«Кино изменяет мир» – так можно сказать о встрече с таким кино, которое заставляет задуматься, которое отражает современную историю, которое не исчезнет в потоке коммерческих лент. Встрече с таким кино, которое изменяет мир к лучшему. С кино, впечатление от которого останется на линии жизни.
Соня МИХАЭЛИ
Амос Гитай, самый, пожалуй, известный на сегодня израильский режиссер, создатель идейного, политически ангажированного кино, сценарист, продюсер, актер, оператор, монтажер — многократный участник конкурсных программ Каннского и Венецианского кинофестивалей, обладатель многочисленных почетных наград, в числе которых две Премии ЮНЕСКО на Венецианском МКФ за фильм «Сион» (1995) и «11 сентября» (2002), Приз Франсуа Шоле на Каннском кинофестивале за фильм «Кипур» (2000), награда СinemaAvenire – «Кино за мир во всем мире» за фильм «Земля обетованная» (2004). Восемь фильмов Гитая номинировались на высшие награды Венецианского и Каннского кинофестивалей. Каждый год его фильмы завоевывают европейские призы.
Его фильмы, посвященные нашему времени, еврейской и израильской жизни — аллегоричны, зачастую сентиментальны. Кажущуюся дисгармонию повествования Гитай совмещает с режиссерскими и операторскими экспериментами. Критики считают его кино «оторванным от жизни», карьеру – в определенном смысле загадкой. И при всем этом, его фильмы — еще одна возможность понять судьбу той страны, в которой мы оказались волей случая или волею… Кого и чего? «Сегодняшние поколения израильтян слишком быстро все забывают. А Родина — понятие и и времени, и географии» — говорит Амос Гитай.
Всего же Гитай снял около 100 документальных и художественных фильмов, влияние которых на мировое киноискусство весьма заметно. Гитай — любимец знатоков киноискусства в Европе и в Израиле. Десяток его фильмов номинировались на высшие награды Венецианского и Каннского кинофестивалей. Каждый год его фильмы завоевывали европейские призы. Три ленты («Кадош», «Киппур» и «Кедма») в разные годы были представлены в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, фильм «Рай» – на Международном кинофестивале в Венеции.
Автобиографическая полнометражная художественная драма Амоса Гитая «Кипур» по праву считается одним из величайших фильмов о войне в истории кино. Это фильм о войне, о мужской привязанности — к матери, к земле, к стране. Пересказывать этот фильм можно по-разному. Есть сценарий, синопсис, внешняя канва, внутреннее восприятие, трагический подтекст. Война – это не героизм. Войне нет конца… 6 октября 1973 года. Два молодых человека едут на войну… На Войну Судного дня, оставшуюся незакрытой раной израильского общества. Этот фильм – возможность попытаться понять состояние израильского общества «до» и «после».
Итак: два молодых человека едут на войну. Они совершенно разные, их устремления противоположны. Первый ставит выше всего благородный патриотизм. Второй мнит себя философом и последователем Маркузе. Он уверен в том, что знает достаточно для того чтобы оставаться в стороне от суетной пропаганды, и упивается своими рассуждениями. Восприятие жизни одного не пересекается со шкалой ценностей второго, не имеет ничего общего с ценностями второго, но они становятся одинаково беззащитными на линии фронта на Голанах. Когда каждый может умереть в любой момент, философствование отходит на второй план. Близость смерти уравнивает всех. «Кипур» — это рассказ о первых днях войны, о невероятном хаосе, царившем в рядах израильской армии, о том, что война — это неразбериха, паника, бесконечные поиски своей части, раны, грязь, бинты, кровь, отсутствие смысла и мужская дружба. И при всем этом, «Кипур» — очень камерный фильм, буквально приближающий жителей к героям, заставляющий прожить их жизни.
Амос Гитай родился 11 октября 1950 года в Хайфе, в семье архитектора Мунио Вейнрауба и Эфратии Маргалит-Гитай. Изучал архитектуру в Хайфе и в Беркли в Калифорнии. Во время Войны Судного дня вертолет, в котором он летел, был подбит – 23-летнему Гитаю удалось выжить — и все это случилось в день его рождения. Именно ко дню рождения Гитай получил в подарок от матери 8-миллиметровую кинокамеру, на которую снимал события Войны Судного дня, во время которой он также вел дневник. Его спасение и легло в основу фильма «Кипур». После войны Судного дня Гитай бросил архитектуру и занялся кино и режиссурой. Гражданин мира, Гитай живет между Израилем и Францией, работает в разных странах. В своем творчестве он постоянно опробует новые методы и стили повествования, и всегда, даже если сценарий уводит в историческое или мифическое прошлое, отсылает зрителя к реальности сегодняшнего дня.
