«Искатели жемчуга» Жоржа Бизе в Израильской Опере – под занавес 31-го сезона.
Дирижер постановки: Стивен Слоун, режиссер – Лотте де Бир, уже ставившая эту оперу в Вене. Знаменитые арии, дуэты и хоры в новой современной постановке с явными ассоциациями на реалити-шоу наших дней и знаменитым дуэтом «Au fond du temple saint», ставшим одним из самых известных дуэтов в оперной литературе.
25 июня – 16 июля 2016 года. Израильская Опера – Тель-Авивский центр сценических искусств.
Опера «Искатели жемчуга» была создана Жоржем Бизе в ту эпоху, когда именно опера была наиболее востребованным и процветающим жанром, так что тогдашняя оперная активность действительно напоминает телевизионную индустрию наших дней. По мнению режиссера этой постановки Лотте де Бир, «сегодняшняя публика предпочитает реалити-шоу; зрелища, описывающие окружающую реальность. Нынешняя действительность привлекает меломанов больше, чем прежние сказки. И для того, чтобы превратить это старый оперный сюжет в интересный в наши дни спектакль, я решила поместить сказку в современную обстановку» – говорит Лотте де Бир, и продолжает: «Действие в этой опере развивается очень быстро – как в трейлере к фильму. Группа людей на берегу залива выбирает своего лидера, тот встречает давнего друга, при встрече они вспоминают женщину, которую оба любили, и вот – эта женщина уже приближается по морю на лодке к берегу. Все это происходит в первые 10 минут оперного действия. Мы не пытались в нашей постановке дать глубокий интеллектуальный анализ этих следующих одно за другим происшествий, а просто переиначили эту стремительность на современный лад. Во времена Бизе такие сказочные истории были обычной манерой изложения музыкального сюжета. Публика же наших дней предпочитает реалити, реальность важнее и интереснее сказок. И потому мы превратили сказочную оперу в понятную для современной аудитории историю, происходящую в наши дни. Самое важное в этой опере – функции хора. Хор находится на сцене большую часть времени и очень важен для развития сюжета в целом. Хор – это группа, что позволяет мне выстроить и показать некую демократическую общность, власть в которой принадлежит народу. Именно так! Эта группа выбирает своего лидера – Зургу, и, в конце концов, требует от него исполнения законов этой группы – то есть казни Лейлы и Надира».
Приведем ради сравнения изначальное либретто: Остров Цейлон. Жители прибрежного селения выбирают вождем храброго Зургу, всеобщего любимца. Он будет главой племени во время ловли жемчуга. После долгих скитаний домой возвращается молодой охотник Надир. Зурга, друживший с ним с детских лет, призывает забыть старую размолвку и ее причину – красавицу, однажды встреченную ими в храме. Красавица скрылась в неизвестности, и теперь ничто не должно разлучать их. К берегу подходит лодка: по старому обычаю из дальних краев везут девушку, которая будет молиться за ловцов жемчуга, пока они заняты своим опасным промыслом. Это Лейла. Лицо ее закрыто покрывалом: никто не должен видеть ее. Внезапно Лейла замечает Надира, и рука ее начинает дрожать – этого юношу она полюбила, увидев впервые в храме, – но твердо повторяет обещание. Взволнован и Надир; ему кажется, что он узнал голос той, что покорила его».
Неправда ли, по сути эмоций, несмотря на осовременивание либретто, опера осталась прежней, как оно и было в 19-м веке, когда экзотика была в моде и привлекала чем-то далеким и непривычным? Тогда экзотика проникла и в театр, и в оперу. Еще во время своего пребывания в Италии после получения Римской премии, Бизе мечтал создать оперу, но страшился встречи с либреттистами, актерами и особенно директорами театров, которые не желали иметь дело с одноактными операми, право постановки которых предоставлялось лауреатам Римской премии. Он и сам не хотел писать одноактную оперу, так как хотел дебютировать полным спектаклем. Однако театр Комической оперы заказал ему одноактную оперу «Гузла эмира», которую Бизе написал в 1861 году и передал в театр, но вскоре забрал партитуру обратно. И тут представился редкий случай, именно то, о чем он мечтал: в 1862 году Лирический театр Парижа по ряду условий оказался обязанным поставить одну оперу молодого отечественного автора. Выбор Леона Карвальо, стоявшего во главе театра, пал на Бизе, в талант которого опытный и заинтересованный в судьбах французского искусства импресарио искренне верил. Бизе получил либретто трехактной оперы «Искатели жемчуга», написанное драматургом Пьером Этьеном Кармоном (1811-1903), автором более ста пьес. Его соавтором стал опытный либреттист Мишель Карре (1819-1872), один из авторов либретто «Фауста» Гуно. В результате получились «Искатели жемчуга» – опера, в которой нашли свое отражение множество историй опытных либреттистов того времени: от странных ритуалов до описания прекрасных туземцев. Примечательно, что опера содержит и мелодраматическую бурю эмоций и захватывающие дух арии, которые ожидаются от опер этого французского композитора. Либреттисты перенесли действие с берегов Мексиканского залива, как намечалось поначалу, на берега залива Бенгальского, видимо в ту пору прочно ассоциировавшегося у европейской публики с добычей жемчуга.
Ориентальный сюжет оперы был вполне в русле французского искусства того времени: Виктор Гюго создал «Восточные стихотворения», Эжен Делакруа — «Алжирские этюды», Фелисьен Давид – оду-симфонию «Пустыня». Вместе с тем, в экзотическую оболочку авторы либретто поместили старый, не раз использованный сюжетный конфликт, знакомый по «Весталке» Спонтини и «Норме» Беллини: нарушение жрицей обета во имя любви.
