Нью-Йорк времени пандемии и недавнего потопа представляет собой смесь увядающей роскоши витрин и вони мусора, утрамбованного в плотные глянцевые пакеты, баррикадами перекрывающие перекрёстки; продвинутых в будущее экологических парков у кромки тёмной воды Гудзона и жирнющей мыши в музейном дворике. Very cute – сказала мне американская леди, единственная, отреагировавшая на не сдавленный никакими условностями вопль. Very cute – это она так про мышь. Я же – в противовес мыши – расскажу про лиможскую эмаль Генри Клэя Фрика – потрясающую часть его столь же потрясающей коллекции.
Собственно The Frick Collection – особняк размером со дворец на Пятой Авеню между 70 и 71-й улицами, возведённый в 1914 году, закрыт до лета 2023 года на ремонт, реставрацию, обновление, реконструкцию, расширение и улучшение инфраструктуры – на всё то, что можно сделать, когда есть время и деньги на уже вызывающие противоречивые отклики капитальную перестройку исторического здания. Пока что собрали 160 миллионов – в американских долларах – но деньги от филантропов продолжают прибывать. А вот у самого Генри Клэя Фрика денег, сделанных им на стали, угле и железных дорогах, было столько, что основную часть своего собрания лиможской эмали он откупил в 1914 году у сына Джорджа П. Моргана, превратив свой личный кабинет в галерею эмали, но сегодня эта эмаль не спрятана в строго элегантные секретеры-витрины, за стеклом которых ничего невозможно рассмотреть, а отлично «подана» на гладких серых стенах «Фрик-Мэдисон» – бывшего здания музея Уитни, бывшего одного из здания Метрополитен-Музея Met’s Breuer, нынешнего временно «Фрика», а позже – никто пока не знает кого и чего.
Ведь знала, читала и обсуждала, что The Frick Collection в прошлом году перенесли из исторического здания на 5-й авеню в здание Met’s Breuer для размещения коллекции на время ремонта. Breuer – по имени венгерского происхождения архитектора Марселя Бройера, спроектировавшего это брутальное здание из бетона и гранита, построенное в 1966 году. Знания не помешали мне обойти три раза в поисках заветной входной двери обнесённый строительными лесами квартал между 70 и 71-й, между Мэдисон и 5-й авеню. На третьем обходе из будки охранника вышел бдительный молодой человек в ярко-желтой защитной каске и отправил рассеянную мадам «По Мэдисон, мэм, и налево – там и найдете». Там и нашла – в бывшем Уитни, бывшем Мете.
Смена здания Бройера последовала аналогичному обмену в 2016 году, когда Метрополитен-Музей приобрел эту бруталистическую глыбу у музея Уитни, который отправился в свой новый дом планировки Ренцо Пиано, рядом с бывшими доками и мясным рынком. А авангардист Ренцо Пиано, как известно, вдохновлялся (да-да – я снова про Эйн-Харод) – зданием музея «Мишкан ле-Оманут» в Эйн-Харод еще когда строил в Париже Центр Помпиду. Временный перенос The Frick Collection в Met’s Breuer позволил не закрывать выставки и библиотеки и, главное, продолжить экспонировать саму коллекцию. Так что попробую все-таки добраться до лиможской эмали в пространстве Фрик-Мэдисон, где живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство из коллекции Генри Клэя Фрика впервые представлены в соответствии с хронологическим и географическим принципами. Ведь сам Фрик все размещал вперемешку – согласно своему вкусу и видению (но все таки под руководством дилера Джозефа Дювена и английского критика Роджера Фрая).
Директор и главный куратор Коллекции Фрика Иен Уордроппер (он же, кстати, соавтор книги о лиможской эмали в Коллекции Фрика) сказал, что модернистская постройка Бройера «обладает яркой индивидуальностью, радикально отличающей ее от пышного особняка Фрика. Мы поняли, что бороться с брутализмом бесполезно – с ним нужно работать.По сути, мы убрали фон старинного особняка и предоставили живописи, скульптуре и декоративно-прикладному искусству возможность говорить самим за себя». И получилось отлично: на фоне гладких серых стен, не скрытые гардинами, светильниками, растениями, завитушками и пышной мебелью мадам Помпадур, экспонаты коллекции Фрика в прямом смысле заиграли новыми красками. Перенесённая в чистое простое геометрическо-кубическое пространство коллекция приобрела совершенно иное измерение; экспонаты потеряли (на время) связь с родным дворцом, но заиграли новыми оттенками.
