Верхняя иллюстрация: Rotem Amizur. Acrylic on canvas mounted on wood. 22X30cm
«Кубик Рубика» – так называется выставка картин художницы Ротем Амицур в галерее «Ротшлиьд». Какое точное название! Как будто Ротем действительно (а может действительно действительно?) вертела в руках кубика Рубика (венгерский кубик, как говорят на иврите), всматриваясь в сочетание разноцветных квадратиков на его гранях, выбирала краски и образы, переводя их в реальность с помощью коллажей и акрилика. Поворот, щелчок – и новая задумка, новый образ, новые линии, формы, цвета, краски – и так 63 раза, потому как на выставке «Кубик Рубика» – уже понятно? – 63 картины, в основном сделанных (не только нарисованных, но именно сделанных, потому как коллажи превалируют) в прошлом году. Эти картины – отражение сфер интересов и исследований Амицур, различных источников из которых возникла ее студийная практика, ее живописное мировоззрение. Техника коллажа Амицур пришла из изучения живописи разных эпох – от итальянского Возрождения до Вермеера.
А еще был случай – без случая, как известно, не бывает великих открытий: как рассказывает Ротем Амицур, родившаяся в Нью-Йорке в 1988 году, приехавшая в 12-летнем возрасте в Израиль, закончившая школу искусств «Тельма Елин» в Тель-Авиве, а в 2014 году переехавшая в Хайфу после того, как четыре года проучилась в студии Исраэля Хершберга в Иерусалиме. Случайно она как-то и где-то увидела старую фотографию французского художника и скульптура Жоржа Брака у мольберта, на котором стояла недописанная картина. Перед мольбертом стояли семь банок с заранее смешанной краски. Брак заранее готовил краски – подбирал цвет, добриваясь идеального баланса, создавая четкие рамки гармонических цветовых отношений, что и навело Ротем Амицур на мысли о новом способе работы.
Брак создавал картины в заранее определенных им правилах игры; Амицур же начала разрабатывать свои правила, свою игру – технику коллажа, заранее раскрашивая бумагу, из которой потом она выбирает то, что ей нужно в данный момент; то, что приглянулось – как сладости в кондитерской, по ее же словам.
Ротем Амицур заметила в своих исследованиях, что художники прошлого использовали прозрачные слои краски с противоположными цветовыми гаммами, и поэтому она также покрывает каждый лист бумаги двумя слоями краски – теплым и холодным, в результате чего получается сложный, насыщенный воздухом цвет. Этап окраски бумаги часто занимает несколько недель.
В своей живописной игре Ротем Амицур ограничивает себя количеством слоев и цветов бумаги для каждого коллажа. Еще одно ее правило – никогда не красить новый лист, уже начав работать над коллажем: она должна использовать только предварительно окрашенную бумагу. Это часто приводит к тому, что нужно решить живописную головоломку, к тому, чем заменить определенный цвет. И это снова игра – ведь можно менять коллаж десятки раз, создавая несколько слоев, которые скрывают «альтернативные реальности» под окончательной поверхностью.
«Игра окончена, когда картина существует без меня. Когда все слои наклеены, наступает эндшпиль, этап созерцания путешествия, когда я вспоминаю все приключения с красками и бумагой. Когда мы чем-то ограничены, то находим удивительные решения, которые не смогли бы найти, будь нам доступны все варианты. Мой рабочий процесс начинается с раскрашивания бумаги в студии в разные цвета, не зная еще, что я буду из нее делать. Когда я начинаю собирать новый коллаж, то выбираю бумагу 3-6 цветов, которые обрисовывают ситуацию, которую я представляю в своем воображении. В коллаже цвет и форма создаются одновременно: каждый цвет является формой, и каждая форма является цветом. В коллаже все связано и неотделимо друг от друга» – говорит Ротем Амицур.
При всем этом в работах Ротем Амицур можно увидеть явные цитаты и отсылки к творчеству Матисса, Франка Ауэрбаха, Тициана, Пьеро делла Франческа и других. И в еще этих картинах явно передано удовольствие, удивление и изумление от того, что мир может предложить художнику и какой мир – хаотичный и гармоничный – предлагает увидеть Ротем Амицур. Мир, в который сначала приходит цвет, а потом создается композиция. Зоны цвета и кропотливо собранные из резаной бумаги сложные, эмоциональные, искренние, энергические слои пейзажей, домов, интерьеров, портретов, натюрмортов на стыке фигуративной живописи и концептуального искусства, живописное хайку.
https://www.facebook.com/rothschild.fineart/
https://www.facebook.com/rotemamizurpainting/
https://rotemamizur.com/
http://www.rgfineart.com/artist.asp?artistId=830
Выставка Ротем Амицур “Кубик Рубика” в галерее “Ротшильд” продлится до 3 апреля 2021 года.
Адрес галереи: Тель-Авив, ул. Иегуда Халеви, 48.
Маша Хинич. Все иллюстрации предоставлены галереей “Ротшильд”.