Премьера «Искателей жемчуга» состоялась 30 сентября 1863 года на сцене парижского Лирического театра. Автора, не достигшего еще 25 лет, бурно приветствовала публика. Некоторые критики упрекали композитора за «гармонические странности», однако Берлиоз писал об «Искателях жемчуга»: «Партитура этой оперы содержит значительное количество прекрасных выразительных отрывков, полных огня и богатого колорита, делает самую большую честь г-ну Бизе, которого вынуждены будут принять и как композитора, несмотря на его редкий талант пианиста-чтеца».
Яркая музыка и лиризм сделали «Искателей жемчуга» популярной оперой. Многие мелодии из нее – арии и дуэты – часто звучат в концертных программах. В Израиле же впервые опера «Искатели жемчуга» была поставлена в 1964-м году, когда партию Надира исполнил молодой и мало кому тогда известный тенор Пласидо Доминго.
В наши дни опера «Искатели жемчуга» ставится не так уж часто, она не входит в обычный оперный мэйнстрим. И как уже понятно, Лотте де Бир поставила пышную экзотическую мелодраму про несчастную жрицу Лейла с острова Цейлон, необдуманно давшую обет безбрачия в самый разгар любовных страстей, как телешоу «Последний герой». Сцена – это телестудия, уставленная пальмами; исполнительница главной роли поет арию на коврике для йоги, а в телевизоре над головами героев идет зрительское голосование. Во время спектакля на заднике сцены «включают» огромный земной шар в разрезе, где во множестве сот-квартир телезрители следят за сюжетом и решают с помощью sms судьбы героев. Такая забавная постановка, тем не менее, не мешает наслаждаться музыкой.
Специально для того, чтобы продижировать этой постановкой «Искателей жемчуга» в Израиль прилетает американо-израильский дирижер Стивен Слоун, дирижер с международными реноме и карьерой. Как-то раз он провозгласил – «Каждый человек – певец!», но помимо провозглашения лозунгов (тогда Слоун дирижировал в Германии хором из несколько десятков тысяч певцов), Слоун также руководит Бохумским Симфоническим оркестром в Германии (Bochumer Symphoniker), основанным в еще в 1918 году. С тех пор как должность главного музыкального руководителя оркестра занял Стивен Слоун, музыкальный коллектив инициировал и принимал участие в проектах, не имеющих аналогов в мире. По инициативе Слоуна, бохумцы играли со Стингом и немецким шоуменом Харальдом Шмидтом и гастролировали по США и Израилю. За свои смелые музыкальные находки оркестр был удостоен многочисленных наград. Помимо Бохумского оркестра, Слоун руководит фестивалем в Сполето, оперой Северного Лидса в Англии, является музыкальным руководителем оркестра Американских Композиторов и дирижирует Симфоническим Оркестром Ставангера в Норвегии. Он дирижировал оперными постановками на фестивале в Линкольн-Центре в Нью-Йорке, в Королевской опере в Ковент-Гарден, в Лос-Анджелесской опере, в Бруклинской академии музыки, в оперных театрах Амстердама и Штутгарта, Берлина и Франкфурта. Дирижирует также многими ведущими оркестрами мира и молодежными составами. В Израильской Опере Стивен Слоун уже дирижировал постановками «Януфы» в 1993 и 1996 годах и «Севильского цирюльника» в 1993 и 1995 году.
Режиссер Лотте де Бир – постановщица «Искателей жемчуга» – родилась в Голландии. Она работал над десятками спектаклей, ставя оперы Моцарта, Штрауса, Масне, Пуччини, Дворжака, Чайковского и других композиторов во многих театрах мира, в том числе и в Венской опере, в операх Амстердама, Копенгагена, Токио, Лейпцига. «Искатели жемчуга» – ее первая работа в Израильской Опере.
Израильская Опера. Жорж Бизе. «Искатели жемчуга».
Либретто – Пьер Этьен Кармон и Мишель Карре.
Постановка – Лотте де Бир.
Дирижер – Стивен Слоун.
В постановке принимаю участие израильские и международные солисты:
Партия Лейлы – сопрано Кристина Пасарау из Румынии и Алла Василевицкая, одна из ведущих солисток Израильской Оперы.
Надир – тенор из США Роберт Макферсон (знакомый израильским меломанам по операм «Жидовка», «Путешествие в Реймс» «Дочь полка» и «Поворот винта» Бриттена и тенор из Росси Алексей Долгов (уже выступавший в Израильской опере в спектаклях «Любовный напиток» и» Евгений Онегин»).
Партия Зурги исполнят сербский баритон Николя Михайлович (также знакомый израильским любителям оперы по «Любовному напитку») и американец Майкл Энтони-МакГи.
Партия Нурбада – бас Инсанг Сим из Кореи (певший в Израиле в «Набукко») и Владимир Браун, ведущий солист Оперы.
Даты представлений:
«К премьере» – 25 июня, суббота, 11:00.
Премьера – 28 июня, вторник, 20:00. А также: 30 июня в 20:00; 1 июня в 13:00; 2 июля в 21.00; 4 июля в 20:00; 6 июля в 20:00; 7 июля в 20:00; 8 июля в 13:00; 9 июля в 21:00; 11 июля в 20:00; 12 июля в 20:00; 15 июля в 13:00; 16 июля в 21:00;
Опера исполняется на французском языке с титрами на иврите и английском.
Продолжительность спектакля – два с половиной часа.
За час до начала каждого спектакля проходит 30-минутная вступительная лекция без дополнительной оплаты для тех, кто приобрел билеты на спектакль в тот же вечер.
Заказ билетов по телефону 03-6927777, на сайте www.israel-opera.co.il или в кассе «Браво».
Текст подготовила Маша Хинич
Фотографии представлены пресс-отделом Израильской Оперы