Комнатные танцы # 31. «Дуэты сейчас». Онлайн – 28-29-30 декабря. Один + один в одном пространстве – получается дуэт.
Комнатные танцы… Собственно говоря, какими танцы могут быть сегодня? Точнее – где? Либо в комнате, либо на крыше, если соседи согласятся, либо во дворе, если удастся спуститься… Фестиваль «Комнатные танцы» проводится уже 31-й раз, в этом году – да-да, вы догадались, фестиваль пройдет онлайн, с 28 по 30 декабря.
В мирное же время докоронавирусной эпохи, уже 30 лет как, фестиваль «Комнатные танцы» проводился в Иерусалиме и Тель-Авиве. «Комнатные танцы» – сиречь камерные, потому как программа фестиваля сконцентрирована на сольных выступлениях, на хореографии для небольших составов танцоров, на отсутствии в прямом смысле перегородок между зрителями и танцорами. «Комнатные танцы» позволяют сократить дистанцию между зрителем и художником. Сцена – это и есть комната, или, комната – и есть сцена, как угодно, лишь бы отдавалось предпочтение и внимание танцорам-хореографам, исследованиям новых форм творчества и языка движения, языка танца.
Тема фестиваля этого года – «Дуэты сейчас» – была обозначена еще до короны. Никто не пытался предвосхитить события, но так оно получилось: танец стал развиваться в «мелких» формах, в дуэтах, в парах, увидеть которые можно будет онлайн три вечера подряд. В любом случае, зрители станут свидетелями происходящего, свидетелями «Дуэтов».
На протяжении последних ста лет многие формы искусства существенно изменились. Новое искусство танца, как и новая музыка, в наши дни свершаются в реальном времени и обитают в том же пространстве, что и зритель и слушатель. Современный танец с начала 20 века стремился и до сих пор претендует на создание танца как независимого и нового искусства, течения и направления современного танца схожи с новшествами в музыке, литературе, в пластических искусствах. Немало апологетов современного танца, уже несколько поколений занимаются именно сольным танцем, индивидуальным, нарциссическим, неохотна пуская в нишу своего движения кого-то со стороны. Ну, разве только зрителей или партнеров по дуэтам, как то происходит на фестивале «Комнатные танцы» в этом году. Хотя дуэт – это вовсе не ново. Дуэт использовался и используется в танцах придворных, народных, классических. Но, что же тогда такое дуэт?, диалог в современном танце? Именно это и выясняется на фестивале «Комнатные танцы» в этом году: я и Covid 19 (шутка), существование на двоих, попытка разговаривать вдвоем и слушать друг друга. Один + один в одном пространстве – получается дуэт. И может такой танец – гибкий, элегантный, скоординированный в камерном пространстве праздник движения человеческого тела – это и есть ответ на сегодняшнюю ситуацию.
Фестиваль камерного танца «Комнатные танцы», единственный в своем роде в Израиле, существует уже три десятилетия. Его художественные руководители – Амос Хец и Талия Де Врис. Обычно мероприятия фестиваля проходят в Тель-Авиве и в Иерусалиме в течение двух уик-эндов. Каждый год на фестивале обсуждается/вытанцовывается дается новая тема. Фестиваль – это танцы, образы, тексты, камерность и музыка. Каждый из танцовщиков-постановщиков действует по своему усмотрению, пытаясь привести зрителей в свой мир – мир движения, музыки, хореографии, пространство комнаты.
Танец – это искусство движения раскрепощенного человеческого тела. Лишь в конце 19-го столетия, в связи с возникновением учения Фрейда о бессознательном, западная культура начала открывать для себя тайную связь между душой и телом. Одновременно с этим во всех формах искусств начала проявляться тень бессознательного. Также и танец начал искать эту скрытую связь и требовать ее признания – это видно по работам «Русского балета», танцам Айседоры Дункан, экспрессионистскому немецкому танцу и в работах первых американских хореографов.
В 1960-е возникает новая волна – театр танца Джадсона в Нью-Йорке и Анны Хальерин в Сан-Франциско. В те годы в Израиле Ноа Эшколь и Авраам Вахман создают ансамбль «Эшколь Вахман» и выступают с труппой первоклассных танцовщиков.
«В наши дни неустанные поиски первозданного движения и существование тела в гравитационном поле продолжаются. Можно сказать, что современный танец впитывает в себя важные уроки первопроходцев жанра. Связь между танцем и его созерцанием – это вызов. Вслушиваться, всматриваться в детали и одновременно воспринимать и переживать его как единое целое – непросто. Это парадокс, который нужно принять и научиться этому искусству восприятия. Восприятие такого рода можно уподобить волне, которая вздымается и опадает, подобно движениям нашего тела в гравитационном поле. Чтобы воспринять такой танец, мы должны прислушаться к нашему телу – ко всем его частям» – говорит бессменный художественный руководитель фестиваля Амос Хец.
Фестиваль комнатных танцев –фестиваль танцоров скромных, предпочитающих камерное пространство большеой сцене и посему творчество свое обнародывающих едва ли не в чуланчиках-сарайчиках, в небольших комнатах – помещениях, где они могут выразить себя в небольшом пространстве, соответствующем тем масштабам, на которые замахнулись: на масштабы камерные, ограниченные небольшим количеством квадратных метров. В центре площадки – танцор, сам по себе наедине со своим танцем, им же придуманным. Он – творит и он воплощает, он – законодательная и исполнительная власть, иногда создающий вокруг себя небольшую группу единомышленников, приглашая в свое танцующее пространство движений одного-двух причастных искусству приятелей. Маленькая группка в маленьком зале, камерная музыка, интимная (в общественно-положительном смысле) связь между исполнителями и зрителями.
Так что «Комнатные танцы» танцы заставляют воображение работать, считать, что еще не все придумано и не все изобретено, и каждый может сказать или показать что-то новое в столь древнем искусстве танца.
https://www.roomdancesfestival.com/he/home
https://www.facebook.com/rikodeiheder
https://www.facebook.com/events/387960479117736