Верхнее фото: LOS ANGELES, CA. OCT. 28, 2017. LA Opera presents Jean Cocteau’s 1946 cinematic masterpiece “La Belle et la Bête”. Recast with a soundtrack by Philip Glass, replacing the film’s original music and dialogue with a classical opera, performed by the Philip Glass Ensemble conducted by Michael Riesman with singers Hai-Ting Chinn as La Belle, Gregory Purnhagen as La Bête, Marie Mascari and Peter Stewart in multiple roles synchronized with the actors in the film. (Photo Credit: Lawrence K. Ho)
В октябре 2018 года в Оперном театре Тель-Авива Philip Glass Ensemble и четыре солиста представят камерную «оперу для оркестра и кинофильма» великого американского композитора-минималиста Филипа Гласса – «Красавица и чудовище», написанную им как музыкальный парафраз известнейшего одноименного фильма Жана Кокто с Жаном Маре в главной роли.
Даже если вы не знаете имени Филипа Гласса, вы, несомненно, слышали его музыку в фильмах «Фантастическая четверка», «Мечта Кассандры», «Иллюзионист», «Забирая жизни», «Тайное окно», «Часы», «Шоу Трумена», «Кундун», а также «Елена» и «Левиафан» Андрея Звягинцева. Музыка Гласса очень популярна, и не только потому, что идеально подходит для киноиндустрии – он написал саундтреки более чем к 50 фильмам, за три из них номинировался на «Оскар».
Про Гласса говорят, что он «разрушил музыку». И что, наоборот, вернул академическому жанру актуальность. Что в его произведениях проглядывает нечто мистическое. Что, слушая его вещи, можно напрочь утратить чувство времени и не заметить, как пролетят несколько часов. И даже само слово «минимализм» в первый раз было применено именно к музыке Гласса, а только потом уже стало означать революционное музыкальное течение. Американский минимализм смыкается со многими музыкальными направлениями массовой культуры – от эмбиент до пост-рока, а Гласс, написавший две симфонии на темы Дэвида Боуи и Брайана Ино, работавший с Миком Джаггером, Леонардо Коэном, Aphex Twin, умеет преодолевать условность стилевых границ.
В автобиографии этот крупнейший американский композитор-минималист уделяет особое внимание кино. Гласс вспоминает, как он – сын еврейских эмигрантов из Литвы – в 1940-е, будучи еще ребенком и живя в Балтиморе, каждую субботу непременно отправлялся в кинотеатр и смотрел подряд два художественных фильма, анонсы и кинохронику. Позже, в 1950-е, будучи студентом, Гласс открыл для себя кинотеатр в чикагском Гайд-парке, который специализировался на европейских фильмах с субтитрами. Некоторые из них – ленты Жана Кокто «Орфей», «Красавица и чудовище» и «Трудные дети» – так сильно запали ему в душу, что спустя десятилетия, в 1990-е, композитор, стремясь заново изобрести синхронизацию изображения и музыки в кино, выбрал именно их для своих экспериментов.
В Чикагском университете Гласс изучал математику и философию, а профессионально заниматься музыкой начал позже в Джульярдской школе в Нью-Йорке. В 1964 году он уехал в Париж к Наде Буланже, воспитавшей множество музыкантов-авангардистов. Но больше, чем музыка Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена, его привлекали фильмы Годара, пьесы Беккета и сама атмосфера богемного города. Здесь он познакомился с Рави Шанкаром, с которым работал над музыкой к фильму «Чаппакуа», а больше 20 лет спустя записал альбом Passages.
