На верхнем фото: Юлия Манусевич (слева) и Ирина Солнцева (справа). Фотограф © Евгения Жуланова
На этой неделе, с 7 по 10 июля, во французском Бордо пройдет международная художественная выставка-ярмарка BAD // Bordeaux + Art + Design, в ней примет участие галерея «КультПроект. Израиль». Галерея «КультПроект» уже 14 лет существует в Москве, а теперь, когда архитектор и галерист Юлия Манусевич, одна из двух основательниц и кураторов галереи переехала несколько месяцев назад в Израиль, Юлия зарегистрировала здесь израильский филиал своего детища, созданного вместе с Ириной Солнцевой, а в Бордо станет единственным представителем нашей страны на этом престижном форуме. Израильскому представителю, кстати, по словам Манусевич, очень обрадовались устроители выставки, и «ждут нас с большим нетерпением».
Юлия Манусевич накануне поездки – специально для сайта israelcuture.info:
– Какие задачи ставила перед собой с самого начала московская галерея «КультПроект»?
Ю.М.: Мы вместе с Ирой Солнцевой основали нашу галерею в 2008-м, год был довольно сложный, уже начинался кризис. Но мы открывались блестящими именами, с нами с самого начала сотрудничал, к примеру, такой художник, как Юрий Купер, который даже сделал специально для нас проект, связанный с премьерой его оперы «Кармен» в Ростове-на-Дону, к нам приезжали люди из театра, мы ездили в театр, так что это сразу вылилось в большое событие. С самого начала мы говорили, что нас очень интересуют различного рода междисциплинарные связи – и театр, и архитектура, и литература.
Первой фигурой такого полифонического склада у нас после Купера был Тонино Гуэрра, великий итальянский сценарист, поэт, художник, с ним мы сделали даже два проекта. Потом был Борис Мессерер, сценограф, архитектор и художник. У нас читал лекции Юрий Норштейн, выступал Резо Габриадзе, с которым нас связывали самые нежные отношения, и Белла Ахмадулина у нас читала стихи, то есть это был совершенный фейерверк личностей и имен… Среди разных направлений мы сразу выделили работу с таким уникальным жанром, как «книга художника», и он позволил нам сделать целый ряд проектов в сотрудничестве с музеями – у нас был прекрасный этап, когда мы работали с музеем Маяковского, и с литературным музеем в Трубниках, музеем Бахрушина, затем в Санкт-Петербурге сделали огромную выставку, посвященную 200-летию Лермонтова, и это не были назидательные, академические выставки, наоборот, мы превращали наши выставки в тотальные инсталляции. Совместно с Музеем Москвы у нас был огромный проект «Красные крылья конструктивизма», когда мы искали истоки формообразования современного искусства, заглядывая в прошлое. Отличало наши проекты также то, что мы не брали готовый продукт. Мы сами придумываем тему, ищем единомышленников, находим тот круг художников, который резонирует к этой теме, и они могут сосуществовать экспозиционно – и все вместе мы создаем такие сложные проекты, которые включают инсталляции, объекты, мультимедийные элементы. При этом мы пытаемся не просто людей объединить, а чтобы они еще и поддержали друг друга, каждый усилил бы высказывание своего коллеги по экспозиции.
– Из того, что вы рассказываете, я делаю вывод, что роль куратора в такой выставке-проекте, его удельный вес во всем суммарном творческом процессе, гораздо больше того, что обычно эта роль предполагает, он практически полноценный соучастник, творец, как и художник, это так?
– Всегда, конечно, очень приятно слышать, когда о нашей галерее говорят, как о проекте умном и интеллектуальном. Такую репутацию нам удалось создать в среде художников, и они действительно высоко оценивают нашу кураторскую работу, и не только художники – нас номинировали на очень престижную премию Кандинского, и на премию Moscow Urban Forum, где обсуждались проблемы мегаполиса и кризиса, существующего сегодня в мегаполисе, и на премию Курехина (SERGEY KURYOKHIN CONTEMPORARY ART AWARD). А номинация на такие премии, я думаю, это, конечно, оценка коллег, профессиональный приз, подарок. Поэтому мы так стремимся выступать на различных площадках, даже если у проекта нет никакого коммерческого посыла, это нас совершенно никогда не смущало, потому что у нас очень много художников абсолютно музейного уровня, они находятся в коллекциях музеев не только российских, это может быть и Русский музей, и Третьяковка, но и уважаемых музеев по всему миру. То есть нас интересует прежде всего качество, интеллектуальная составляющая и пересечение разных художественных способов мыслить и изъясняться.
