-ра-та-та-та, ра-та-та!
Выправкой своей гордимся,
Чем же не солдаты мы?
Посмотрите, как отличимся!
Раз, два, все впереди!
Грудь вперед, бодрей смотрите,
Гордо, прямо голова!
Руки по швам держите,
Молодцы мы хоть куда!
Честно говоря, мы пели лучше, потому что хороший хор мальчиков по определению поет лучше хорошего хора девочек, но это так, мелочи. Ты моментально в тягиваешься вдействие. Эта опера совершенна – ни одной лишней ноты, ни одной проходной арии. Даже не поверишь, что на первой постановке оперу громкогласно освистали, и что не выдержав такой реакции Бизе слег в кровать и вскоре умер. Может успех оперы еще и связан с приличным либретто (это не нелепые зачастую либретто Верди). Тут и основа хороша – Мериме, и либретто не подкачало, которое создал известный французский автор, еврейского происхождения Галеви.
Образ Кармен весь пропитан эротикой. И часто (а я видел наверняка больше десятка различных постановок оперы) нелегко было видеть грузную неповоротливую певицу, напевающую, что «у любви, как у пташки, крылья»… Какая пташка, мадам? Я вовсе не хотел бы быть птичкой, порхающей вокруг вашей шляпки, да и вы не можете порхать… В нынешней постановке с этим нет проблем. У исполняющей роль Кармен Елены Максимовой и с голосом все в порядке,а с игрой еще лучше. Она несла либидо Кармен высоко и достоинством. Когда она во время арии про таверну Лиласа Пастья высоко обнажает изящные ножки, то не только слушаешь дивную музыку, но и во все глаза смотришь на сцену. Слушаешь и смотришь!
Под стать ей и Хосе, узбекский тенор Нажмиддин Мавлянов, чей дуэт с Микаэллой (Хила Баджио) растрогал почти до слез. Не менее впечатляющим была ария «Навек я твой, моя Кармен» – момент, когда под влиянием любви к цыганке, Хосе из стражей закона переходит на другую сторону. Мавлянов создает запоминающийся трагический образ честного человека, который преступает закон не в силах противиться чувствам.
Вообще вся постановка впечатляет грандиозностью (в ней задействованы более 200 участников). Режиссура и сценография спектакля основана на постановке великого Франко Дзеффирелли для «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке. Для Израильской оперы ее адаптировал режиссер Гади Шехтер. Неплоха была и дирижер из США Карен Каменсек, хотя я бы предпочел за пультом руководителя Израильской оперы Даниэля Орена – он умеет делать разницу.
Ну и еще добавлю о реакции великих коллег Бизе на его главную музыку жизни. Чайковский, посетивший один из первых спектаклей в Париже, писал: «Опера Бизе – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…» Эти слова оказались пророческими…
Билеты на все спектакли разлетелись в мгновения ока. Пришлось добавить два (!) спектакля (17 и 26 июля). Именно на них можно еще выловить билеты.
Жорж Бизе. «Кармен»
Время действия: около 1820 года. Место действия: Севилья и ее окрестности.
Премьера – Париж, 1875 год.
Дирижер: Карен Каменсек
Постановка: Франко Дзеффирелли
Режиссер адаптированной версии: Гади Шехтер
Костюмы: Анна Анни
Свет: Эяль Леви
Хореография: Нета Шезаф
Постановка боев: Барак Гонен
Хор Израильской оперы (хормейстер – Эйтан Шмайсер)
Симфонический оркестр Ришон ле-Циона
С 13 по 28 июля 2018 года
Билеты в кассе Израильской оперы 03-6927777 или в кассе «Браво»: https://bestbravo.co.il/announce/56935
Фото: Elena Zapassky
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting