Окинув взглядом программу предстоящего международного фестиваля, меломаны ринутся за билетами, восторженно вздыхая в предвкушении грядущих удовольствий и смакуя заполонившие фестивальную афишу звездные имена. Сами посудите: легендарный скрипач, альтист, дирижер и педагог Шломо Минц;
самый элегантный в мире кларнетист и дирижер Поль Мейер;
один из самых неординарных российских пианистов Александр Гиндин
и молодой австрийский пианист Ингольф Вундер, диковинный музыкант, в полной мере оправдывающий свою фамилию (Wunder – чудо в переводе с немецкого).
Руководит всем этим великолепием прославленный виолончелист и дирижер Дмитрий Яблонский, инициатор и худрук фестиваля; место за пультом разделит с ним маэстро из Голландии Конрад ван Альфен, которому предстоит продирижировать Иерусалимским симфоническим оркестром.
Необычный фестиваль – необычные программы
Да, вы не ослышались: возглавит сей необычный международный фестиваль сам Дмитрий Яблонский, человек мира, который с недавних пор поселился в Израиле и ныне заведует кафедрой международных отношений в Музыкальной академии имени Бухмана-Меты при Тель-Авивском университете. Немудрено, что программы его составлены самым заманчивым образом, к тому же во многих из них прозвучат премьерные для Израиля опусы мальтийско-американского композитора Алексея Шора. К примеру, «Вердиана» для кларнета с оркестром – фантазия на оперные темы, очень остроумная, очень театральная, словно подчиненная логике сценического действия; автор решил поместить музыку Верди в латиноамериканский контекст, придав ей черты самбы, босановы и танго. Или «Travel Notebook» («Путевой дневник») – поэтичнейшая сюита для фортепиано с оркестром, своего рода музыкальная рефлексия или, если угодно, размышление автора о тех городах, где ему довелось побывать. Или «Детские воспоминания» для фортепиано соло, требующие естественного дыхания и владения высшей музыкальной математикой. Ну и, разумеется, кларнетовый концерт Вебера, две фантазии Мусоргского – «Ночь на Лысой горе» и оркестрованные Равелем «Картинки с выставки», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского, Интродукция и рондо каприччиозо Сен-Санса, ноктюрны Шопена, сонаты Листа и, наконец, Седьмая симфония Бетховена. Вместе с маэстро Яблонским инициатором грандиозного музыкального праздника выступил Европейский фонд поддержки культуры во главе с Константином Ишхановым.
«14 путей на Мальту»
Одна из целей Европейского фонда поддержки культуры – выявление талантливых музыкантов нового поколения. Несколько лет назад EUFSC учредил уникальный проект: беспрецедентную серию международных фортепианных конкурсов с грандиозным призовым фондом. Оттого самым интригующим аспектом фестиваля станет Международный фортепианный конкурс «14 путей на Мальту», который наконец-то достигнет и Израиля. Победитель конкурса отправится в столицу Мальты Валлетту, «город, построенный джентльменами для джентльменов» и удостоенный титула культурной столицы Европы. Именно там в 2021 году состоится финал конкурсного марафона, в котором выступят 70 участников со всего мира – пять лучших представителей каждого из 14 отборочных конкурсов. Призовой фонд конкурса, который проводится Европейским фондом поддержки культуры, составляет 300 000 евро. Кроме того, победитель мальтийского конкурса получит ангажемент на 20 концертов по всему миру.
Конкурс в Израиле станет одним из 14 подобных состязаний, которые будут проводиться в разных странах в течение 2019-2020 гг. Первый отборочный конкурс уже состоялся в Гамбурге, за ним последуют конкурсы в Вене, Вашингтоне, Ереване, Токио, Москве, Лондоне, Цюрихе, Антверпене, Сеуле, Риме, Берлине и Тель-Авиве. Конкурс разделен на четыре тура: в первом участникам предстоит исполнить сольную программу из произведений Гайдна, Моцарта, Клементи и ранних сочинений Бетховена, а также романтическую пьесу. Во втором туре каждый пианист представит часовое выступление, включающее обязательное исполнение «Детских воспоминаний» Алексея Шора и сонаты Бетховена или Шуберта на выбор. В третьем, полуфинальном туре конкурсантам надлежит сыграть классический или романтический концерт по собственному выбору в сопровождении второго фортепиано. В четвертом, финальном туре прозвучат концерты, исполненные в третьем туре, но на сей раз в сопровождении Иерусалимского симфонического оркестра под управлением Дмитрия Яблонского.
В общем, готовьтесь к невероятным трактовкам.
Концерты в рамках фестиваля пройдут с 6 по 17 сентября в Оперном театре Тель-Авива, в Иерусалимском театре и в новом камерном зале «Цукер» тель-авивского дворца культуры «Гейхал а-Тарбут». Конкурс пианистов будет проходить в зале «Смоларш» Тель-Авивского университета и в Музыкальной академии имени Бухмана-Меты.
Заказ билетов:
Касса Оперного театра Тель-Авива: 03-6927777
Касса «Бимот» в Иерусалиме: *6226 или https://tickets.bimot.co.il/
Касса «Браво» *3221 или на сайтах:
Авторы фотографий: Seger VanWijk, Alisa Skalskaya, Sergey Ilyin, PatrickWalter, Marcin Szpądrowski, Olga Swiatecka, Yonathan Weitzman, Edith Held Vandoren.
Фотографии предоставлены организаторами фестиваля.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting