30 танцовщиков Израильского балета в сказочном фантастическом представлении: феи, принцы, эльфы и старая-старая история о красоте внешней и внутренней, о моральных ценностях и древних мифах. «Красавица и чудовище» на музыку Бизе, Дебюсси и Сен-Санса в хореографии канадо-британского балетмейстера Дэйвида Никсона и с декорациями Саши Лисянского будет представлена в дни Хануки, с 14 по 20 декабря.
Профессиональное исполнение, прекрасные солисты, ясная хореография – и, конечно, стоит напомнить, что балет «Красавица и чудовище» Израильского балета, показанный всего несколько раз в 2013-м году, поставлен хореографом Дэйвидом Никсоном именно в классическом ключе, хотя новшеств в нем немало. Вместо привычного Чайковского звучит музыка французских композиторов – Пуленка, Сен-Санса, Дебюсси. Костюмы – подчеркнуто театральны, как и оформление сцены, изначально придуманное дизайнером Дунканом Хейлером, работавший с Дэйвидом Никсоном еще над балетом «Сон в летнюю ночь» в 2003 году. Никсон и Хейлер создали на сцене волшебную атмосферу – так, чтобы она соответствовала оригинальным костюмам, разработанным Никсоном. Хейлер придумал выразительный волшебный мир вне времени, полные символики декорации, сказочные замки, соответствующие образам персонажей. Декорации меняются в соответствии с драматическим развитием сюжета – так же, как и музыкальное сопровождение этого балета, сочетающее несколько классических произведений.
Сказку Шарля Перро «Красавицу и чудовище» в детстве читали все, так же как и «Аленький цветочек» – единственную историю Сергея Аксакова, опубликованную 150 лет назад. С той поры она не перестает волновать, потому что талант милосердия и самоотверженной любви не стареет. Сюжет «Аленького цветочка» – «Красавицы и чудовища» – претворялся неисчислимое количество раз на сцене театральной и балетной, позже в кино – художественном и анимационном. В Европе и в США не раз пересказывали этот сюжет и в мюзиклах. И каждый раз бесхитростность и доброта этой сказки заново привлекают внимание.
Свою версию балета предлагает вместе с труппой «Израильский балет» канадо-британский хореограф Дэйвид Никсон, руководящий в настоящее время труппой «Northern Ballet» в городе Лидсе в Англии. Никсон использует для своей постановки, сочиненной им для «Northern Ballet» в 2012-м году, музыку Бизе, Сен-Санса, Пуленка, Глазунова и Дебюсси и создает на сцене сказочный мир, сотканный из танца, необычных декорацийи роскошных костюмов. Мир, населенный не только знакомыми героями, мир не только прекрасной девушки и заколдованного принца, но и волшебных духов и мифологических существ.
Шарь Перро и Аксаков были далеко не первыми, разработавшими сюжет о чудище и прекрасной девушке, попавшей во дворец принца, заколдованного в наказание за заносчивость. Во втором веке нашей эры Апулей написал сказку об Амуре и Психее и, как считают литературоведы, это произведение стало прототипом «Аленького цветочка» и всех остальных сказок на сюжет «Красавицы и чудовища». Впервые сказка, схожая с «Красавицей и чудовищем», попала в сборник итальянского писателя Джованни Франческо Страпаролы в 1553 году. Более близкие к нам версии сюжеты идут из 18 века – от сказки французской писательницы Габриэллы Сюзан Барбо – и вплоть до 1991 года, когда на экраны вышел знаменитый диснеевский мультфильм. Комическая опера-балет на этот сюжет была поставлена во Франции еще в 1771 году – эта сказка действительна вечна.
Этот сюжет не раз использовался именно французскими писателями и композиторами, и поэтому Никсон решил использовать сочинения французских композиторов. Все музыкальные произведения, сопровождающие постановку Никсона, написаны между 1870 и 1938 годами: «Танец смерти» Сен-Санса, концерт Пуленка для органа, известнейшее произведение Клода Дебюсси «Лунный свет» и отрывки из фортепьянных пьес Бизе и Дебюсси. Без «русского следа» не обошлось: Дэйвид Никсон использовал отрывки из «Времен года» Александра Глазунова – произведения, на музыку которого в свое время поставил одноактный балет Мариус Петипа.
Хореографическая манера Дэйвида Никсона – традиционна, в чем-то консервативна. Лексика Мариуса Петипа выучена наизусть, но, в то же время, это – современная балетная сказка в стиле фэнтези, с роскошными костюмами, придуманными самим Никсоном, включившим в дизайн костюмов элементы высокой моды от Живанши и Кристиана Диора, детали экстравагантной роскоши и особого стиля. Тема «Красавицы и чудовища» в принципе близка по духу любому хореографу. Дэйвид Никсон добавляет к своей постановке стиль английской хореодрамы с верой в многоактный балет и литературную основу. «Когда мне представилась возможность для создания своего балета, я знал, что хочу рассказать историю, с которой люди могли бы отождествить себя. «Красавица и чудовище» – одна из самых известных сказок, когда-либо сочиненных. История о милой и смелой девочке, полюбившей чудовище, рассказывалась на разный лад в течение нескольких веков. Прочтение ряда версий заставило меня задуматься о концепции красоты: действительно ли она скрыта внутри нас или видна снаружи?» У Никсона присутствуют также обязательное новаторство и свежий взгляд – но точно в той пропорции, чтобы превратить эту версию «Красавицы и чудовища» в волшебное семейное сказочное зрелище с участием 30 танцовщиков Израильского балета.
Израильский балет. «Красавица и чудовище». Солисты: Амит Ярдени, Виктория Дородны, Людвиг Исперян, Владимир Дорохин, Рина Пински и Кристиан Манна.
Даты представлений:
Иерусалим – 14/12/2017, «Театрон Иерушалим», зал «Шеровер» – 11:30, 17:00
Нетания – 15/12/2017, «Гейхал ха-Тарбут», 11:00
Герцлия – 16/12/2017, Центр сценических искусств, – 11:00, 17:00
Хайфа – 17/12/2017, «Аудиториум – 12:00, 17:00
Нес-Ционa – 18/12/2017, «Гейхал ха-Тарбут» – 11:00
Тель-Авив – 19/12/2017, Центр сценических искусств – Оперный театр – 11:30, 17:00
Тель-Авив – 20/12/2017, Центр сценических искусств – Оперный театр – 11:00, 14:00, 17:00.
Линк на видео:
Заказа билетов – здесь. Дополнительная информация на сайте www.iballet.co.il.
Фото Билла Купера предоставлено пресс-отделом «Израильского балета