Биография Татьяны Рубиной традиционна для пианистки русской школы: с пеленок – обучение у мамы, выпускницы Московской консерватории, с 7 до 17 лет – ЦМШ при консерватории по классу замечательного педагога Ильи Клячко, затем – Московская консерватория в классе Льва Оборина – первого советского пианиста, завоевавшего мировое признание (Татьяна была его последней ученицей). В первом классе ЦМШ – концерт Гайдна в Малом зале консерватории, на четвертом курсе консерватории – 4-й концерт Бетховена в Большом зале. В конце обучения знакомство с Хачатуряном, многолетняя дружба с ним и другими современными композиторами и много исполнений современной музыки. Рубина – также много выступает с вокалистами и и струнниками, получает за работу с виолончелистами диплом на VI конкурсе Чайковского. В наши дни Татьяна совмещает педагогику с исполнительством в России и других странах, в том числе регулярно выступает в Израиле.
В программе предстоящего 24 октября концерта в Иерусалиме музыка Бетховена, Шумана и Брамса. Музыка будет звучать в «антихронологическом» порядке. Откроют концерт три интермеццо Брамса из опуса 117. Это пьесы, опубликованные в 1893 году, в конце жизни композитора, проникнутые чувством просветленной печали, это музыка – как бы дневниковые записи автора, его лирические монологи. Три интермеццо, опус 117 Брамс назвал «Колыбельными своих страданий». Вслед за Брамсом его старший друг и муж его возлюбленной Клары, Роберт Шуман, один из первых романтиков в музыке. Татьяна Рубина исполнит его «Юмореску». Из названия понятно, что это должна быть пьеса шутливого характера. Шуман написал свою юмореску в 1839 году. В названии он исходил из понимания термина в духе Жана Поля Рихтера: юмор – как удачное соединение мечтательности и шутки.
Вторая часть концерта отдана Бетховену. Если делить композиторов по принадлежности к эпохам, то Бетховен находится как бы между классикой и романтикой. Но деление это безнадежно устарело. И более всего устарело в применении к Бетховену, одному из самых гениальных композиторов в истории, многими сочинениями опередившему свое время. 32 фортепьянных сонаты Бетховена – одна из кульминаций творчества Бетховена и высочайшие вершины фортепьянной музыки. Вначале Рубина сыграет сонату, известную под именем «Лунной». Истинное название сочинения – соната для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2,Quasifantasia. Она написана в 1800 – 1801 годах. «Лунной» первую часть сонаты (более, чем популярную) назвал критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, спустя 5 лет после смерти автора, сравнив ее с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». Бетховен же посвятил сонату 18-летней Джульетте Гвиччарди, которой в 1801 году давал уроки и на которой хотел жениться.Гвичарди вышла замуж за композитора Галенберга, что стало одним из поводов знаменитого «Гейлигенштадского завещания».
Сонату №21 до мажор, опус 53, Бетховен сочинял с 1800 по 1804 годы и посвятил ее своему другу и покровителюграфу Фердинанду фон Вальдштейну. Отсюда и подзаголовок сонаты – «Waldstein». В 1805 году соната опубликована под названием «большая соната». А ее второе название, ставшее популярным навсегда – «Аврора», ибо характеризует пасторальную тему сочинения. Время написания сонаты относится к периоду прогрессирования болезни слуха Бетховена, композитор старается избегать общества людей и всё чаще обращается к природе, приносящей желанный отдых. Эту сонату можно считать наброском к «Пасторальной», 6-й симфонии Бетховена.
Вся музыка, объявленная в предстоящем концерте, принадлежит к золотому фонду фортепьянного репертуара. Тем интереснее послушать новые интерпретации любимых сочинений. Концерт состоится в иерусалимском зале «Гармония» (ул. Гилель, 27) 24 октября, в четверг. Начало концерта в 20.00. Билеты продаются здесь и в кассе зала перед концертом .
Владимир Мак. Фото – © Алексей Рубин – предоставлено автором статьи.