Киноиндустрия принесла Глассу большой успех, в том числе коммерческий. Однако, славу он обрел раньше, после премьеры своей первой оперы с экстравагантным названием «Эйнштейн на пляже». Спектакль в постановке знаменитого Роберта Уилсона, при непосредственном участии которого рождалась опера, был показан в 1976 году на фестивале в Авиньоне и стал знаковым событием для оперной истории. На сегодняшний день, Филип Гласс – автор двадцати восьми опер и прочно удерживает позицию самого исполняемого оперного композитора XX века. После «Эйнштейна на пляже» еще не раз обращался к теме личности, перевернувшей ход истории, и написал оперы о Христофоре Колумбе, Иоганне Кеплере, Галилео Галилее и даже Уолте Диснее. А в 1990-е годы Гласс создал оперный триптих, посвященный Жану Кокто и основанный на его прозе и фильмах: «Орфей», «Красавица и чудовище» – «La Belle et la Bête» и «Ужасные дети» – «Les Enfants Terribles».
Напомним, что «Красавица и чудовище» – волшебная сказка, известная в нескольких вариантах, наиболее распространенный из которых был опубликован Жанной-Мари Лепренс де Бомон в 1757 году и по сей день традиционно публикуется в приложениях к «Сказкам матушки Гусыни».
Взяв за основу фильм Жана Кокто 1946 года «Красавица и чудовище» – один из наиболее отточенных образцов кинематографа середины XX века – с Жаном Маре сразу в трех ролях, Филип Гласс продемонстрировал новый жанр, названный им «опера для оркестра и кинофильма». Филип Гласс не только написал музыку, но создал постановку для сцены и киноэкрана, написав вместо диалогов партии для четырёх исполнителей.
Перед экраном, где без звуковой дорожки демонстрируется фильм, располагается небольшой оркестр и певцы, исполняющие свои партии синхронно с речью актеров на экране. По сути, экран играет роль декораций, расписного задника сцены – расписанного движущими картинами, все же остальное – опера, как она есть, хотя сам Гласс называет свою «Красавицу и чудовище» камерной оперой. На авансцене располагается полукругом Philip Glass Ensemble, которым дирижирует бессменный Майкл Ризман. Ансамбль состоит из трех исполнителей на деревянных духовых инструментах, перкуссиониста, клавишников и звукооператора. Между ними расположены микрофоны, перед которыми стоят меццо-сопрано (Красавица), баритон (Чудовище, принц), сопрано (Фелиция, Аделаида) и бас (Отец, Людовик и Ростовщик). На сцене царит световой хаос, который, впрочем, не мешает видеть изображение. Чтобы подчеркнуть драматические эффекты сценария Кокто, Гласс прибегнул к большему разнообразию музыкальных и вокальных средств, нежели те, которое обычно отличают его минималистские творения: в некоторых местах он вводит фрагменты оригинальной звуковой дорожки. Впервые опера была показана в 1995 году на Festival de Gibellina на Сицилии, позже – после американской премьеры в Бруклинской музыкальной академии – представлена во всем мире – и впервые привозится в Израиль. Редчайший шанс для поклонников жанра и фанатов Филипа Гласса – такое может не повториться. А если повториться – то это будет еще большее удовольствие. Но пока что не пропустите эту встречу с прекрасными музыкой, идеей, фильмом и оперой.
****
В Израиле «Красавица и чудовище» – опера для оркестра и кинофильма Филипа Гласса будет представлена с 11 по 13 октября 2018 года в Оперном театре Тель-Авива.
Philip Glass Ensemble: Лиза Белауа (клавишные), Дэйвид Кроулл (деревянные духовые), Дэн Драйден (звукооператор), Джон Гибсон (деревянные духовые), Микк Росси (перкуссия), Эндрю Стерман (деревянные духовые)
Дирижер и клавишные – Майкл Ризман
Солисты:
Меццо-сопрано Хай-Тинг Чин (Красавица)
Сопрано Мари Маскари (Фелиция, Аделаида)
Баритон Грегори Пурнхаген (Чудовище, Принц)
Баритон Питер Стюарт (Отец, Людовик и Ростовщик)
Четверг, 11 октября, 20:00
Пятница, 12 октября, 13:00
Суббота, 13 октября, 21:00
Заказ билетов: https://bestbravo.co.il/announce/60549
Линк на видео: https://vimeo.com/81029424
Текст: Маша Хинич. Фото: © Larry Ho. Фотографии предоставлены организаторами гастролей. Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting