Год огненной обезьяны и китайская весна. В переводе на язык балета это означает несколько представлений от монахов Шаолиня и модерн-данс из Гуандуна в Центре «Сузан Далаль» в Тель-Авиве в конце февраля.
Боевые искусства, ставшие танцем, спектаклем, эффектным зрелищем – привлекательны также и еще относительно недавней их экзотичностью и недоступностью. Добраться до горных провинций Китая, чтобы погрузиться в медитацию через кун-фу было непросто, а сейчас каждый может почувствовать себя равным – если не монахам из провинции Хэнань, то тем, кто верит, что через практику единоборств человек может полностью контролировать себя – свой организм и свой дух. И в данном случае, делать это в танце.
Монахи из Шаолиня не первый раз приезжают в Израиль. В этом году – в рамках фестиваля китайской культуры «Весна китайского танца». Напомню, что они уже выступали в Израиле в различных рамках – на балетных фестивалях, в мастер-классах восточных единоборств, на семинар медитаций и практик боевых искусств, а пять лет назад – в потрясающем балетном спектакле «Сутра». «Сутра» в переводе с санскрита – притча, афоризм, лаконичный, но емкий способ выразить религию и философию древней Индии. Именно так – «Сутра» – бельгийский хореограф марокканского происхождения Сиди Ларби Шеркауи назвал свой спектакль, декорации к которому сделал британский скульптор Энтони Гормли, а музыку написал польский композитор Шимон Брошка. А танцевали в нем монахи Шаолиня. Именно в Шаолине, как считается, с 495 года формировалась традиция боевых искусств – поначалу для защиты монастырских угодий от бандитов. Однако уже в16-17 веках монахи Шаолиня превратили боевые искусства в уникальную систему физического и интеллектуального самосовершенствования.
В конце февраля этого – 2016 года – 22 монаха из Шаолиня покажут шоу движения, балет кун-фу, спектакль-медитацию – назовите, как хотите это действо под музыку. Возможно, это некое путешествие, приоткрывающее окно в мир иных возможностей. Путешествие, начинающееся на сцене Центра «Сузан Далаль», благодаря сочетанию полуторотысячелетней традиции, истории, муштры, технике боевых искусств и образу жизни монахов из монастыря Шаолинь на священной для буддистов горе Суншань в провинции Хэнань в Китае. Само это место – Суньшань – считается символом духовности. Ну, а то, что кун-фу из Шаолиня – это развитие культурных и традиционных методов, разработанных на протяжении веков в Шаолине, метод, в котором сочетаются скорость, сила, ловкость, сила и контроль, природные составляющие дзен-буддизма и многовековая мудрость единоборств и культуры кун-фу Шаолиня – это уже знают все. И всё это – повторим еще раз – неожиданно органично сплетается с современной хореографией, философией и поиске смысла жизни на языке танца и с легендой о том, как индийский монах Бодхидхарма приплыл в Китай и, поселившись в буддийском монастыре Шаолинь, научил монахов особой технике медитации в мире, где можно стать Буддой или боевой машиной – так, как повернут завитки судьбы.
Родство между искусством хореографии и боевыми искусствами замечено давно. Потому не удивительно, что там же, в Центре «Сузан Далаль» в рамках «Весны китайского танца» 28, 29 февраля и 1 марта пройдут выступления одного из немногих китайских ансамблей модерн-балета из провинции Гуандун – спектакль «Sumeru». Кстати, Сумеру – также название горы.
Ансамбль Современного Танца Гуандуна (Guangdong Modern Dance Company) даст три представления балета «Sumeru» в котором хореограф Лю Ци исследует те возможности гравитации, энергии и тепла, благодаря которым 15 танцоров группы и создают танец – чистый поток движения, полный эмоций и глубин, в которых зрителям предстоит найти горчичное зернышко. Потому что даже из одного мизерного зернышка может произойти великая гора Сумеру, но не столь просто в огромной горе разглядеть это зернышко горчицы. “Sumeru” – сакральный и мистический спектакль Лю Ци о величии крошечного зерна. Кстати, название «Сумеру» также отходит к индийским сутрам «Поучения Вималакирти» (Vimalakīrti-nirdeśa-sūtra): «В горе Сумеру спрятано горчичное зерно. Горчичное зерно включает в себе гору Сумеру». Лю не следует модным кросс-культурным тенденциям, а концентрируется на неких духовных практиках, прийти к которым можно через движение, тело, создавай новый мир через танец.
Guangdong Modern Dance Company – первая в Китае экспериментальная группа современного танца, возникшая в 1987 году (а в 1991 году в Пекинском хореографическом институте создали кафедру современного танца). Кстати, Лю Ци училась в одной из лучших танцевальных школ в Китае – в академии танца в Пекине, но разработала свой стиль и была некоторое время в немилости у властей, преследовавших свободу творчества. Сейчас же спектакль «Sumeru» – один из многочисленных художественных проектов, субсидируемых Китайским Национальным художественным фондом.
Напомню, что именно для Guangdong Modern Dance Company гениальный хореограф китайского происхождения Шен Вей поставил в Китае в 2000-м году балет «Folding» («Складывание», «Складки»), музыкальным фоном для которого стали тибетские буддийские песнопения и музыка британского композитора Джона Тавенера. До этого «Folding» был первой работой, которую Шен Вей поставил в США, покинув Китай в 1995 году. Именно для ее постановки он и собрал в свое время ныне столь знаменитую труппу «Shen Wei Dance Arts». «Folding» показывался в Израиле два с половиной года назад, так что любители балета могут представить стиль Ансамбля Современного Танца Гуандуна.
Центр “Сузан Далаль”. «Весна китайского танца» 2016
Монахи Шаолиня – 15-20 февраля 2016 года
Guangdong Modern Dance Company. «Sumeru» – 28, 29 февраля и 1 марта 2016 года (спектакль 1 марта – для владельцев абонемента Центра “Сузан Далаль”).
Информация по телефону 03-5105656 или на сайте www.suzannedellal.org.il
Страница в фэйсбуке
https://www.facebook.com/suzannedellalcentre
Заказ билетов в кассе «Браво»:
«Монахи Шаолиня» – http://kassa.bravo.org.il/announce/51250
«Sumeru» – http://kassa.bravo.org.il/announce/Guangdong-Modern-Dance-Sumeru
Маша Хинич. Фотографии предоставлены Центром “Сузан Далаль”