И последнее, то, что для нас очень важно – мы стараемся как можно больше участвовать в международных ярмарках. Это всегда возможность показать и страну, и лицо своей галереи, и, хотя у ярмарок практически всегда есть коммерческая подоплека, для нас более важно пространство контакта. Мы принимали участие в разных ярмарках в последние годы – в Нью-Йорке, Базеле, Майами, Сан-Франциско, для нас очень важно и профессиональное общение, но мы также очень любим наблюдать, как реагирует публика, а реагирует она по-разному. Например, в Швейцарии нам попадалось много интеллектуалов, а в Америке очень много восторженных любителей искусства, интересно наблюдать, как публика «резонирует», что ей нравится, что ей не нравится. Ярмарка – это интересная жизнь. Сейчас вот мы едем в Бордо, и, наблюдая за теми шагами, которые делают организаторы ярмарки, я вижу, как профессионально они ее готовят. Они позволят большому кругу коллекционеров увидеть стенды «он-лайн», даже тем, у кого не будет возможности присутствовать на ярмарке лично.
– Это первая ярмарка, которая организуется во французском Бордо, а вы, то есть галерея «КультПроект», причем уже «КультПроект Израиль» принимаете в ней участие, как единственный представитель нашей страны. То есть, вы уже официально зарегистрировали свой проект в Израиле, в связи с чем возникает вопрос – насколько все то, что вы рассказали о своем московском опыте, может быть перенесено на израильскую почву, с учетом времени и места?
– Я много думала об этом. Конечно, нужно очень хорошо понимать местные реалии, и у меня еще, по-видимому, недостаточный круг знакомых среди коренных израильских художников. Я знаю очень многих художников, кто в разное время приехал в Израиль из России, а в последнее время я наблюдаю также процессы миграции художников, когда они живут то в одной, то в другой стране.
Я бы хотела начать делать здесь (когда-то, не сейчас), большие проекты, которые бы меня по-настоящему волновали в контексте страны. Всегда на Венецианском Биеннале я с восторгом ходила в израильский павильон, поскольку это всегда было не просто художественное событие – там обязательно была заявлена какая-то яркая тема. И я понимаю, что это страна, в которой всегда очень много острых тем, мы можем обсуждать и воду, и землю, и экологию, и мультикультурное пространство, и вот такого уровня проект, когда люди объединяются в такого рода высказываниях, очень меня интересует. Пока у меня нет таких возможностей, я рассматриваю площадку в Бордо как заявку о том, что вот теперь существует такой «КультПроект-Израиль».
Я бы хотела начать с коллабораций, и надеюсь, что найду единомышленников, и устроить несколько выставок из нашей коллекции, которые связаны с книгой. Снова – не на коммерческой, а в первую очередь на интеллектуальной основе, к примеру, книга художника, которых у нас немало в коллекции – показать их людям, рассказать, что это за жанр, какие он претерпевал изменения со временем. С одной стороны просветительское, с другой – высокоинтеллектуальное художественное событие, небольшой проект, локальный, негромкий, но мне кажется, в таких проектах сейчас очень много души, сердца, эмоций, и мне делать нечто такое было бы сегодня очень интересно. Имея ввиду, что, возможно когда-нибудь у нас появятся соратники, которые бы захотели подумать над общими для нас темами, а такие темы неизбежно будут возникать. Я бы хотела, например, исследовать процесс, как человек только входит в другую культуру, другие отношения, пытается понять их природу и поддерживать мультикультурность. В Бордо, например, мы везем работы двух российских и двух израильских художников (они также российского происхождения, но приехали очень давно и абсолютно интегрированы). Мне бы хотелось в галерее создавать пространство диалога, в первую очередь имея ввиду объединение вокруг гуманистических ценностей, это звучит пафосно, но мы всегда в нашей работе искали темы, которые имели общекультурное значение. И в этих исследованиях – времени, природы человеческих отношений, их различных состояний – в этом направлении и хочется, чтоб развивалась галерея «КультПроект. Израиль», не превращаясь в пространство коммерции, в магазин-галерею, а сохраняя свое лицо, свою особенность тематического подхода, то, что лично интересно нам, то, что ты можешь обсуждать с кругом важных тебе людей, и именно на этой почве создавать новые проекты. Мне кажется, это было бы ценно.