Первой же профессиональной кино-работой Гитая стал документальный фильм «Дом» о арабо-израильском конфликте. В 1979 году израильское телевидение отказало режиссеру в показе этого фильма, позже получившего призы на нескольких фестивалях.
Гитай начинает снимать короткометражные фильмы. Путешествуя по Израилю, США и Франции, он создал много лент на социальные темы. Его «Полевой дневник» 1983 года также был подвергнут цензуре, после чего Амос Гитай переехал во Францию, снял несколько полнометражных художественных лент, и в частности, свой первый художественный фильм «Эстер» в 1986 году. Продолжением этой ленты становятся фильмы «Берлин-Иерусалим» (1989) и «Голем» (1992). В 1993 году вместе с семьей Гитай возвращается в Хайфу, где начинается новый период его творчества. Гитай снимает документальное и художественное кино. Первая часть трилогии про израильские города, «Деварим», снята в Тель-Авиве и символизирует его возвращение на родину. Следующие 2 части трилогии сняты в Хайфе («День за днем», 1998) и Иерусалиме («Кадош», 1999). В 2000-м году Гитай снимает фильм «Кипур». Затем — «Рай» (2001) и «Кедма» (2002) о создании Израиля. В картине «Алила» (2003) режиссер показывает современное израильское общество, прослеживая судьбы жителей дома в Тель-Авиве. «Святая земля» (2004) и «Свободная зона» при участии Ханы Ласло и Натали Портман (2005) – первые две части трилогии режиссера про израильскую границу и ее обитателей. «Новости из дома» (2006) – документальный фильм Гитая, в котором прослеживается история одного дома в Иерусалиме и его жителей. «Кармель» 2008 года – история семьи Гитая. В его фильме «Размеживание» 2007 года снималась Жюльетт Бинош, в фильме «Однажды ты поймешь» — Жанна Моро. Фильм «11’09″01 — September 11» Гитай снимал вместе с Шоном Пенном в качестве со-режиссера. Его последний фильм «Циля» 2014 года — один из самых поэтических фильмов о Катастрофе, если только эти слова можно написать рядом. Нельзя, но у Гитая это получилось. «Разговоры с богами», «Ана Аравия», «Венеция 70: Перезагрузка будущего», «Колыбельная для моего отца» — фильмы Гитая последних лет.
Старшее поколение его семьи сражалось в 1948 году за Независимость (а тесть даже успел послужить в Красной армии). Его отец — Мунио Вейнрауб — в 1930-е годы был студентом высшей школы строительства и художественного конструирования “Баухауз” в Дессау, закрытой Гитлером в 1933 году. После того как школа была закрыта, Вейнрауб начал выпускать во Франкфурте антиправительственные памфлеты, был арестован и отправлен в тюрьму. Родители матери Амоса Гитая — Эфратии Маргалит-Гитай (1909-2004) — прибыли в Эрец-Исраэль из России во время Второй алии (ее мать — бабушка Гитая — родилась в Белостоке, сидела в тюрьме за тогдашнюю сионистскую деятельность). Эфратия Гитай – «первый ребенок» второй алии, одна из основателей молодежного движения «ха-Хугим» (инициатором которого она стала в 1926-м году, еще учась в гимназии «Герцлия»), члены которого построили кибуц «Бейт ха-Шита». Позже, движение «ха-Хугим» переросло в «Маханот Олим», основавшее кибуцы в Изреэльской долине, в долине Бейт-Шеан и в Бикат ха-Ярден. Многие письма матери Амос Гитай превратил во фрагменты своих фильмов. Ее личные свидетельства стали историческими документами и художественными фрагментами, письма превратились в тексты, иллюстрирующие жизнь этой явно незаурядной женщины, взявшей на себя столь много обязательств. Кстати, в некоторых фильмах Гитая ее имя фигурирует в списке участников съемок. Напомним, кинокамеру Амосу Гитаю подарила именно она.