На деле территория интереснее карты, но сначала цитата из «Карты и территории» Мишеля Уэльбека: «Вход в зал был перегорожен большим стендом, а с обеих сторон оставлено по два метра свободного пространства. На стенд Джед прикрепил впритык две фотографии – спутниковый снимок вершины Гран-Баллон в Гебвиллере и увеличенную карту той же территории из мишленовской серии «Департаментов». Контраст был поразительным: на спутниковом снимке виднелось однородное зеленое месиво с невнятными голубыми вкраплениями, тогда как карта являла взору завораживающее сочетание второстепенных шоссе и живописных проселочных дорог, смотровых площадок, лесов, озер и перевалов. Над фотографиями красовались черные заглавные буквы названия выставки: карта интереснее территории».
Вход в зал перегорожен щитом с работой Циби Гева: грубая жирная линия, как мазутом по дереву – это тоже карта Израиля. В Музее Эрец-Исраэль в Тель-Авиве открылась новая выставка – «Карта» – первая из серии выставок, посвященных 70-летию страны. Выставка, о которой подробно написано вот здесь https://www.israelculture.info/mapa-musa/. Но подробности сухи, а выставка жива и хороша, немного нервна – ведь карты, границы и территории – дело нервное, нестабильное, и потому многие старые атласы и бумажные карты упрятаны подальше от глаз – в архивы и на чердаки, в еще может не выброшенные чемоданы, с которыми перебирались из одной страны, которой уже нет, в другую страну, которая так изменилась.
Куратор Батья Донер не удержалась от того, чтобы не повесить на стены и стенды и не положить в витрины школьные карты и учебные атласы, очертания в которых казались символами незыблемости – но только, как получилось, не надолго. Границы стран меняются быстрее границ бытия, физические территории становятся символами, а предметная выставка – философский игрой, для чего Батья Донер собрала 150 работ 50 художников, имена которых тоже стали символами израильского искусства: Давид Тартаковер, Менаше Кадишман, Ори Рейзман, Миха Ульман, из следующего поколения – Дганит Берест, Элиягу Эрик Бокобза, Михаль Нееман… Их имена – это знаки на карте израильского искусства, символами которого, в свою очередь, стали земля, кактус и осел – тот самый, которого погоняют бедуины и на котором въедет землю благословенную мессия, траектория пути которого вырисовывается на песчаной карте-схеме маятником-стержнем на раме. Каждые 20 минут карта-песок (придуманная Рои Брандтом) стирается и вновь возникает, стирается и возникает – возрождается, как песчаная птица феникс. За 20 минут всю выставку не посмотреть, но можно сосчитать на каких экспонатах – от вышивек до инсталляций, от живописи до скульптуры, от апельсин до ковра – есть Голаны, а на каких – забыли нарисовать, пристегнуть, вырубить, выложить из кофейных зерен. Политической эту выставку не назвать. Скорее – патетической, может даже сакральной – не по отношению к границам и территориями, которые здесь эфемерны, а по отношению к ароматам исчезнувших пардесов и непрочности ковриков, сплетенных-сотканных из полосок, нарезанных из дедушкиных книг, которые так легко распахиваются, расплетаются. А мы на этом бумажном коврике-самолетике летим над страной и придерживаем края, чтобы нитки не вылезли из того кусочка истории, в котором было суждено оказаться…