– Мы еще поговорим обязательно, когда эта ярмарка в Бордо завершится. Очень интересно будет узнать о ваших впечатлениях, как единственного израильского участника. Два слова расскажите, пожалуйста, о себе, владелицах и кураторах галереи, потому что, несомненно, ваше архитектурное образование и занятия архитектурой и исследованием городской среды заметно влияет и на направление галерейной деятельности
– Во-первых, нас двое – мы с Ириной Солнцевой вместе с самого начала, уже 14 лет, и мы абсолютные единомышленники, хотя у нас совершенно разные образования. Я – архитектор, много лет преподаю в МАРХИ, то есть занимаюсь и наукой, пишу учебники, статьи, участвую в конференциях. Когда-то занималась и практической деятельностью, очень увлечена идеями города, среды, всем, что связано с урбанистикой, это моя страсть. Ира – выпускница первого курса арт-менеджмента в МГУ имени Ломоносова. Ира является, на мой взгляд, человеком безупречным, таких людей очень мало нас окружает – с безупречным вкусом, олицетворением мощной энергии. Она – объединяющая положительная сила.
– И о художниках. Почему выбор ваш пал на этих четырех?
– У нас сложился образ некоего мини-проекта, посвященного натюрморту. Но не с точки зрения классического подхода, а чтобы это был угол зрения разных, самостоятельных и независимых друг от друга художников, но при этом их что-то объединяло. Например, у Евгения Зарембы это процесс формообразования, практически метафизический. Анна Хайят и Слава Пирский – авторы очень интересных фотографий, мне очень понравилось, как они работают с материалом…
– Почти на грани графики…
– Фотоискусство, конечно, это отдельная история. Эти ребята работают очень интересно технически с материалом – с широкоформатными поляроидными пленками, которые практически исчезли, и самое главное – как они видят предмет, а видят они его масштабно, крупно, то есть на твоей ладони это может быть крошечная вещь, а, когда смотришь на фотографию, ты даже не понимаешь – что это за космический предмет?!Четвертая художница, Татьяна Ян, родом из Москвы, но сейчас подолгу живет в Италии, и в ее работах видно, насколько она любит Италию, ее работы в основном посвящены теме памяти, она все время углубляется куда-то в античность, и тоже рассматривает природу натюрморта, которая заключена чуть ли не в помпейских фресках, но она ее оттуда извлекает и переносит в день сегодняшний, очень интересная у нее фрагментация изображения, работа с масштабом.
Мне будет очень интересно – в голове-то они у меня уже объединены, а теперь очень увлекательно будет придумать, как мы сможем показать это на стенде ярмарки, для нас это такой личный эксперимент, насколько удачно мы сможем это в целом представить. Не то, что каждый художник там будет абсолютно отдельно, а, может, мы возьмем даже и в одном месте покажем их всех вместе, по одной работе – вот отсюда этот вихрь идей, и у каждого он движется в своем направлении. Вот предмет, как он превращается в объект рассмотрения, как этот объект начинает существовать, и как человек начинает его воспринимать, как что-то еще непознанное, но уже возникшее, но существующее так, как ты раньше никогда на это не смотрел или как то, что ты всегда считал какой-то культурной реминисценцией, памятью, а вдруг это актуализировалось сейчас и здесь. Интересно, конечно, что получится из этого эксперимента.
Фотографии предоставлены художниками, фотография кураторов предоставлена Юлией Манусевич.