Как и некоторые другие экспонаты, эмали попали в Коллекцию Фрика из коллекции Джона Пирпонта Моргана. Лондонский музей Виктории и Альберта в 1912 году просил одолжить эти для выставки. В том же году вся коллекция Моргана, первоначально находившаяся в Лондоне, была перевезена в Париж, а затем в Нью-Йорк, где в Метрополитен-Музее готовили выставку коллекции Моргана. Но, увы… Морганскончался в 1913 году, выставка состоялась в 1914-м, когда ее и увидел Генри Фрик. Поскольку Дж. П. Морган завещал свою коллекцию сыну Джеку, тот решил продать ее часть, чтобы найти средства на гигантский налог на наследство. В 1915 году Джек Морган продал все лиможские эмали дилеру Джозефу Дювену, а тот в свою очередь перепродал их трем своим важным клиентам – Рэндольфу Херсту, Чарльзу Тафту и Генри Фрику.
О самом Генри Клэй Фрике – американском промышленнике, коллекционере и филантропе, построившем крупнейшие в мире предприятия по производству кокса и стали – усердно рассказано в сети. Фрик сыграл важную роль в создании Стальной корпорации США в 1901 году, а затем стал ее директором. Он также был директором ряда железных дорог. После своей смерти Фрик завещал 15 миллионов долларов и свой особняк на Пятой авеню Нью-Йорку для основания музея для собранной им за 4 десятилетия коллекции. Среди других Фриковских даров: парк площадью 150 акров и пожертвование в размере 2.000.000 долларов городу Питтсбург, а также щедрые пожертвования Принстонскому университету. При этом сам Фрик родился и вырос на деревенской ферме в Пенсильвании. Никакого образования, кроме начального, он не получил. Но уже в 1871 году сумел открыть собственное дело – поставку угля на сталелитейные заводы Питтсбурга. В возрасте 30 лет Генри Фрик стал миллионером. А миллионы требуют коллекции. Перед тем, как купить свою первую картину, он десятилетие изучал историю искусств. Сама же коллекция шедевров, стала складываться с середины 1880-х годов, когда Фрик мог конкурировать на рынке искусства с другими коллекционерами, в том числе и с Эндрю Меллоном – будущим основателем Национальной галереи в Вашингтоне.
Фрик – пример коллекционера, постепенно влюблявшегося в свою коллекцию – уже Галатея определяла его жизнь Пигмалиона. Мне лично из его биографии больше всего нравится тот факт, что несмотря на то, что большую часть жизни Фрик прожил в Питтсбурге, где в какой-то момент решил построить отдельное здание для своей коллекции, ое все-таки решил перебраться в Нью-Йорк, так как дым сталелитейных заводов мог повредить картинам. Фрик перевез коллекцию в Нью-Йорк в 1905 году, но знаменитый особняк Фрика был построен архитектором Томасом Гастингсом в стиле французского дворца 18 века в 1914-м году. Часть коллекции Фрика по-прежнему хранится в его бывшей резиденции «Клейтон» в Питтсбурге и является частью Исторического центра искусств имени Фрика. Другая часть коллекции находится в кампусе Питтсбургского университета.
Фрагонар, Эль Греко, Рембрандт, Тициан, Буше, Веласкес, Веронезе, Пьеро де ла Франческа, Брейгель, Хольбейн, Вермеер, ван Эйк, Энгр, Ренуар, Уистлер, Тернер… Буквально пару недель назад одна из трех «фриковских» картин Вермеера впервые покинула альма матер и была отправлена на выставку Вермеера в Дрезден. Ковры, гравюры, фарфор, скульптура, и эмаль….
