Инна Шейхатович. Фото © Миши Сапожникова
Вечер был холодный, злой и зимний. Как никакая другая погода созвучный настроению спектакля, который режиссер Миша Кайт назвал «Дом без света». Новая театральная работа интересного, ни на кого не похожего по художественному почерку режиссера основана на пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец».
Мы вошли в зал, что на улице Тель-Гиборим в Тель-Авиве, в странном здании, с переходами, балюстрадами, наглухо закрытыми стальными дверями складов. Зал называется «Театрон-Ханут». По сути, мы вошли в дом Аманды, соломенной вдовы с двумя взрослыми детьми. Дом похож на сияющий кристалл; это даже не дом, а пространство для существования двух стихий – мечты и грубой реальности. Тут два этих полюса и сойдутся. И мечта разлетится на мелкие осколки.
Все участники истории живут и в мечте, и в суровом, холодном, лишенном романтики, приятных сюрпризов и тепла мире. Аманда, глубоко верующая, экзальтированная, произносит патетические глупости, питается и питает детей полувымыслами-полуправдами о грандиозной прежней жизни, о былых поклонниках, об ускользнувшем богатстве, о том, что несчастной дочери-калеке улыбнется удача. Режиссер удалил акценты, связанные с тем, что Аманда южанка, и в ее психологии есть особый мотив рабовладелицы, хозяйки… В этой роли предстает Маша Мушкатина. Она тотально и оглушительно театральна. Гибкая, музыкальная, танцующая на грани нервного срыва. Острая, как сухой скрипичный пассаж. Жалкая и гордая. Сломленная, приговоренная…
Том – Владик Пейсахович. Теннесси Уильямс в этой пьесе высказал свои сожаления, покаялся в грехах (он написал словами роли Тома свой автопортрет). Том убегает в кино, прикладывается к фляге, мечтает, чтобы его жизнь наполнилась событиями, приключениями, пришли успех и деньги. Если бы он остался в доме, то никакая удача к нему бы не пришла. И он уходит. Тем самым приговорив мать и сестру к трагедии. Автор, режиссер и актер не оправдывают его, да Том и не нуждается в оправдании. Он ушел, чтобы разбить паутину, сплетенную из химерических кристаллов и лучей безжизненной мечты. Иначе он не мог поступить. Иначе и он бы погиб…
Его сестра Лора, хромая, застенчивая, одинокая. Ее играет Елена Кохоновер. Она отогревается у стеклышек своей хрупкой коллекции, и только там, в холодном неживом мерцании, обретает призрачное равновесие, ускользающее тепло. Корка хлеба, хлеб насущный, о котором говорит Аманда, который так трудно получить, на борьбу за который уходит вся жизнь – это реальность. Одиночество – реальность. Не сложившиеся личные судьбы, болезни и физические изъяны, – все это приметы реальности. И изменить ее персонажам пьесы не дано, несмотря на стоны-проповеди психологов о том, что все в человеческих руках, надо только захотеть по-настоящему…
Трагичны попытки Аманды найти хорошего, непьющего, стабильно зарабатывающего жениха для дочери. Трагичны изломанные монологи и пляски Аманды. Печальна сцена, в которой Лора беседует с коллегой брата, единственным визитером, вошедшим в дом. Беззащитно, доверительно, очень трогательно актриса проводит сцену. Синие лучи, таинственные, безжизненные, окружают сюжет. Рыдание сольной скрипичной партиты вгрызается в мозг, в текст. Потом нагрянет танго Пьяццоллы – и напряжение чуть спадет, чтобы финальной горькой нотой безнадежности завершить наш визит в грустный дом.
Аманда заболеет неизлечимой болезнью. Лора покончит с собой. Том вырвется; он вырвался – но голгофа мук совести осталась с ним навсегда…
Дом как метафора, как знак судьбы, отмеченной поражением всех фигурантов, очень важен в спектакле. Дом без света. Дом, который рассмотрел режиссер Миша Кайт.
Вы можете на все эти рассуждения ответить так: нельзя падать духом, надо бороться и верить. Да, согласна. А когда нет сил ни на то, ни на другое? Стена не всегда поддается, ключи не всегда находятся. Может, сила и мудрость человека иногда заключаются в умении понять и принять этот факт…
В ночи, которая нас приняла после спектакля, было почти морозно. Над городом шли тяжелые облака, как в старом фильме Энтони Харви «Стеклянный зверинец». Как в мыслях тех, кто дает себе труд мыслить. Без клише и границ.
https://www.facebook.com/multiculturaltheatreproject