Ретроспектива Ларри Абрамсона в галерее израильского искусства в Кирьят-Тивоне
“С того мгновения, когда я осознал, что невозможно объять реальность во всей ее полноте, я понял, что мне придется обходиться частями, осколками осколков распадающегося целого. Так я начал приносить вещи в студию и смотреть, как они работают вместе. Я стал чем-то вроде библейского разведчика, шатаясь по стране и понимая, что я не могу отразить все целиком. Разведчик не может принести всю страну, поэтому он приносит части, расставляет их и наблюдает за ними».
Ларри Абрамсон
С того мгновения, когда я осознала, какой на картинах Ларри Абрамсона лиловый цвет, я стала собирать его картины в памяти.
Те, кто едут на север смотреть на снег или ручьи – кто там знает, какая погода будет завтра – если уж правительству нет доверия, то заодно и метеорологам достается, заезжайте в Кирьят-Тивон в Галилее. Там, в мемориально-культурном центре Кирьят-Тивоне расположена галерея израильского искусства – достойная достопримечательность для одной из предстоящих северных вылазок, с обновленной программой культурных мероприятий, фильмов, выставок и встреч для всех возрастов. В галерее центра, в которой организуются чередующиеся выставки заметных израильских художников, сейчас проходит персональная ретроспективная выставка Ларри Абрамсона «Подавая им знаки» – работы за четыре десятилетия. Выставка – указатель, подает нам знаки, и, следуя этому знакам-указателям можно проследить визуальное развитие творчества Абрамсона: от немалых размеров картин до рисунков. Включая его знаковые живописные циклы, такие как «1967», «Йехиам» 2008-2009 года – цикл, сделанный по следам одноименного цикла работ Зарицкого (Ларри Абрамсон часто возвращается к прежним сериям и циклам, вновь и вновь препарируя тему), «Цветы Эрец-Исраэль» и другие. Его выставка в Кирьят-Тивоне – возможность увидеть картины, которые он писал с 1980-х годов по настоящее время. Следуя этой выставочной линейке-указателю можно понять особый живописный лексикон Абрамсона, «плавающий» между абстрактным и локальным, между миром живописи и понятиями «здесь» и «сейчас». Абстрактные и образные элементы, чувственные и рациональные, постоянное ощущение напряжения между пространствами равновесия и краха, между покоем и экзистенциальной тревогой. И цвет! Я помню, что когда в первый раз увидела работа Абрамсона (уже ох как давно) меня в них больше всего поразили сиреневые, лиловые и серебряные оттенки. Поражают и сейчас, как и те элементы, к которым Абрамсон постоянно возвращается. Абрамсон – и как педагог и как живописец – оставил свою лиловую печать на общем холсте израильской живописи.
Ларри Абрамсон – один из самых политизированных израильских художников и один из ведущих художников среднего поколения, сейчас смягчился , но лет 20 назад считал, что главной темой искусства должна стать арабская «накба». В равной мере ему не дает покоя «Черный квадрат» Малевича 1915 года и известная фраза Меира Ариэля «В конце каждого предложения, который вы произносите на иврите, сидит араб с наргиллой».
Абрамсон начал заниматься живописью в эпоху расцвета минималистского концептуального искусства 1970-х годов, нео-авангарда. Он – «анти-академический» самоучка, всего лишь один год – 1973-й – проучившийся в колледже искусств в Челси в Лондоне. Несмотря на отсутствие формального образования и благодаря явному таланту и политической активности и «левизне», Абрамсон обласкан истеблишментом: в 1986 году он начал преподавать в «Бецалеле», возглавлял один из факультетов академии искусств с 1992 по 1999 год, а затем стал профессором колледжа «Шенкар».