Лиможские эмали – одна из самых ярких форм искусства французского Возрождения. Здесь – на гладкой темно-серой стене Фрик-Мэдисон – десяток выставленных из 42 эмалей Фрика открылись совершенно иначе, чем прежде, затерянные в глубине витрин. Их в прямом смысле легче и проще рассмотреть – sic легче и проще восхититься, что и было незамедлительно проделано (мышь и крики случилась позже). Лиможская эмаль буквально затягивала в свои синие глубины. Небольшой формат – портреты размером в ладонь, шкатулки-реликварии, переносные алтари, подсвечники (свечи в них не зажигали – они были не функциональны, а исключительно декоративны, как и тарелки, ларцы и кувшины и супердороги – такими и остались). Размеры изделий из лиможской эмали позволяют сразу охватить их глазом (хочется охватить еще и руками – но не тут было, охранники и камеры бдят), а потом уже насыщаться деталями, нырнув в темно-синюю небесную глубину фона. Сюжеты – мифология, классические боги и богини, сцены обоих заветов – Ветхого и Нового, и портреты, от красоты которых хочется рыдать. Но опять таки не дадут – потому как слезы эмаль могут испортить: видно недаром при The Frick Collection существует особый отдел реставрации эмали, входящий в международный Музейный Совет по реставрации. Часть сюжетов мастеров лиможской эмали повторяли знаменитые витражи, произведения живописи и гравюры 15 века, эпохи Возрождения. Часть – портреты – абсолютно оригинальны.
Мастера лиможской эмали, естественно, все знамениты, особенно если сохранились в веках и подписях их имена. Есть и те , кто равнее всех других. И на мой дилетантский взгляд, это – Леонар Лимузен, самый известный из семи художников по эмали из семьи Лимузен, чьи подписанные и датированные работы обозначены с 1532 по 1574 год. Часть его работ хранится в Лувре, часть- во Frick Collection. Сравните – у Екатерины Медичи было 65 эмалей из Лиможа, у Фрика – 42.
Лиможская эмаль производилась в Лиможе, что и так понятно, на юго-западе Франции, на протяжении нескольких столетий. У лиможской эмали было два периода расцвета: с 12 века по 1370 год – от того периода в мире сохранились около 7500 предметов, в основном религиозного назначения. Второй период славы – с конца 15 века до середины 17-го, когда темы росписи эмали стали более светскими (те самые потрясающие портреты Лимузена). А затем пришел и победил фарфор, но лиможская эмаль вновь возродилась уже в 19-м веке – уже в духе арт-нуво…
Примерно с 1200 года преобладающим цветом в палитре Лиможа был синий с золотом. В средневековом искусстве синяя краска была очень дорога,но синий цвет относительно легко достигался в эмалях и в витражах, чем,конечно же, вовсю пользовались мастера. А еще в истории славы лиможской эмали замешаны папа римский, монашеский орден Грандмон, 4-й Латеранский собор и то, что Лимож лежал на пути паломников в Сантьяго-де-Компостелла, а еще и мода 13-го века на эмалированные рельефы с изображением умерших.
Об умерших… После того, как жена Фрика, Аделаида, скончалась в 1931 году, архитектор Джон Рассел Поуп начал ремонт здания, чтобы превратить особняк в музей. Он перепроектировал несколько помещений, добавил внутренний сад и новые галереи; пристроил шестиэтажное здание, примыкающее к музею для Справочной библиотеки по искусству Фрика, которую дочь Фрика, Хелен Клэй Фрик, основала в 1920 году. Музей был открыт для публики в 1935 году и с тех пор расширил свою коллекцию более чем на 30 процентов. Музей принимает более 300 000 посетителей ежегодно. Музеем руководит Попечительский Совет директоров – каждый из 44 директоров должен внести не менее 25.000 долларов в год на содержание музея, остальное приносят филантропы.
Фотографировать в музее нельзя, потому в качестве заглавной иллюстрации – обложка каталога (не преминула прикупить)… Приведенные иллюстрации – с сайта музея https://www.frick.org/
Кое-что из лиможской эмали в The Frick Collection можно увидеть по нижеприведенным ссылкам:
https://www.antiquesandthearts.com/the-beauty-of-limoges-enamelin-the-frick-collection/
https://collections.frick.org/collections/119/enamels/objects
https://www.youtube.com/watch?v=nyCuGBe0v_0
https://www.frick.org/sites/default/files/pdf/press/EnamelsBook_Highlights_ImageList_0.pdf
Маша Хинич