Свой путь в политике Абрамсон начал раньше, чем в живописи – еще в 1970-м году: 16-летним юношей он подписал знаменитое «письмо выпускников» – «михтав ха-шминистим», обращение к премьер-министру Голде Меир тех, кто отказывался от военной службы по идеологическим причинам. Возможно, как он сам считает, причиной его левизны послужила судьба его семьи. Абрамсон родился в 1954 году в Йоганесбурге в Южной Африке в семье врачей. Его родители организовали общинный медицинский центр для чернокожего населения, за что подвергались преследованиям властей апартеида. Поэтому, когда в 1961-м году отец Ларри Абрамсона получил предложение о работе от Медицинской школы «Хадасса» при Еврейском университете, семья переехала в Израиль и поселилась в Иерусалиме. Идиллия, по его словам, продолжалась шесть лет – до Шестидневной войны 1967 года. Позже поиски справедливости отразились в живописи и образе жизни.
Но «Черный квадрат» супрематизма от 1915 года занимает Абрамсона не меньше израильской политики, реальностей и отражения этих реальностей в жизни и творчестве художника. Вернувшись в Израиль из-за границы, он более десяти лет – с 1975 по 1986-й – проработал в Иерусалимском семинаре печати, расположенном в конце улицы Шивтей Исраэль, почти у стен Старого города, перезнакомившись там со всеми значительными израильскими художниками и курируя множество выставок как в Израиле, так и за границей. Среди тех, кто оказал на него наибольшее влияние, Абрамсон называет Моше Гросса, Авиву Ури, Арье Ароха, Моше Купфермана (похожие линии и сиреново-серые оттенки краски, у Абрамсона есть даже серия «Сны Купфермана») и Йосефа Зарицкого, у которого в начале 1980-х годов была студия в кибуце Цуба возле Иерусалима. Зарицкий часто рисовал древние развалины вблизи кибуца в свойственной ему лирическо-абстрактной манере. Абрамсон же не мог примириться с таким равнодушным отношением к развалинам арабской деревни и создал в середине 1990-х на гребне антогонизма свой известный цикл «Цуба», вызвавший в свое время не мало шума в художественном мире Израиля. На выставке Абрамсона в 2010-м году в Тель-Авивском музее искусств десяткам работам этого цикла – пейзажам, натюрмортам и графике – цветным отпечаткам на старых газетах, был отведен отдельный уютный зал, и спокойные белые стены этого уюта позволяли за политической ангажированностью разглядеть талант Абрамсона и его абстрактную манеру живописи. Не менее хороши его натюрморты: сухие ветки, камни, листья, растения иерусалимских гор (все с двойной тенью) – так тонко вырисованные маслом на холсте, что поверить в то, что это не акварель, а масло, можно лишь проведя пальцем по холсту.
Всего же почти уже 50 лет карьеры и политической эстетики – это сотни работ, начиная с середины 1970-х: графика, абстрактные полотна, натюрморты, циклы-серии, в том числе и те, где Абрамсон возвращается к «Черному квадрату» Малевича, о рамки которого он бьется в поисках справедливости и своей позиции – «Черные квадраты» 1987 года и «Возвращение черного квадрата» 1990-го. Черный квадрат и его повторения в качестве выхода из идеологического тупика часто можно увидеть на работах Абрамсона, хотя его любимые цвета иные – желтый, сиреневый, лиловый, серо-песочный, голубой. Именно крупноформатные полотна, залитые лиловыми пятнами, и нежные серовато-охристые натюрморты производят наибольшее впечатление – так, что забываешь смотреть на все это сквозь призму политической борьбы, а просто любуешься формой, цветом, линией, чистой абстракцией, забыв о критике властей. Хотя сам Абрамсон считает, что его живопись – это медиа, а рисунки – часть средств массовой информации.
Под силу ли искусству изменить реальность? Этот вопрос волнует Ларри Абрамсона и не всегда не волнует зрителей, видящих перед собой просто красивые желто-лиловую переливчатые работы с неуловимо меняющимися тенями, а не политику.
Выставка «Подавая им знаки» Ларри Абрамсона в галерее израильского искусства в Кирьят-Тивон продлится до 9 марта 2022 года.
Маша Хинич. Сайт Галереи израильского искусства в Кирьят-Тивоне – https://tivon-lib.co.il/gallery/#gallery2